Народы
Дальнего Востока > Народы
Сахалина > Ороки
Ороки
Самоназвание ороков - ульта, ульча - вероятно, происходит от слова ула - «домашний
северный олень», отсюда ульта - «олени (люди)». Другое самоназвание
- нани. Айны называли ороков орочко, а русские - орочен. Вероятно, это слово
происходит от маньчжуро-тунгусского слова оро - «домашний северный олень»,
что означает «люди северного оленя», «оленеводы».
Ороки живут в северной части острова Сахалин на берегу Охотского моря и в
Поронайском районе на юге острова. Они живут бок о бок с нивхами.
О численности населения имеется мало информации, поскольку не во всех переписях
ороки были зарегистрированы как отдельный народ:
Антропологически ороки являются чистыми монголоидами, принадлежащими к байкальской
или палеосибирской группе, подобно нанайцам, эвенам и эвенкам.
Орокский язык относится к Южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Он наиболее
тесно связан с нанайским и ульчским
языками и имеет черты, общие с эвенкийским и негидальским языками Северной
группы.
В устной традиции ороков есть упоминания о континентальном происхождении, переселении
на остров и разведении северных оленей в прошлом. Вероятно, миграция произошла
самое позднее в 17 веке из района реки Амгунь. В России они были впервые изучены
Н. Бошняком в 1852 году.
Этнографически ороки близки к орочам
и ульчам, но резко
отличаются от них в том, что касается их хозяйства, основанного на оленеводстве.
Их привязанность к северному оленю даже дала повод рассматривать их как эвенкийскую
подгруппу. Рыболовство также повлияло на образ жизни ороков - чтобы приспособиться
к этому занятию, им пришлось изменить свои кочевые привычки, чтобы соответствовать
более устойчивым требованиям. Также практиковалась охота на диких и морских животных.
Относительно ограниченная мобильность ороков была вызвана необходимостью летом
находиться поблизости от мест ловли рыбы. Весной олени и зимние юрты оставались
в тайге, и люди селились на побережье или вблизи устья реки. Оттуда осенью они
двигались вверх по реке, чтобы наловить побольше рыбы и собрать с летних пастбищ
своих оленей.
В 1920-х годах северо-сахалинские ороки были разделены на пять групп, у каждой
из которых была более или менее определенная зона миграции. Своеобразной привычкой
ороков были их регулярные визиты на континент для участия в ярмарке Пули на
берегу реки Амур. На берегах Амура они часто встречались с родственными по языку
ульчами, которые были единственным народом, называвшим ороков ульча или ольча-ча,
то есть по их собственному имени. На Сахалине ороки обитали в непосредственной
близости от айнов, нивхов и эвенков, которые поселились там в 19 веке и также
разводили северных оленей.
В советское время северо-сахалинские ороки вступили в колхоз «Вал»,
основанный в 1932 году и специализирующийся на разведении северных оленей. На
ферме вместе с ними жили нивхи, эвенки и русские. Бревенчатые избы русского
типа являются основной формой жилья. Только пастухи вели кочевой образ жизни.
Овощеводство и скотоводство - новые занятия ороков, которые набирают популярность.
Охота на морских животных и рыболовство имеют относительно скромное значение.
Южно-сахалинские ороки живут в сёлах Речное (бывшее Найпуту) и Устье недалеко
от Поронайска. Раньше они жили в тайге, но, ликвидировав свои стада по экономическим
соображениям, на рубеже веков обосновались на побережье и занялись рыболовством.
До 1945 года эта часть острова принадлежала Японии. По оценкам, в 1960 году
там проживало около 160-170 ороков.
Ороки населяют деревни со стандартизированными жилищами, которые они делят
с нанайцами, нивхами и русскими. Основным занятием является рыболовство, но
есть и люди, занятые в промышленности. От древней этнической культуры сохранилось
лишь несколько предметов - в основном одежда и рыболовные снасти, а также некоторые
изделия из бересты.
У ороков нет письменности. Образование ведётся на русском языке; обычно дети
учатся в школах-интернатах вместе с нивхскими, нанайскими и эвенкийскими детьми.
Организованных культурных мероприятий нет, хотя в местных клубах вместе с нанайцами
и нивхами в некоторой степени практикуется художественная самодеятельность.
Точных данных о статусе родного языка не существует. Знание русского языка является
универсальным: оно прививается в школе и в результате жизни в тесном общении
с другими народами.
В ходе переписей 1959 и 1979 годов ороки не были зарегистрированы как отдельный
народ. Этнограф З. Соколова упоминает в журнале «Советская этнография»
тот факт, что численность ороков и орочи сократилась на 7,7% за десять лет с
1979 по 1989 год. Несмотря на отсутствие каких-либо националистических организаций,
Н. Соловьёв участвовал в работе Конгресса национальных меньшинств Севера, состоявшегося
30-31 марта 1990 года в Москве в качестве представителя орокского народа.
|