Исчезающие народы России
> Вепсы
Народ Вепсы
Древние вепсы или, по-старорусски - чудь или в обиходном названии "чухари"
- сегодня официально малочисленный народ, находящийся под угрозой полного исчезновения.
Вепсы ближе всего к финнам и карелам. Остатки этого древнего народа живут на
севере и востоке Ленинградской области и в Южной Карелии. Вепсы традиционно
проживали в Приладожье; примерно в 6-м веке нашей эре народ отделился от других
финно-угорских групп. Когда-то они были довольно сильным народом и даже сыграли
определенную роль в истории возникновения Древней Руси, создав со словенами
и кривичами военный союз, который впоследствии и привёл к созданию нашего государства.
Как и у многих других северных народов, у вепсов чуть ли не до сих пор сохранилась
традиция смешивания православного христианства (а большинство вепсов по верованиям
принадлежат именно к РПЦ) с древними обычаями и языческими культами. Например,
верой в домового, в хозяина леса, в обереги.
Самоназвания - вепслайне, бепслаане, людиник и людилайне. В хронике Иордана,
датируемой IV веком, народы, упоминаемые как "вас" и "васина",
вероятно, являются вепсами. В русских летописях IX века они называются "вэс",
а в арабских путевых журналах X века - "вису". Этимология названия
вепсов неясна.
В прошлом в русскоязычных источниках вепсов, а также венгров и эстонцев называли
чудью. В 19 веке некоторые финские лингвисты называли вепсов северной чудью.
В современном разговорном русском языке вепсов (пренебрежительно) называют чухарями
или чухнасами.
Современный ареал обитания вепсов находится между Ладожским, Онежским и Белым
озёрами, где они живут тремя отдельными группами. Первая, эянис (северная группа)
расположена в Карелии в Онежском районе к югу от Петрозаводска. Эянис-вепсы
называют себя людиниками или людилайненами.
Центральные вепсы - самая многочисленная группа. проживают в Ленинградской
области Российской Федерации на реке Оять. Южные вепсы живут в восточной части
Ленинградской области и на северо-западной окраине Вологодской области на реке
Лиджыги. Южные и центральные вепсы редко контактируют друг с другом, а северные
вепсы отделены от них рекой Свирь.
Географическое и административное деление является причиной того, что лишь
немногие вепсы (около 0,7 % сельских вепсов) имеют какое-либо чуткое представление
о численности и местонахождении своих соотечественников. С 1928 года некоторые
южные вепсы, пытаясь спастись от коллективизации, мигрировали в Сибирь, где
они до сих пор живут в одной деревне Кемеровской области (всего 85 семей). В
Советском Союзе есть и другие рассредоточенные места проживания вепсов. Некоторые
иммигранты уехали в Эстонию.
Хотя данные переписи населения в Советском Союзе во всём, что касается малых
народов, не совсем надёжны, всё же собранные цифры ясно указывают на быстрое
и неопровержимое сокращение численности вепсов. Когда финские ученые Л. Кеттунен,
Л. Пости и П. Сиро посетили в 1934 году посёлки вепсов в Советском Союзе и
оценили численность народа примерно в 50000 человек. В то время в вепсских
семьях было много детей, и в домашней жизни преобладал вепсский язык.
Антропологически вепсы принадлежат к беломорско-балтийскому типу. Преобладают
западные черты, хотя иногда могут присутствовать небольшие монголоидные элементы.
Исследования вепсского языка ведутся уже более 160 лет. Вепсы были открыты
для научных кругов А. Й. Шегреном в 1824 году, но прошли десятилетия, прежде
чем удалось составить чуткое представление об их местах обитания и численности.
Поскольку информации о численности вепсов не было, российские этнологи, работавшие
на их исконных территориях в конце XIX века, придерживались мнения, что этот
народ вскоре исчезнет. Среди финских лингвистов, изучавших вепсский язык, -
Э. А. Тункело и Л. Кеттунен, а среди эстонцев - Т.-Р. Виитсо и А. Керик. И среди
самих вепсов есть такие лингвисты, как Н. Богданов, М. Зайцева и другие. В 1972
году в Ленинграде был издан вепсско-русский словарь М. Зайцевой и М. Муллонена.
Этническая культура
Вепсы всегда занимались сельским хозяйством. Было широко распространено подсечно-огневое
земледелие. Охота и рыболовство были необходимы, так как озёра и реки на землях вепсов
изобиловали рыбой, а леса - дичью.
В 1703 году Пётр I основал неподалёку от Петрозаводска фабрику по обработке
металлов и оружейный завод. С тех пор работа на фабрике стала источником дохода
для многих богатых вепсов. Раньше вепсам приходилось в поисках работы много
ездить по северу России, Финляндии и Эстонии.
Летом многие вепсские мужчины отправлялись работать в каменоломни знаменитого
шикшинского пурпурного камня (порфира).
Гончарное дело - единственное из древних вепсских ремёсел - сохранилось до
наших дней. Остальные традиционные занятия вепсов сохранились только в памяти
старожилов.
|