На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 21 December 2024
Экскурсионные и активные туры на Байкал
Туры на Байкал
Города
Байкальск
Иркутск
Туризм
Общая информация
Турбазы и пансионаты
Ангара
Байкало-Ленский заповедник
Витимский заповедник
Музей Тальцы
Тофалары

Исчезающие народы России > Народы Сибири > Тофалары

Народ Тофалары

Самоназвание народа - "тубалар", "тофалар". Считается, что название племени относится к ненецкому клану "туба" и, таким образом, к возможному генетическому происхождению тофаларов. Когда-то тофалары были широко известны как "карагасы". Предполагается, что их название "каракаши", как и их язык, происходят от качинов, то есть хакасов.

Тофалары живут к северу от Восточно-Саянских гор, в бескрайней таёжной местности, в верховьях притоков рек Обь, Уда, Бирюза, Кан, Гутар и Иа. В административном отношении они относятся к Нижнеудинскому району Иркутской области Российской Федерации. Они являются восточными соседями тувинцев.

Сокращение числа носителей тофаларского языка, очевидно, вызвано разлагающим влиянием русскоязычной среды.

Антропологически тофалары принадлежат к монголоидной центральноазиатской расе. Они небольшого роста (мужчины 160-164 см), со смуглой кожей, тёмными узкими глазами и несколько жёсткими волосами. Иногда носят бороды. Их лица относительно высокие и плоские, скулы не очень выдающиеся, а губы толстые.

История

Происхождение и история тофаларов изучены слабо. На протяжении веков они жили как кочевники в тайге к северу от Саянских гор. В 18 веке П. С. Паллас и Дж. Г. Георги считали карагасов самоедским народом, а позже считалось, что они переняли турецко-татарский язык, которому научились у тувинцев в 19 веке. Однако В. Рассадин установил (1969), что предки тофаларов, должно быть, были кетоязычным племенем, которое в VI-VIII веках заимствовало древнетюркский язык и адаптировало его к своей собственной фонологической системе. Позже возникли другие влияния, и к ним присоединились другие племена (в том числе самоеды).

Веками тофалары жили как кочевники. В основном они поддерживали контакты с восточными тувинцами. У этих двух народов много общего в образе жизни и судьбе. Однако тофалары оказались в сфере российского влияния гораздо раньше. В 1648 году русские основали укреплённое поселение Удинск, и впоследствии тофалары стали ещё одним народом, которому суждено было выплачивать дань пушниной. С каждого взрослого мужчины (в возрасте от 16 до 60 лет) требовалось фиксированное количество соболей в качестве ясака, и часто это количество произвольно увеличивалось. Например, в 1889 году дань потребовали с 248 мужчин, хотя охотников было всего 103.

Халат мужской демисезонный - шёлк, далемба, металл

Советский режим заслужил благодарность тофаларов, отменив пушной налог в 1926 году. В 1927 году были изменены правила охоты, и часть бывших охотничьих угодий была объявлена заповедниками. Это означало, что тофаларам требовалось разрешение на охоту в их родных лесах. До советской власти существовало пять родов тофаларов (Каш, Сарыг-Каш, чогду, чептей), и у каждого был свой район миграции и образ жизни. Однако в 1927 году была начата кампания, направленная на то, чтобы заставить тофаларов поселиться в одной постоянном месте.

В качестве мест поселения были выбраны Алыгджер, Уткум, Нерха и Гутара, и к 1932 году все тофалары были переселены. В 1929 году были созданы первые кооперативы, а в 1930-1931 годах тофалары были объединены в три колхоза. В 1930 году в Иркутской области был образован Тофаларский национальный район с центром в Алыгджере. Весь образ жизни тофаларов изменился до неузнаваемости, и они оказались в полной зависимости от внешней среды. Пастухи кочевали со своими стадами в качестве наёмных рабочих, как и охотники. Возросшая производительность принесла государству гораздо больше пушнины, чем прежняя налоговая система. Новые дома, построенные русскими плотниками, и новая мебель - все это было ново для тофаларов.

Халат женский с безрукавкой - шёлковая ткань, далемба, лён

Появилась новая готовая одежда и готовые продукты питания; это было необходимо, поскольку лоси, на которых раньше охотились тофалары, теперь принадлежали государству, и убивать их для пропитания не разрешалось. Как правило, тофаларам приходилось копировать все, что делали русские, - от внедрения скотоводства и садоводства до отказа от старых шаманских традиций.

В 1917 году среди тофаларов было всего два грамотных человека, но в 1930-х годах были открыты школы на русском языке. Помимо того, что они становились грамотными, школьники должны были проявлять рвение к социальной жизни. Например, в Алыгджерской школе-интернате был разбит образцовый огород, воспитанники должны были ходить на рыбалку и ухаживать за козлятами. Школу и молодёжь умело использовали для пропаганды русского языка и идеологии.

В наши дни, вместо того чтобы следовать старым традициям, люди все больше стремятся влиться в городскую русскую среду. Тем не менее, владение русским языком не обязательно означает полную ассимиляцию тофаларов: этому препятствуют их антропологические особенности.

Язык, история и культура тофаларов практически не изучены. Под названием карагасы некоторые образцы их языка были зафиксированы в сравнительном словаре П. С. Палласа (Linguarum totius orbis vocabularia comparativa, 1787-89) и в описании народов Российской империи И. Г. Георги (Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, 1776-80).

  • Кувшин
  • Туес - сосуд для хранения продуктов из бересты
  • Ковёр из конского волоса
  • Жбан

Оба учёных считают карагасов народом, говорящим на самоедском языке. В 19 веке М. А. Кастрен, однако, писал, что они были тюркоязычным народом (Versuch einer koibalischen und karagassischen Sprachlehre, 1857), в то же время давая первый обзор их грамматики. В 1959 году М. Сергеев представил более глубокое исследование тофаларского общества и народной культуры, а в 1969 году В. Расадин продолжил его, рассказав об их происхождении и этнической истории.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram