Исчезающие
народы России > Народы
Сибири > Тофалары
Народ Тофалары
Самоназвание народа - "тубалар", "тофалар". Считается,
что название племени относится к ненецкому клану "туба" и, таким образом,
к возможному генетическому происхождению тофаларов. Когда-то тофалары были широко
известны как "карагасы". Предполагается, что их название "каракаши",
как и их язык, происходят от качинов, то есть хакасов.
Тофалары живут к северу от Восточно-Саянских гор, в бескрайней таёжной местности,
в верховьях притоков рек Обь, Уда, Бирюза, Кан, Гутар и Иа. В административном
отношении они относятся к Нижнеудинскому району Иркутской области Российской
Федерации. Они являются восточными соседями тувинцев.
Сокращение числа носителей тофаларского
языка, очевидно, вызвано разлагающим влиянием русскоязычной среды.
Антропологически тофалары принадлежат к монголоидной центральноазиатской расе.
Они небольшого роста (мужчины 160-164 см), со смуглой кожей, тёмными узкими
глазами и несколько жёсткими волосами. Иногда носят бороды. Их лица относительно
высокие и плоские, скулы не очень выдающиеся, а губы толстые.
История
Происхождение и история тофаларов изучены слабо. На протяжении веков они жили
как кочевники в тайге к северу от Саянских гор. В 18 веке П. С. Паллас и Дж.
Г. Георги считали карагасов самоедским народом, а позже считалось, что они переняли
турецко-татарский язык, которому научились у тувинцев в 19 веке. Однако В. Рассадин
установил (1969), что предки тофаларов, должно быть, были кетоязычным племенем,
которое в VI-VIII веках заимствовало древнетюркский язык и адаптировало его
к своей собственной фонологической системе. Позже возникли другие влияния, и
к ним присоединились другие племена (в том числе самоеды).
Веками тофалары жили как кочевники. В основном они поддерживали контакты с
восточными тувинцами. У этих двух народов много общего в образе жизни и судьбе.
Однако тофалары оказались в сфере российского влияния гораздо раньше. В 1648
году русские основали укреплённое поселение Удинск, и впоследствии тофалары
стали ещё одним народом, которому суждено было выплачивать дань пушниной. С
каждого взрослого мужчины (в возрасте от 16 до 60 лет) требовалось фиксированное
количество соболей в качестве ясака, и часто это количество произвольно увеличивалось.
Например, в 1889 году дань потребовали с 248 мужчин, хотя охотников было всего
103.
Халат мужской демисезонный - шёлк, далемба, металл
Советский режим заслужил благодарность тофаларов, отменив пушной налог в 1926
году. В 1927 году были изменены правила охоты, и часть бывших охотничьих угодий
была объявлена заповедниками. Это означало, что тофаларам требовалось разрешение
на охоту в их родных лесах. До советской власти существовало пять родов тофаларов
(Каш, Сарыг-Каш, чогду, чептей), и у каждого был свой район миграции и образ
жизни. Однако в 1927 году была начата кампания, направленная на то, чтобы заставить
тофаларов поселиться в одной постоянном месте.
В качестве мест поселения были выбраны Алыгджер, Уткум, Нерха и Гутара, и к
1932 году все тофалары были переселены. В 1929 году были созданы первые кооперативы,
а в 1930-1931 годах тофалары были объединены в три колхоза. В 1930 году в Иркутской
области был образован Тофаларский национальный район с центром в Алыгджере.
Весь образ жизни тофаларов изменился до неузнаваемости, и они оказались в полной
зависимости от внешней среды. Пастухи кочевали со своими стадами в качестве
наёмных рабочих, как и охотники. Возросшая производительность принесла государству
гораздо больше пушнины, чем прежняя налоговая система. Новые дома, построенные
русскими плотниками, и новая мебель - все это было ново для тофаларов.
Халат женский с безрукавкой - шёлковая ткань, далемба, лён
Появилась новая готовая одежда и готовые продукты питания; это было необходимо,
поскольку лоси, на которых раньше охотились тофалары, теперь принадлежали государству,
и убивать их для пропитания не разрешалось. Как правило, тофаларам приходилось
копировать все, что делали русские, - от внедрения скотоводства и садоводства
до отказа от старых шаманских традиций.
В 1917 году среди тофаларов было всего два грамотных человека, но в 1930-х
годах были открыты школы на русском языке. Помимо того, что они становились
грамотными, школьники должны были проявлять рвение к социальной жизни. Например,
в Алыгджерской школе-интернате был разбит образцовый огород, воспитанники должны
были ходить на рыбалку и ухаживать за козлятами. Школу и молодёжь умело использовали
для пропаганды русского языка и идеологии.
В наши дни, вместо того чтобы следовать старым традициям, люди все больше стремятся
влиться в городскую русскую среду. Тем не менее, владение русским языком не
обязательно означает полную ассимиляцию тофаларов: этому препятствуют их антропологические
особенности.
Язык, история и культура тофаларов практически не изучены. Под названием карагасы
некоторые образцы их языка были зафиксированы в сравнительном словаре П. С.
Палласа (Linguarum totius orbis vocabularia comparativa, 1787-89) и в описании
народов Российской империи И. Г. Георги (Beschreibung aller Nationen des Russischen
Reichs, 1776-80).
- Кувшин
- Туес - сосуд для хранения продуктов из бересты
- Ковёр из конского волоса
- Жбан
Оба учёных считают карагасов народом, говорящим на самоедском языке. В 19 веке
М. А. Кастрен, однако, писал, что они были тюркоязычным народом (Versuch einer
koibalischen und karagassischen Sprachlehre, 1857), в то же время давая первый
обзор их грамматики. В 1959 году М. Сергеев представил более глубокое исследование
тофаларского общества и народной культуры, а в 1969 году В. Расадин продолжил
его, рассказав об их происхождении и этнической истории.
|