Народы
Дальнего Востока > Хабаровский
край > Орочи
Орочи
Самоназвание является проблематичным вопросом. Одним из используемых имён было
нани - "человек из этой страны", и это то же самое самоназвание, которое
использовали нанайцы и ороки.
Но это три разных народа. Однако "нани" не закрепилось как самоназвание
орочи и почти кануло в лету вместе с ними. Другое возможное самоназвание - орочисал.
Термин "орочий" впервые был использован в этнографической литературе
французским исследователем Лапруз, который в 1786 году встретил на берегу моря
этот народ. У названия есть два объяснения: а) оно происходит от маньчжуро-тунгусского
термина "орон", обозначающего одомашненного северного оленя, или б)
от местного слова "оро" - "новорождённый медвежонок".
Поселения орочей находятся в южной части Хабаровского края, в частности, в
низовьях реки Тумнин (Ушка, Ушка-Русская) и на реках Амур и Копп. На этой обширной
территории между Нижним Амуром и Татарским проливом раньше располагались многочисленные
небольшие орочьи поселения для зимнего и летнего проживания, разделённые на
пять территориальных групп. В 19 веке в поисках лучших мест для рыбной ловли
и охоты в лесах происходили миграции на реку Амур и остров Сахалин. В первые
десятилетия 20-го века орочи покинули побережье Японского
моря и направились вглубь страны, спасаясь от войны.
Наряду с ороками, орочи являются единственным тунгусским народом нижнего Амура
и Сахалина. Согласно переписи, их численность населения сократилась на 7,7 %
в период с 1979 по 1989 год. Антропологически орочи являются монголоидами с
ярко выраженными чертами байкальского типа.
Язык относится к Южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Наиболее близкими
родственниками являются эвенкийский, удэгейский и негидальский языки.
Шаманские амулеты
Во второй половине XIX века все коренное население междуречья, впадающего в
Татарский пролив на севере, и почти до Владивостока на юге, а также на берегах
реки Уссури и притоков Амура Хунгара и Анюя, считалось орочьим. Первым человеком,
который провёл различие между орочами на севере и удэгейцами
на юге, был И. Маргаритов 1888 году, который обозначил реку Ботч как пограничную
линию.
Работы ряда исследователей, в частности В. Арсеньева, доказали правильность
такого разграничения. В литературе происхождение орочьего языка остаётся довольно
неясным - ни одно исследование не дало однозначного ответа. Язык несколько более
чётко различим. Среди орочей есть племена, которые изначально состоят в родстве
с нанайцами, ульчами, удэгейцами, негидальцами, нивхами и эвенками. Таким образом,
в орочьем народе присутствуют как древние коренные этнические черты, так и северные
таёжные. Также прослеживается влияние маньчжурской и китайской культур. Аналогичное
разнообразие можно отметить и в отношении самоназвания.
Творчество орочей - вырезанная из дерева собачья упряжка
Несмотря на это, этнограф А. Смоляк считает, что когда-то у этого народа было
общее название для самих себя - орочисалы. По его словам, этот термин произошёл
не от слова орон - "северный олень", как принято было считать, а от
слова оро, или орококо - "новорождённый медвежонок". Это может быть
связано с легендой, согласно которой орочи появились на свет в результате брака
женщины и медведя. Вероятно, не случайно, что их ближайшие соседи, нанайцы и
ульчи, называли их орочами. Гипотеза Смоляка кажется несколько более правдоподобной,
чем самоназвание, полученное от северного оленя, которого орочи никогда не разводили.
Традиционными средствами существования орочей были рыбалка и охота. В прибрежных
районах орочи также занимались охотой на морских животных. Разведение ездовых
собак было широко распространённым занятием. Вместе с русскими орочи начали
заниматься сельским хозяйством только в начале 20-го века. Хотя исконные занятия
сохранились, их относительная значимость значительно изменилась.
Якорёк для вытаскивания морской добычи из воды
Несмотря на некоторое расхождение во мнениях среди исследователей, орочей можно
рассматривать как более или менее оседлый народ, среди которого только охотники
вели более бродячий образ жизни. Это явно отличает их от родственных им кочевых
народов удэгейцев, с которыми их часто отождествляли. Раньше сезонный характер
рыболовства и охоты требовал строительства летних и зимних поселений. Их способы
строительства сильно отличались друг от друга: летом хватало жилищ из коры,
а на зиму строились хижины из дёрна, обшитые изнутри деревом. Зимой охотники
ставили конусообразные палатки, покрытые травой. Срубы русского типа появились
в конце 19 века.
Организация административных единиц на орочьих территориях началась в конце
1920-х годов после восстановления советской власти в Приморском крае. Было создано
несколько национальных сельских советов и районов. Они находились в ведении
местных русских районных исполнительных комитетов, на территории которых они
находились. Например, Тумнинский национальный округ, образованный в 1927 году,
входил в состав Советского района. Кое-где орочи, наряду с ульчами, нивхами
и нанайцами, проживали в районах со смешанным населением.
Колыбель из бересты
В 1931-1932 годах были проведены реформы и созданы новые национальные районы.
Даже появился Орочий национальный район, который позже был объединён с Советским
районом "из-за нехватки коренного населения". В ходе коллективизации
и полного перехода к стационарному образу жизни все национальные сельские советы
были упразднены. Последним был ликвидирован Кунский сельский совет, который
просуществовал до конца 1959 года. Коллективизация восточных орочей (Советского
района) была завершена в 1940 году, и они были объединены в семь деревень, входящих
в колхоз "Орочи". Западные орочи собрались в деревне Омми на берегу
Амура, где они сейчас живут вместе с нанайцами и удэгейцами.
|