Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Thursday, 21 November 2024
Экскурсионные и активные туры на Камчатку
Туры по Приморью
Дальний Восток
Камчатка
Курилы
Магаданская область
Приморский Край
Сахалин
Хабаровский Край
Чукотка
Города
Владивосток
Магадан
Находка
Петропавловск Камчатский
Хабаровск
Ульчи

Исчезающие народы России > Хабаровский край >Ульчи

Народ ульчи

Численность ульчи в России - 2765 человек. В основном, проживают в Ульчском муниципальном районе Хабаровского края (2621 человек). Национальные села: Булава, Дуди, Кольнём, Ухта, Богородское.

В старину их самоназвание было нани - "местные", но на нанайском так называли ближайших соседей. Чтобы избежать путаницы, в 1930-х годах народу дали искусственное название ульч-ис, которое по ошибке использовалось в литературе 19 века. В письменных источниках нынешних ульчей также называют мангунами. Мангу - это местное название реки Амур. Русские также называли их гиляками (как и нивхов). Долгое время название "ульчи" вызывало недоумение среди местных, однако сейчас оно воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Народ ульчи живёт в Хабаровском крае на Нижнем Амуре. 90 % ульчей проживают в пределах Ульчского района.

Антропологически ульчи являются монголоидами, но, как правило, чистого типа не существует. Часть из них принадлежит к так называемой сахалино-амурской группе подобно нивхам.

Ульчский язык относится к южной группе маньчжуро-тунгусских языков и настолько близок к нанайскому языку, что считается нанайским диалектом. У ульчей нет собственной письменности.

Ульчи, относящиеся к древнему населению Нижнего Амура, представляют собой народ смешанного состава, среди которого обнаружены племена нанайского, эвенкийского, маньчжурского, удэгейского, орочьего, орокского и нивхского происхождения.

  • Нож из оленьей лопатки для очистски рыбы от чешуи
  • Ложка из рога барана
  • Костяные скребки для выделки шкур, нож из кремнистого сланца для выделки шкур

В материальной культуре ульчей был обнаружен ряд исторических пластов, которые связаны с местной древней палеоазиатской, а также со старой маньчжурской и "обыкновенной тунгусской" культурой. Манера ульчей ловить рыбу, традиционно являющаяся их основным занятием, схожа с манерой нивхов.

История

Вплоть до 17 века ульчи вели свободный от внешнего вмешательства образ жизни, но затем китайские власти попытались заставить ульчей, нанайцев и нивхов платить налоги. Попытка оказалась неудачной, и контакты с Китаем перешли на коммерческий характер (продажа мехов). Русская колонизация региона началась в 1850 году с основания крепости Николаевск. Несколько лет спустя появились первые русские крестьяне-поселенцы, и в окрестностях ульчских поселений образовалось несколько крупных русских деревень.

Основным занятием ульчей была рыбная ловля, источником которой в изобилии служили река Амур и озера. Круглогодичная рыбалка требовала довольно оседлого образа жизни. Рыба была основной пищей людей, также её скармливали собакам, которых держали в большом количестве для тягловой работы. Охота на пушнину была дополнительным занятием, которое иногда приносило хороший доход, особенно на соболей. За соболями некоторые ульчские кооперативы отправлялись на охоту даже на остров Сахалин, где некоторые из них в конце концов и поселились. Известно также, что ульчи охотились на морских животных в Татарском проливе. Чтобы добраться туда, ульчи должны были совершить долгое путешествие через озеро Киз и вдоль различных небольших рек.

В конце 19-го века жизнь ульчи значительно осложнилась с прибытием русских колонистов. Русские начали массово заниматься рыболовством и основали рыбоперерабатывающую промышленность. Ульчи стали ловить рыбу для продажи. Иностранные торговцы, а также местные русские крестьяне, по-видимому, скупали рыбу. Пользуясь своими привилегиями и властью, русские начали ограничивать рыболовные угодья ульчей и нанайцев. Это привело к конфликтам. Из-за значительно возросших масштабов рыболовства охота стала менее важной - к тому времени на Нижнем Амуре уже водилось гораздо меньше пушных зверей. Чтобы зарабатывать на жизнь, ульчи были вынуждены постепенно осваивать ранее неизвестные им профессии: обработка земли, перевозка почты и заготовка угля для пароходов. Также появились коневодство и сенокосы, как и в России. Они подражали русским и часто работали с ними.

В сфере материальной культуры влияние было взаимным. Поскольку ульчи были социально активными и предприимчивыми, их сопротивление внешнему давлению было сравнительно сильным. Например, появилось несколько богатых местных купцов-предпринимателей, которые успешно торговали с соседними народами и даже в Маньчжурии. Близость русских дала толчок деятельности греческих православных миссионеров среди ульчей. Они не смогли искоренить шаманизм, но попытались распространить образование, для чего в 1860-х годах были открыты три духовные школы. В период с 1913 по 1917 год также было открыто несколько школ. Однако влияние этих русских миссионерских школ на ульчей оказалось незначительным.

Образ жизни ульчей оставался более или менее неизменным до начала 1920-х годов. Поскольку к тому времени рыбная промышленность находилась в глубоком кризисе, многие ульчи работали по найму на лесозаготовительных предприятиях на озере Киз и в других местах. Опять же, было несколько предприимчивых ульчей, которые фактически управляли бизнесом, нанимая как соплеменников, так и русских. Активное участие в хозяйственных предприятиях дало им полезный опыт: например, кооперативом "Мунг Кусу" ("Наша сила"), основанным в 1928 году в посёлке Булава, успешно руководили именно ульчи.

