Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 16 November 2024
Экскурсионные и активные туры на Сахалин
Туры на Сахалин

Сахалин
Мыс Великан
Мыс Евстафия
Останец Лягушка
Тихая бухта
Хребет Жданко
Южно-Сахалинск
Туризм
Активный отдых
Рыбалка
Туристские хиты
Ороки

Народы Дальнего Востока > Народы Сахалина > Ороки

Ороки

Самоназвание ороков - ульта, ульча - вероятно, происходит от слова ула - «домашний северный олень», отсюда ульта - «олени (люди)». Другое самоназвание - нани. Айны называли ороков орочко, а русские - орочен. Вероятно, это слово происходит от маньчжуро-тунгусского слова оро - «домашний северный олень», что означает «люди северного оленя», «оленеводы».

Ороки живут в северной части острова Сахалин на берегу Охотского моря и в Поронайском районе на юге острова. Они живут бок о бок с нивхами.

О численности населения имеется мало информации, поскольку не во всех переписях ороки были зарегистрированы как отдельный народ:

Антропологически ороки являются чистыми монголоидами, принадлежащими к байкальской или палеосибирской группе, подобно нанайцам, эвенам и эвенкам.

Орокский язык относится к Южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Он наиболее тесно связан с нанайским и ульчским языками и имеет черты, общие с эвенкийским и негидальским языками Северной группы.

В устной традиции ороков есть упоминания о континентальном происхождении, переселении на остров и разведении северных оленей в прошлом. Вероятно, миграция произошла самое позднее в 17 веке из района реки Амгунь. В России они были впервые изучены Н. Бошняком в 1852 году.

Этнографически ороки близки к орочам и ульчам, но резко отличаются от них в том, что касается их хозяйства, основанного на оленеводстве. Их привязанность к северному оленю даже дала повод рассматривать их как эвенкийскую подгруппу. Рыболовство также повлияло на образ жизни ороков - чтобы приспособиться к этому занятию, им пришлось изменить свои кочевые привычки, чтобы соответствовать более устойчивым требованиям. Также практиковалась охота на диких и морских животных.

Относительно ограниченная мобильность ороков была вызвана необходимостью летом находиться поблизости от мест ловли рыбы. Весной олени и зимние юрты оставались в тайге, и люди селились на побережье или вблизи устья реки. Оттуда осенью они двигались вверх по реке, чтобы наловить побольше рыбы и собрать с летних пастбищ своих оленей.

В 1920-х годах северо-сахалинские ороки были разделены на пять групп, у каждой из которых была более или менее определенная зона миграции. Своеобразной привычкой ороков были их регулярные визиты на континент для участия в ярмарке Пули на берегу реки Амур. На берегах Амура они часто встречались с родственными по языку ульчами, которые были единственным народом, называвшим ороков ульча или ольча-ча, то есть по их собственному имени. На Сахалине ороки обитали в непосредственной близости от айнов, нивхов и эвенков, которые поселились там в 19 веке и также разводили северных оленей.

В советское время северо-сахалинские ороки вступили в колхоз «Вал», основанный в 1932 году и специализирующийся на разведении северных оленей. На ферме вместе с ними жили нивхи, эвенки и русские. Бревенчатые избы русского типа являются основной формой жилья. Только пастухи вели кочевой образ жизни. Овощеводство и скотоводство - новые занятия ороков, которые набирают популярность. Охота на морских животных и рыболовство имеют относительно скромное значение.

Южно-сахалинские ороки живут в сёлах Речное (бывшее Найпуту) и Устье недалеко от Поронайска. Раньше они жили в тайге, но, ликвидировав свои стада по экономическим соображениям, на рубеже веков обосновались на побережье и занялись рыболовством. До 1945 года эта часть острова принадлежала Японии. По оценкам, в 1960 году там проживало около 160-170 ороков.

Ороки населяют деревни со стандартизированными жилищами, которые они делят с нанайцами, нивхами и русскими. Основным занятием является рыболовство, но есть и люди, занятые в промышленности. От древней этнической культуры сохранилось лишь несколько предметов - в основном одежда и рыболовные снасти, а также некоторые изделия из бересты.

У ороков нет письменности. Образование ведётся на русском языке; обычно дети учатся в школах-интернатах вместе с нивхскими, нанайскими и эвенкийскими детьми.

Организованных культурных мероприятий нет, хотя в местных клубах вместе с нанайцами и нивхами в некоторой степени практикуется художественная самодеятельность. Точных данных о статусе родного языка не существует. Знание русского языка является универсальным: оно прививается в школе и в результате жизни в тесном общении с другими народами.

В ходе переписей 1959 и 1979 годов ороки не были зарегистрированы как отдельный народ. Этнограф З. Соколова упоминает в журнале «Советская этнография» тот факт, что численность ороков и орочи сократилась на 7,7% за десять лет с 1979 по 1989 год. Несмотря на отсутствие каких-либо националистических организаций, Н. Соловьёв участвовал в работе Конгресса национальных меньшинств Севера, состоявшегося 30-31 марта 1990 года в Москве в качестве представителя орокского народа.

 
Чат с менеджером
Экскурсионные и активные туры на Сахалин Экскурсионные и активные туры на Курилы Поиск дешевых авиабилетов
Туры на Сахалин Туры на Курилы Авиабилеты


Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram