Исчезающие
народы Росси > Народы Сибири
Малые народы Сибири
Нганасаны - самый северный из самодийских народов, проживающий на полуострове
Таймыр на берегах Северного Ледовитого океана. Административно их арктическая
территория является частью Таймырского автономного округа Красноярского края
(ранее Долгано-Ненецкий национальный округ). Их «столицей» является
село Усть-Авамск. Авамские нганасаны проживают в Авамском районе в западной
части полуострова Таймыр в долинах рек Пясина, Дудыпта и Боганида. Носители
вадеевского диалекта проживают в тундре и в восточных районах Таймыра в Хатангском
районе на берегах реки Хета, озера Таймыр и Хатангского залива/ Нганасаны проживают
на одной территории с долганами. Их южными и юго-восточными соседями являются
якуты, на юго-западе они граничат с энцами. Более раннее и распространённое
название нганасанов - тавги-самоед, или просто тавги. Название "самоед", возможно,
произошло от селькупского слова "сомату" (или "самату"), обозначающего энцев. |
Среди российских народом и этнических групп особое место занимают коренные
малочисленные народы Севера Ямало-Ненецкого
автономного округа, которые издревле населили суровые арктические
земли, вели и ведут кочевой образ жизни, занимаются традиционным природопользованием
и промыслами, сохраняя самобытные древнейшие культуры, язык и религию.
Ненцы - "ненэй нэнэц" - настоящий человек. Это народ самодийской ветви
уральской языковой семьи, который представлен тремя основными группами
- европейской, енисейской и западносибирской. Западносибирская группа
ненцев делится на ямальскую, гыданскую, надымскую и самбургскую этнотерриториальные
группы.
|
Прежним и более распространённым названием сельпуков были остяки-самоеды, пришедшим
из русского языка. Русские так называли многие неизведанные сибирские народы
остяками. Антропологически селькупы являются представителями уральской расы
и довольно похожи на обских угров. Монголоидные черты менее заметны, чем у северных
самоедов; цвет кожи более светлый. Селькупы уникальны среди самоедов тем, что
у них есть бороды. Считается, что общий язык предков самодийцев начал разветвляться
в 1-м тысячелетии до нашей эры. Населяя в основном районы к западу от Урала,
селькупы начали продвигаться на восток, северо-восток и юго-восток. Согласно
другому мнению, предки самоедов уже в далеком прошлом населяли территорию между
Уралом и Енисеем.
|
Самоназвание народа - "тубалар", "тофалар". Считается, что название племени
относится к ненецкому клану "туба" и, таким образом, к возможному генетическому
происхождению тофаларов. Когда-то тофалары были широко известны как "карагасы".
Предполагается, что их название "каракаши", как и их язык, происходят
от качинов, то есть хакасов. Тофалары живут к северу от Восточно-Саянских
гор, в бескрайней таёжной местности, в верховьях притоков рек Обь, Уда,
Бирюза, Кан, Гутар и Иа. В административном отношении они относятся к
Нижнеудинскому району Иркутской области Российской Федерации. Они являются
восточными соседями тувинцев. Сокращение числа носителей языка, очевидно,
вызвано разлагающим влиянием русскоязычной среды.
|
Никаких традиционных самоназваний у шорцев зафиксировано не было. Использовались
названия, относящиеся к местности, например, Мрас кижи - «люди реки Мрасу»,
Кондым чоны - «люди реки Кондома». Вдали от своей естественной среды обитания
они называли себя Чыш кижи - «люди тайги». В литературе 17-19 веков они также
упоминаются в зависимости от местности: народ мрасу, народ кондомы, а также
татары из Мрасу, Кузнецка или Томска. Также обычным для шорцев было называть
себя по названию племени или клана: Коби, Карга, Ки, Аба, Шор и т.д. Племя шорцев,
живущее в бассейне реки Кондома, было более знакомо русским из-за расположенного
там Кузнецкого острога (будущего города Новокузнецк). «Шорцами» народ называли
их соседи - алтайцы и хакасы.
|
Эвенки - кочевой народ тунгусского происхождения. Небольшие группы эвенков
кочевали в бассейне реки Амур с середины XIX века. В 1860-х годах часть
их переселилась с материка на остров Сахалин. На острове эвенки проживали
в бассейне реки Тымь, на восточном побережье в Александровском и Корсаковском
округах. Зимой держались ближе и западному побережью, в начале лета выходили
к морю, а к августу переходили на восточное побережье, где запасали юколу.
Образ жизни и многие элементы культуры были аналогичны культуре уильта.
В отличие от айнов и нивхов, у эвенков, как и у других оленеводческих народов,
была широко распространена одежда из кожи и шкур оленя. Высоко ценился осенний
мех дикого оленя, из которого шился весь комплект зимней одежды: шубы, шапки,
ноговицы, обувь, рукавицы.
|
Этнологически юкагиры считаются коренными народами Восточной Сибири.
До русской колонизации 17 века юкагирские племена (чуванцы, ходыны, анаулы
и др.) были рассеяны по территории, простиравшейся от реки Лена до устья
реки Анадырь. Численность юкагиров значительно сократилась в XVII-XIX
веках из-за эпидемий, междоусобных войн и колонизационной политики царского
правительства, а также отчасти из-за их ассимиляции чукотским, якутским,
эвенским и русским народами. Ещё в начале XVII века юкагиры населяли обширную
территорию в Северо-Восточной Сибири - от низовьев реки Лена на западе
до среднего и верхнего течения реки Анадырь на востоке и от Северного
Ледовитого океана на севере до Верхоянских гор на юге. |
Некоторые из сибирских народов - кочевые оленеводы, живущие
в тундре (арктической равнине); другие, живущие в лесотундре или тайге (хвойных
лесах), занимаются оленеводством, охотой и собирательством и часто живут в посёлках.
Сегодня менее 10% сибирских племён ведут кочевой или полукочевой образ жизни,
по сравнению с 70% всего 30 лет назад.
Языки, на которых говорят различные сибирские племена, относятся к различным
языковым семьям: некоторые из них не имеют сходства ни с каким другим языком,
и ни один из них не имеет никакого отношения к русскому. Крупные коренные сибирские
народы - саха (ранее называвшиеся якутами) и коми - имеют свои собственные республики
в составе российского государства.
При советской власти племенные народы потеряли свои земли из-за государственной
промышленности. В советское время власти часто предприняли решительные усилия
по подавлению языков, культуры и образа жизни коренных народов.
Сегодня самыми большими проблемами сибирских народов являются ухудшение состояния
окружающей среды, вызванное нефтяной, газовой и лесозаготовительной промышленностью
в регионе, а также отсутствие ясности в отношении прав на землю. Коренные народы Восточной Сибири дали много пищи для размышлений социальным
теоретикам, когда дело дошло до изучения пространства и социальных изменений.
Фридрих Энгельс (1902) смоделировал свои обобщения о социальной сложности и
структуре семьи частично на основе этнографии гиляков. Работы Широкогорофта
о ритуалах тунгусов (ороченских эвенков), опубликованные на английском языке,
стали одной из основных классических работ по сравнительному изучению идентичности,
шаманизма, а для приверженцев эволюционизма - примитивных форм религии.
|