Исчезающие
народы России > Хабаровский
край > Удэгейцы
УдэгейцыДо середины XIX в. удэгейцев не выделяли в самостоятельный этнос и отождествляли с орочами. В дальнейшем стали называть по самоназванию - «удихэ/удэхе». Всего в России насчитывается 1496 удэгейцев, из них 793 в Приморском крае (сёла Красный Яр, Агзу), 620 человек в Хабаровском крае: районы им. Лазо и Нанайский. Национальные сёла: Гвасюги, Арсеньево, Рассвет.
Их самоназвание - ундер, удди, удехе (udihe), кекар (Kakala - в честь большого
племени). Тунгусы, нанайцы и ульчи,
живущие в Приамурье, называли удэгейцев кяхала. В литературе используются названия
орочон и таз. Орочонский язык происходит от слова орон - "северный олень"
и означает "оленеводы", хотя разведение северных оленей особенно не
было характерным занятием удэгейцев. Название "таз", обозначающее
южную группу народов, происходит от китайского, где "Та-цзы" означает
"все народы Нижнего Амура".
Удэгейцы разбросаны на обширной территории в Хабаровском крае и в Уссурийской
тайге. Они живут по соседству с нанайцами и нивхами
и местами смешиваются с ними. Существует девять этнически чистых поселений
удэгейцев в Ольгинском районе Приморского края, которые когда-то лингвистически
тяготели к китайскому языку, теперь почти полностью русифицированы - в 1950-х
годах здесь насчитывалось около 300 человек.
- Ложка
- Скребок из нефритоподобного камня для выделки шкур
Антропологически удэгейцы являются монголоидами, принадлежащими к байкальскому
типу.
Удэгейский язык относится к южной группе маньчжуро-тунгусских языков и делится
на три диалекта с многочисленными наречиями. Ближайшими языковыми родственниками
являются орочи.
Происхождение удэгейцев не совсем ясно и вызывает споры по сей день. Существуют
две гипотезы: одна утверждает, что они пришли с севера, другая - что удэгейцы
происходят с юга. Первое подтверждается их культурной близостью с орочи и очевидной
связью с древним местным палеоазиатским населением. Но у удэгейцев также есть
ярко выраженные южные черты, похожие на выходцев из Маньчжурии и Китая. Также
были отмечены некоторые айнские и тунгусские (эвенкийские) компоненты.
Межсезонная одежда охотника
Устные традиции удэгейцев указывают на сложное происхождение. В 19 веке удэгейцев,
как правило, не отличали от орочи. Только к концу столетия В. Маргаритову и
особенно С. Браиловскому, проводившим перепись населения в 1897 году, удалось
выделить южную группу из орочи. С. Браиловский был первым, кто предложил называть
этот народ по его собственному самоназванию - удэгейцами. В качестве границы
была предложена река Ботч. Так, в 1897 году ареал удэгейцев распространился
на южные притоки Уссури и вдоль побережья вплоть до Находки. В то время удэгейцев
можно было встретить также на реке Хунгар, Тунгуске и других притоках Амура.
С 1860 года, когда весь Уссурийский край был включён в состав Российской империи,
удэгейцы стали частью России.
Рыболовство играло в их жизни менее важную роль, чем у соседних племён. Что
касается земледелия, только южные удэгейцы, следуя примеру китайцев, возделывали
свои поля в прибрежных речных бассейнах.
У удэгейцев было принято жить рассредоточено, отдельными семьями, и часто
кочевать в зависимости от районов охоты. Постоянные поселения удэгейцев появились
после 1930-х годов, когда началась насильственная коллективизация домохозяйств.
Коллективизация завершилась примерно в 1937 году.
Берестяная колыбель
В настоящее время существует девять разрозненных поселений удэгейцев. Переселение
привело к тому, что многим семьям пришлось сменить образ жизни, например, перейти
от охоты к обработке земли и разведению животных. Эта трансформация была ускорена
сокращением площади охотничьих угодий, вызванным вырубкой леса (особенно в Приморском
крае), что стало причиной постоянного переселения удэгейцев из их родных мест
(где проживало около 43 % населения) в Хабаровский край.
Район обитания удэгейцев был присоединён к России в 1860 году, но долгое время
настоящими правителями были китайские торговцы мехами и женьшенем, к которым
многие удэгейцы часто впадали в долговую кабалу. Русские крестьяне начали селиться
в Уссурийском крае где-то после 1883 года, но эта колонизация не сильно коснулась
удэгейцев, которые кочевали глубоко в лесах.
Напротив, по наблюдениям многих путешественников того времени, отношение удэгейцев
к русским было на удивление дружелюбным, поскольку русские вытеснили китайских
торговцев-эксплуататоров. Русское влияние на народную культуру удэгейцев также
было меньшим, чем на другие народы Амура. Женский народный костюм, а также мужская
охотничья одежда и снаряжение сохранились относительно хорошо.
Однако на этом фоне произошёл резкий упадок духовной культуры, который в наибольшей
степени отразился на языке. В 1979 году удэгейский язык считался родным только
для 31% населения. На нем говорили 37,5 % населения. В то же время русским языком
свободно владели 94,1 % удэгейцев, по данным на 1970 год, 55,1 %, 63,8 % и 89,9
% соответственно. Начальное образование на родном языке началось ещё в 1931
году, когда появились первые школьные учебники на удэгейском языке.
|