Исчезающие
языки России > Ульчский язык
Ульчский язык
 Ульчи живут в Хабаровском крае на Нижнем Амуре. 90 % ульчей проживают в пределах
Ульчского района. Антропологически ульчи являются монголоидами, но, как правило,
чистого типа не существует. Часть из них принадлежит к так называемой сахалино-амурской
группе подобно нивхам.
Ульчский язык относится к южной группе маньчжуро-тунгусских языков и настолько
близок к нанайскому языку, что считается нанайским диалектом. У ульчей нет собственной
письменности.
В отличие от некоторых других дальневосточных меньшинств, ульчи сразу же начали
принимать активное участие в работе по национальному восстановлению, начатой
в 1920-х годах советской администрацией. Это повысило их социальную осведомлённость,
уверенность в себе и общий интеллектуальный кругозор, хотя племенные традиции
сохранились. Например, создание школ и подготовка учителей-носителей языка в
высших учебных заведениях Хабаровска и Ленинграда были довольно успешными. В
начале 1930-х годов в первые годы обучения в школах преподавание велось на ульчском
языке. Однако использовались нанайские учебники, поскольку ошибочно предполагалось,
что языки достаточно близки и что для двух таких малочисленных народов не стоит
печатать учебники на обоих родных языках.
Позднее в школах стал использоваться русский язык, хотя к концу 1950-х годов
в большинстве ульчских школ было так много учителей-носителей языка, что молодые
учителя были направлены на работу в другие места.
Районная радиовещательная сеть регулярно транслировала ульчские радиопрограммы.
Однако главным средством самовыражения в местной культуре были любительские
театральные постановки. Самыми активными были актёры-любители из крупнейшего
ульчского поселения Булава. Они были известны землякам с 1930-х годов своими
выступлениями на национальную тематику.
Существовали и другие ульчские любительские театральные коллективы. Ульчская
интеллигенция проявила замечательную инициативу. Ещё в 1960-х годах интеллигенция
Булавы и Ухты организовала большую конференцию для обсуждения проблем исследования
ульчского языка, народного искусства, фольклора, истории и культуры. Художественная
самодеятельность стимулировала создание новых ульчских песен (П. Дечули, П.
Лонки, Д. Данкан) и возрождение некоторых разновидностей фольклора и народного
костюма, хотя в любительском творчестве по-прежнему преобладает общий советско-российский
репертуар. Некоторые ульчские песни известны и нанайцам.
Ульчские поэты (Э. Ходжер, П. Адига) и писатели публиковали свои произведения
на русском языке. Было предпринято несколько попыток возродить традиции народного
искусства (выставки, кооператив вышивальщиц, обучение школьников), но в целом
они имели ограниченный эффект. Шитье народных костюмов и изготовление ковров
оказались более долговечными.
Несмотря на все позитивные инициативы, национальная культура ульчей постоянно
ослабевали, уступая место советскому стилю жизни. Но если в быту многие традиции
все ещё сохраняются и развиваются, то с ульчским языком ситуация ещё более плачевная.
С 1959 по 1979 год процент носителей языка сократился на 46%, и в то же время
число ульчей, считавших русский своим родным языком, увеличилось до 60,9 %.
Сейчас этот показатель, должно быть, ещё выше.
Распад ульчского языка наиболее ярко иллюстрируется динамикой браков: если
в 1950-х годах 67 % браков были этническими, то в 1970-х этот показатель составлял
всего 34 %. В 1950-е годы браки с русскими составляли 12 % от общего числа,
а в 1970-е - 28 %.
Это свидетельствует о серьёзных деформациях в ульчском обществе, которые могут
даже показаться несколько неожиданными на фоне упомянутой выше относительной
социально-экономической инициативы и успехов в культурном развитии.
|