Зимняя одежда охотника

Советская власть в Ульчском районе была установлена в 1922 году. С 1927 по 1928 год здесь было девять ульчских сельских советов. В 1934 году был образован Ульчский район. Коллективизация началась в 1930 году. Поначалу рыболовство оставалось основным занятием ульчских колхозов, но зимой на них возлагалась дополнительная задача обеспечивать рабочими силами местные лесопромышленные предприятия, у которых не было постоянной рабочей силы. После Второй мировой войны началось возделывание земли, выращивание овощей и животноводство.

В 1930-х годах началось объединение небольших деревень в более крупные центры. В настоящее время из 40 ульчских посёлков, существовавших в 19 веке, сохранилось восемь, а девятое было основано заново. Переселение оказало разрушительное воздействие на оригинальную, богато украшенную народную архитектуру ульчей. Сегодня обычным жилищем является бревенчатая хижина русского типа. Какая-либо национальная архитектурная индивидуальность сохранилась только во флигелях.

К началу 1960-х годов ульчские или ульчско-русские колхозы достигли значительно высокого экономического уровня и даже имели хорошо развитую инфраструктуру (школы, детские сады, клубы и т.д.). Регулярное судоходство по Амуру, соединявшее все ульчские поселения, оказало благоприятное влияние на развитие всего района.

Однако за последние 20-30 лет в регионе разразился настоящий кризис из-за неограниченного загрязнения Амура и его притоков. Это привело к значительному сокращению запасов рыбы. По сравнению, например, с 1990 годом по сравнению с началом 1960-х годов, вылов рыбы сократился в 20 раз. Из-за отходов Амурского целлюлозного завода река Амур находится в критическом положении. Завод по обогащению полезных ископаемых "Солнечный" также отравляет притоки Амура. В 1987 и 1988 годах в речной воде содержалось соответственно в 198 и 511 раз больше цинка и меди, чем допустимо. Лесозавод на озере Киз фактически уничтожил всю рыбу в озере. Вырубка леса в водоохранных зонах пагубно сказывается на регулировании водных ресурсов. Эта ситуация, характерная для всего Нижнего Амура, серьёзно повлияла на занятость в местных колхозах - с 1960 по 1970 год она сократилась вдвое. Объединение рыболовецких колхозов с лесозаводами и совхозами не решило проблему.

Миграция в города, начавшаяся ранее, продолжает увеличиваться; например, в 1970 году каждый пятый представитель коренных народов Амура проживал в городе, тогда как сейчас это каждый третий. Также наблюдается значительная миграция из небольших населённых пунктов в более крупные. Самобытная культура ульчей, некогда связанная в основном с рекой Амур и рыболовством, находится под угрозой исчезновения, поскольку изменение образа жизни народа приводит к изменениям во всех сферах жизни.

  • Обувь мужская всесезонная из кожи морского зверя
  • Обувь женская зимняя из ровдуги
  • Обувь мужская зимняя - торбаза из меха оленя

В отличие от некоторых других дальневосточных меньшинств, ульчи сразу же начали принимать активное участие в работе по национальному восстановлению, начатой в 1920-х годах советской администрацией. Это повысило их социальную осведомлённость, уверенность в себе и общий интеллектуальный кругозор, хотя племенные традиции сохранились. Например, создание школ и подготовка учителей-носителей языка в высших учебных заведениях Хабаровска и Ленинграда были довольно успешными. В начале 1930-х годов в первые годы обучения в школах преподавание велось на ульчском языке. Однако использовались нанайские учебники, поскольку ошибочно предполагалось, что языки достаточно близки и что для двух таких малочисленных народов не стоит печатать учебники на обоих родных языках.

Позднее в школах стал использоваться русский язык, хотя к концу 1950-х годов в большинстве ульчских школ было так много учителей-носителей языка, что молодые учителя были направлены на работу в другие места.

Культура

Районная радиовещательная сеть регулярно транслировала ульчские радиопрограммы. Однако главным средством самовыражения в местной культуре были любительские театральные постановки. Самыми активными были актёры-любители из крупнейшего ульчского поселения Булава. Они были известны землякам с 1930-х годов своими выступлениями на национальную тематику. В 1957 году под руководством библиотекаря П. Дечули были поставлены две музыкальные пьесы, которые были отобраны для показа на фестивале в Хабаровске. Одна из постановок была поставлена повторно в Москве в 1980-х годах.

Существовали и другие ульчские любительские театральные коллективы. Ульчская интеллигенция проявила замечательную инициативу. Еще в 1960-х годах интеллигенция Булавы и Ухты организовала большую конференцию для обсуждения проблем исследования ульчского народного искусства, фольклора, истории и культуры. Художественная самодеятельность стимулировала создание новых ульчских песен (П. Дечули, П. Лонки, Д. Данкан) и возрождение некоторых разновидностей фольклора и народного костюма, хотя в любительском творчестве по-прежнему преобладает общий советско-российский репертуар. Некоторые ульчские песни известны и нанайцам.

Ульчские поэты (Э. Ходжер, П. Адига) и писатели публиковали свои произведения на русском языке. Было предпринято несколько попыток возродить традиции народного искусства (выставки, кооператив вышивальщиц, обучение школьников), но в целом они имели ограниченный эффект. Шитье народных костюмов и изготовление ковров оказались более долговечными.

 
Экскурсионные и активные туры на Камчатку Экскурсионные и активные туры на Курилы Экскурсионные и активные туры по Приморью Экскурсионные и активные туры на Сахалин
Туры на Камчатку Туры на Курилы Туры по Приморью Туры на Сахалин
Чат с менеджером

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram