На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 21 December 2024
Экскурсионные и активные туры на Байкал
Туры на Байкал
Города
Байкальск
Иркутск
Туризм
Общая информация
Турбазы и пансионаты
Ангара
Байкало-Ленский заповедник
Витимский заповедник
Музей Тальцы
Сибирские народы

Исчезающие народы Росси > Народы Сибири

Малые народы Сибири

Малые народы Сибири
- Нганасаны Нганасаны

Нганасаны - самый северный из самодийских народов, проживающий на полуострове Таймыр на берегах Северного Ледовитого океана. Административно их арктическая территория является частью Таймырского автономного округа Красноярского края (ранее Долгано-Ненецкий национальный округ). Их «столицей» является село Усть-Авамск. Авамские нганасаны проживают в Авамском районе в западной части полуострова Таймыр в долинах рек Пясина, Дудыпта и Боганида. Носители вадеевского диалекта проживают в тундре и в восточных районах Таймыра в Хатангском районе на берегах реки Хета, озера Таймыр и Хатангского залива/ Нганасаны проживают на одной территории с долганами. Их южными и юго-восточными соседями являются якуты, на юго-западе они граничат с энцами. Более раннее и распространённое название нганасанов - тавги-самоед, или просто тавги. Название "самоед", возможно, произошло от селькупского слова "сомату" (или "самату"), обозначающего энцев.

Малые народы Сибири - Ненцы Ненцы

Среди российских народом и этнических групп особое место занимают коренные малочисленные народы Севера Ямало-Ненецкого автономного округа, которые издревле населили суровые арктические земли, вели и ведут кочевой образ жизни, занимаются традиционным природопользованием и промыслами, сохраняя самобытные древнейшие культуры, язык и религию. Ненцы - "ненэй нэнэц" - настоящий человек. Это народ самодийской ветви уральской языковой семьи, который представлен тремя основными группами - европейской, енисейской и западносибирской. Западносибирская группа ненцев делится на ямальскую, гыданскую, надымскую и самбургскую этнотерриториальные группы.

Малые народы Сибири - СелькупыСелькупы

Прежним и более распространённым названием сельпуков были остяки-самоеды, пришедшим из русского языка. Русские так называли многие неизведанные сибирские народы остяками. Антропологически селькупы являются представителями уральской расы и довольно похожи на обских угров. Монголоидные черты менее заметны, чем у северных самоедов; цвет кожи более светлый. Селькупы уникальны среди самоедов тем, что у них есть бороды. Считается, что общий язык предков самодийцев начал разветвляться в 1-м тысячелетии до нашей эры. Населяя в основном районы к западу от Урала, селькупы начали продвигаться на восток, северо-восток и юго-восток. Согласно другому мнению, предки самоедов уже в далеком прошлом населяли территорию между Уралом и Енисеем.

Малые народы Сибири - Тофалары Тофалары

Самоназвание народа - "тубалар", "тофалар". Считается, что название племени относится к ненецкому клану "туба" и, таким образом, к возможному генетическому происхождению тофаларов. Когда-то тофалары были широко известны как "карагасы". Предполагается, что их название "каракаши", как и их язык, происходят от качинов, то есть хакасов. Тофалары живут к северу от Восточно-Саянских гор, в бескрайней таёжной местности, в верховьях притоков рек Обь, Уда, Бирюза, Кан, Гутар и Иа. В административном отношении они относятся к Нижнеудинскому району Иркутской области Российской Федерации. Они являются восточными соседями тувинцев. Сокращение числа носителей языка, очевидно, вызвано разлагающим влиянием русскоязычной среды.

Малые народы Сибири - Шорцы Шорцы

Никаких традиционных самоназваний у шорцев зафиксировано не было. Использовались названия, относящиеся к местности, например, Мрас кижи - «люди реки Мрасу», Кондым чоны - «люди реки Кондома». Вдали от своей естественной среды обитания они называли себя Чыш кижи - «люди тайги». В литературе 17-19 веков они также упоминаются в зависимости от местности: народ мрасу, народ кондомы, а также татары из Мрасу, Кузнецка или Томска. Также обычным для шорцев было называть себя по названию племени или клана: Коби, Карга, Ки, Аба, Шор и т.д. Племя шорцев, живущее в бассейне реки Кондома, было более знакомо русским из-за расположенного там Кузнецкого острога (будущего города Новокузнецк). «Шорцами» народ называли их соседи - алтайцы и хакасы.

Малые народы Сибири - Эвенки Эвенки

Эвенки - кочевой народ тунгусского происхождения. Небольшие группы эвенков кочевали в бассейне реки Амур с середины XIX века. В 1860-х годах часть их переселилась с материка на остров Сахалин. На острове эвенки проживали в бассейне реки Тымь, на восточном побережье в Александровском и Корсаковском округах. Зимой держались ближе и западному побережью, в начале лета выходили к морю, а к августу переходили на восточное побережье, где запасали юколу. Образ жизни и многие элементы культуры были аналогичны культуре уильта. В отличие от айнов и нивхов, у эвенков, как и у других оленеводческих народов, была широко распространена одежда из кожи и шкур оленя. Высоко ценился осенний мех дикого оленя, из которого шился весь комплект зимней одежды: шубы, шапки, ноговицы, обувь, рукавицы.

Малые народы Сибири - ЮкагирыЮкагиры

Этнологически юкагиры считаются коренными народами Восточной Сибири. До русской колонизации 17 века юкагирские племена (чуванцы, ходыны, анаулы и др.) были рассеяны по территории, простиравшейся от реки Лена до устья реки Анадырь. Численность юкагиров значительно сократилась в XVII-XIX веках из-за эпидемий, междоусобных войн и колонизационной политики царского правительства, а также отчасти из-за их ассимиляции чукотским, якутским, эвенским и русским народами. Ещё в начале XVII века юкагиры населяли обширную территорию в Северо-Восточной Сибири - от низовьев реки Лена на западе до среднего и верхнего течения реки Анадырь на востоке и от Северного Ледовитого океана на севере до Верхоянских гор на юге.

Некоторые из сибирских народов - кочевые оленеводы, живущие в тундре (арктической равнине); другие, живущие в лесотундре или тайге (хвойных лесах), занимаются оленеводством, охотой и собирательством и часто живут в посёлках. Сегодня менее 10% сибирских племён ведут кочевой или полукочевой образ жизни, по сравнению с 70% всего 30 лет назад.

Языки, на которых говорят различные сибирские племена, относятся к различным языковым семьям: некоторые из них не имеют сходства ни с каким другим языком, и ни один из них не имеет никакого отношения к русскому. Крупные коренные сибирские народы - саха (ранее называвшиеся якутами) и коми - имеют свои собственные республики в составе российского государства.

При советской власти племенные народы потеряли свои земли из-за государственной промышленности. В советское время власти часто предприняли решительные усилия по подавлению языков, культуры и образа жизни коренных народов.

Сегодня самыми большими проблемами сибирских народов являются ухудшение состояния окружающей среды, вызванное нефтяной, газовой и лесозаготовительной промышленностью в регионе, а также отсутствие ясности в отношении прав на землю.

Коренные народы Восточной Сибири дали много пищи для размышлений социальным теоретикам, когда дело дошло до изучения пространства и социальных изменений. Фридрих Энгельс (1902) смоделировал свои обобщения о социальной сложности и структуре семьи частично на основе этнографии гиляков. Работы Широкогорофта о ритуалах тунгусов (ороченских эвенков), опубликованные на английском языке, стали одной из основных классических работ по сравнительному изучению идентичности, шаманизма, а для приверженцев эволюционизма - примитивных форм религии.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram