Древние вепсы или, по-старорусски - чудь или в обиходном названии "чухари"
- сегодня официально малочисленный народ, находящийся под угрозой полного исчезновения.
Вепсы ближе всего к финнам и карелам. Остатки этого древнего народа живут на
севере и востоке Ленинградской области и в Южной Карелии. Вепсы традиционно
проживали в Приладожье; примерно в 6-м веке нашей эре народ отделился от других
финно-угорских групп. Когда-то они были довольно сильным народом и даже сыграли
определенную роль в истории возникновения Древней Руси, создав со словенами
и кривичами военный союз, который впоследствии и привёл к созданию нашего государства.
Как и у многих других северных народов, у вепсов чуть ли не до сих пор сохранилась
традиция смешивания православного христианства.
В письменных источниках народ водь впервые упоминается в 11 веке. В указе новгородского
князя Ярослава (978-1054), касающемся дорог и мостов, можно найти названия Водь
и Вочка, которые относятся к северо-восточным землям и месту их обитания. Южные
и северо-западные племена водь, как и все прибалтийско-финские народы ранее,
русские называли чудью. В средние века в Старой Ливонии вся северо-западная
часть Новгородского княжества называлась Ватландией, а все родственные народы,
жившие там, назывались вотсами. Название Ватландия распространилось на запад
через Старую Ливонию. Выражение pagani Watlandiae появилось в римско-католических
трудах XII-XIII веков.
Уже в XII веке в истории Северной Руси племя корела выступает как самостоятельная
этническая общность. Формирование и развитие корелы происходило под непосредственным
влиянием Новгорода, с которым впоследствии сложились тесные культурные,
политические и экономические связи. Огромную роль в этом сыграло географическое
положение - Карельский перешеек и Северо-Западное Приладожье издавна находились
в сфере интересов не только Новгорода, но и Швеции. Совместно с Новгородом
карелы устраивали походы в земли еми (1143, 1187, 1191 годы), а также
боролись против шведской и немецкой агрессии в начале XIII-XIV веках.
Нганасаны - самый северный из самодийских народов, проживающий на полуострове
Таймыр на берегах Северного Ледовитого океана. Административно их арктическая
территория является частью Таймырского автономного округа Красноярского края
(ранее Долгано-Ненецкий национальный округ). Их «столицей» является
село Усть-Авамск. Авамские нганасаны проживают в Авамском районе в западной
части полуострова Таймыр в долинах рек Пясина, Дудыпта и Боганида. Носители
вадеевского диалекта проживают в тундре и в восточных районах Таймыра в Хатангском
районе на берегах реки Хета, озера Таймыр и Хатангского залива/ Нганасаны проживают
на одной территории с долганами. Их южными и юго-восточными соседями являются
якуты, на юго-западе они граничат с энцами. Более раннее и распространённое
название нганасанов - тавги-самоед, или просто тавги. Название "самоед", возможно,
произошло от селькупского слова "сомату" (или "самату"), обозначающего энцев.
Среди российских народом и этнических групп особое место занимают коренные
малочисленные народы Севера Ямало-Ненецкого
автономного округа, которые издревле населили суровые арктические земли,
вели и ведут кочевой образ жизни, занимаются традиционным природопользованием
и промыслами, сохраняя самобытные древнейшие культуры, язык и религию. Ненцы
- "ненэй нэнэц" - настоящий человек. Это народ самодийской ветви уральской языковой
семьи, который представлен тремя основными группами - европейской, енисейской
и западносибирской. Западносибирская группа ненцев делится на ямальскую, гыданскую,
надымскую и самбургскую этнотерриториальные группы.
Нивхи - аборигенное население северной части острова Сахалин и низовьев
реки Амур. В территориальном отношении выделяются нивхи материка (Нижнего
Амура), западного и восточного побережий острова Сахалин. Эти локальные
группы имели различные диалекты языка и небольшие отличия в традиционной
культуре. Язык нивхов относят к палеоазиатским языкам. Название народа
происходит от слова ниг вынг, что означало "человек". До начала XX века
был широко распространён этноним "гиляки". Антропологи относят нивхов
к монголоидам, хотя существуют различные мнения исследователей по вопросам
происхождения, родства, исторических процессов расселения этого народа.
Ороки живут в северной части острова Сахалин на берегу Охотского моря и в
Поронайском районе на юге острова. Они живут бок о бок с нивхами. О численности
населения имеется мало информации, поскольку не во всех переписях ороки были
зарегистрированы как отдельный народ: Антропологически ороки являются чистыми
монголоидами, принадлежащими к байкальской или палеосибирской группе, подобно
нанайцам, эвенам и эвенкам. Орокский язык относится к Южной группе маньчжуро-тунгусских
языков. Он наиболее тесно связан с нанайским и ульчским
языками и имеет черты, общие с эвенкийским и негидальским языками Северной
группы. В устной традиции ороков есть упоминания о континентальном происхождении,
переселении на остров и разведении северных оленей в прошлом. Вероятно, миграция
произошла самое позднее в 17 веке из района реки Амгунь. В России они были впервые
изучены Н. Бошняком в 1852 году.
Поселения орочей находятся в южной части Хабаровского края, в частности, в
низовьях реки Тумнин (Ушка, Ушка-Русская) и на реках Амур и Копп. На этой обширной
территории между Нижним Амуром и Татарским проливом раньше располагались многочисленные
небольшие орочьи поселения для зимнего и летнего проживания, разделённые на
пять территориальных групп. В 19 веке в поисках лучших мест для рыбной ловли
и охоты в лесах происходили миграции на реку Амур и остров Сахалин. В первые
десятилетия 20-го века орочи покинули побережье Японского
моря и направились вглубь страны, спасаясь от войны. Наряду с ороками, орочи
являются единственным тунгусским народом нижнего Амура и Сахалина. Язык относится
к Южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Наиболее близкими родственниками
являются эвенкийский, удэгейский и негидальский языки.
Саамы - народность, проживающая на территории четырёх стран (так называемой
Лапландии): Швеции, России, Финляндии и Норвегии. Старое название саамов
- лопари, именно отсюда Лапландия и получила своё имя. Численность населения
саамов этих четырёх стран оценивается примерно в 80 000 человек, из которых
около половины проживает в Норвегии. Чуть меньше половины из этих людей
говорят на саамском. В Норвегии саамы проживают почти во всех районах
Северной Норвегии, а также в южных районах страны, в Тренделаге и Фемундсмарке
в Хедмарке. В России сохранилось менее 2000 саамов. Считается, что население
всей Лапландии сегодня насчитывает около 50-100 000 человек.
Прежним и более распространённым названием сельпуков были остяки-самоеды, пришедшим
из русского языка. Русские так называли многие неизведанные сибирские народы
остяками. Антропологически селькупы являются представителями уральской расы
и довольно похожи на обских угров. Монголоидные черты менее заметны, чем у северных
самоедов; цвет кожи более светлый. Селькупы уникальны среди самоедов тем, что
у них есть бороды. Считается, что общий язык предков самодийцев начал разветвляться
в 1-м тысячелетии до нашей эры. Населяя в основном районы к западу от Урала,
селькупы начали продвигаться на восток, северо-восток и юго-восток. Согласно
другому мнению, предки самоедов уже в далеком прошлом населяли территорию между
Уралом и Енисеем.
Тинди - малочисленный народ, проживающий в горных районах северо-западной части
южного Дагестана. Они населяют пять деревень в среднем течении реки Анди-Койсу
и в прилегающих горах: Тинди (местное название Идари или Иди), Ангида, Акнада,
Эчеда и Тисси. Центральное село народа тинди известно по всему югу России -
его можно увидеть на открытках. Из его многоуровневых домов и извилистых деревенских
улочек открывается живописный вид на окружающие заснеженные горы. На родном
языке тинди говорят в 14 деревнях этого горного региона Дагестана. Местный климат
отличается высоким уровнем осадков; в этом регионе выпадает больше всего осадков
во всём Дагестане.
Самоназвание народа - "тубалар", "тофалар". Считается, что название племени
относится к ненецкому клану "туба" и, таким образом, к возможному генетическому
происхождению тофаларов. Когда-то тофалары были широко известны как "карагасы".
Предполагается, что их название "каракаши", как и их язык, происходят от качинов,
то есть хакасов. Тофалары живут к северу от Восточно-Саянских гор, в бескрайней
таёжной местности, в верховьях притоков рек Обь, Уда, Бирюза, Кан, Гутар и Иа.
В административном отношении они относятся к Нижнеудинскому району Иркутской
области Российской Федерации. Они являются восточными соседями тувинцев. Сокращение
числа носителей языка, очевидно, вызвано разлагающим влиянием русскоязычной
среды.
Их самоназвание - тюрпены. В научной литературе их называют трухменами Ставрополя
или Северного Кавказа. Большинство трухменов принадлежат к племенам чаудоров
(чаводур), сончадж или икдир. Трухмены проживают в основном в Ставропольском
районе. По словам С. Токарева, в 1958 году насчитывалось около 15 000 трухменов.
Трухмены мигрировали на Кавказ в 17 веке. В русских источниках начала 19 века
всех туркмен называют трухменами. По своему культурному укладу жизни современные
трухмены очень мало отличаются от соседних народов. Из кочевников они превратились
в полуоседлый или оседлозаводский народ.
Их самоназвание - ундер, удди, удехе (udihe), кекар (Kakala - в честь большого
племени). Тунгусы, нанайцы и ульчи,
живущие в Приамурье, называли удэгейцев кяхала. В литературе используются названия
орочон и таз. Орочонский язык происходит от слова орон - "северный олень" и
означает "оленеводы", хотя разведение северных оленей особенно не было характерным
занятием удэгейцев. Название "таз", обозначающее южную группу народов, происходит
от китайского, где "Та-цзы" означает "все народы Нижнего Амура". Удэгейцы разбросаны
на обширной территории в Хабаровском крае и в Уссурийской тайге. Они живут по
соседству с нанайцами и нивхами
и местами смешиваются с ними. Существует девять этнически чистых поселений
удэгейцев в Ольгинском районе Приморского края.
Основой жизнедеятельности уильта являлись оленеводство, сезонная таёжная
охота и рыбная ловля. Вместе с небольшими стадами домашних оленей семьи
уильта совершали сезонные перекочёвки по определенным маршрутам, от морских
побережий до верховьев рек в горах севера Сахалина. Оленей содержали на
вольном выпасе, использовали их как транспортных животных для верховой
езды и в качестве вьючных животных, зимой запрягали в нарты. В летне-осенний
период уильта занимались рыболовством, сбором и заготовкой ягод и других
дикоросов, зимой охотились на таёжного зверя. Объектами охоты были дикий
северный олень, бурый медведь, пушные звери, а также боровая и водоплавающая
дичь. Непременными спутниками охотника были одна или несколько специально
обученных собак. Большое значение в жизни уильта имел морской зверобойный
промысел.
В старину их самоназвание было нани - "местные", но на нанайском так называли
ближайших соседей. Чтобы избежать путаницы, в 1930-х годах народу дали искусственное
название ульч-ис, которое по ошибке использовалось в литературе 19 века. В письменных
источниках нынешних ульчей также называют мангунами. Мангу - это местное название
реки Амур. Русские
также называли их гиляками (как и нивхов). Долгое время название "ульчи" вызывало
недоумение среди местных, однако сейчас оно воспринимается как нечто само собой
разумеющееся. Антропологически ульчи являются монголоидами, но, как правило,
чистого типа не существует. Часть из них принадлежит к так называемой сахалино-амурской
группе подобно нивхам.
Как и другие народы лезгино-самурской группы, цахуры являются коренными жителями
Кавказа. В настоящее время они населяют горы в верховьях реки Самур в
Дагестане. Административно село Цахур в Дагестане относятся к Рутульскому
району и трём граничащим с Азербайджаном районам: Кахскому, Закатальскому
и Белоканскому. В Дагестане насчитывается 12 цахурских сел (4 самых крупных
- Цахур, Гельмец, Курдул и Миких) и семь в Азербайджане. Помимо них, цахуры
также проживают в 11 сёлах Азербайджана, где соседствуют с другими народами
(мухах, зарна, лякит и т.д.). Их соседями на востоке и северо-востоке
являются рутулы и лезги, на юге - азербайджанцы, на западе - грузины и
на северо-западе - аварцы.
Никаких традиционных самоназваний у шорцев зафиксировано не было. Использовались
названия, относящиеся к местности, например, Мрас кижи - «люди реки Мрасу»,
Кондым чоны - «люди реки Кондома». Вдали от своей естественной среды обитания
они называли себя Чыш кижи - «люди тайги». В литературе 17-19 веков они также
упоминаются в зависимости от местности: народ мрасу, народ кондомы, а также
татары из Мрасу, Кузнецка или Томска. Также обычным для шорцев было называть
себя по названию племени или клана: Коби, Карга, Ки, Аба, Шор и т.д. Племя шорцев,
живущее в бассейне реки Кондома, было более знакомо русским из-за расположенного
там Кузнецкого острога (будущего города Новокузнецк). «Шорцами» народ называли
их соседи - алтайцы и хакасы.
Этнологически юкагиры считаются коренными народами Восточной Сибири.
До русской колонизации 17 века юкагирские племена (чуванцы, ходыны, анаулы
и др.) были рассеяны по территории, простиравшейся от реки Лена до устья
реки Анадырь. Численность юкагиров значительно сократилась в XVII-XIX
веках из-за эпидемий, междоусобных войн и колонизационной политики царского
правительства, а также отчасти из-за их ассимиляции чукотским, якутским,
эвенским и русским народами. Ещё в начале XVII века юкагиры населяли обширную
территорию в Северо-Восточной Сибири - от низовьев реки Лена на западе
до среднего и верхнего течения реки Анадырь на востоке и от Северного
Ледовитого океана на севере до Верхоянских гор на юге.