Народы
русского севера > Архангельская
область > Ненцы
Ненцы
Среди российских народом и этнических групп особое место занимают коренные
малочисленные народы Севера Ямало-Ненецкого
автономного округа, которые издревле населили суровые арктические земли,
вели и ведут кочевой образ жизни, занимаются традиционным природопользованием
и промыслами, сохраняя самобытные древнейшие культуры, язык и религию.
Самоназвание - ненецкие (n'enyts, мн. ч. n'enytsja), что означает «человек»;
исконное название этого языка - n'enytsia vada. Название хасаба («человек»),
встречается реже и имеет ограниченное употребление. Этимологически ненецкий
язык имеет то же происхождение, что и нганасанский
и энцский. Первоначальное значение корня «ненай» - «истинный,
действительный, неподдельный», и оно часто используется в сочетании с самоназванием
«ненай неныц» - «ненец - то есть настоящий мужчина» (ср.
«эней энет» - «энец» и «нгано нганасан» - «нганасанка»).
Термин, первоначально использовавшийся северными ненцами, был применён ко всему
народу в 1920-х годах.
Древнее и более распространённое название ненцев - юраки-самоеды или просто
юраки. Оно происходит от коми-зырянского слова «яран», обозначающего
самоедов, которое, в свою очередь, вероятно, происходит от тундрового названия
семьи Яр на полуострове Ямал. Благодаря русскому языку термин «юраки-самоеды»
вошёл в другие языки и по сей день широко используется за пределами России.
Распространённый термин «самоед», вероятно, происходит от селькупского
языка, где самату (сомату) обозначало энцев. Вероятно, название происходит
от энецкого племени маду, которое соседи называли самату или сомаут.
Монах Нестор Киевский в своей летописи «Повесть временных лет» упоминает
самоедов, как соседей и союзников угров. В 1787 году миссионер Дж. С. Вейтер
использовал название племени Хасаба в своей басне «Вада хасово» (на
ненецком языке).
Это народ самодийской ветви уральской языковой семьи, который представлен
тремя основными группами - европейской, енисейской и западносибирской. Западносибирская
группа ненцев делится на ямальскую, гыданскую, надымскую и самбургскую этнотерриториальные
группы.
Ненцы живут в полярных регионах северо-восточной Европы и северо-западной Сибири
от полуострова Канин на Белом
море до дельты Енисея, занимая центральное место среди самоедских народов.
В совокупности это обширная территория площадью около 1 миллиона квадратных
километров. Часть ненцев также проживает в Таймырском или Долгано-Ненецком автономном
округе, входящем в состав Красноярского края.
Родина ненцев - бескрайняя ямальская тундра и лесотундра, страна вечной мерзлоты,
многочисленных рек и обширных болотистых территорий. Она, как оленья шкура,
"от моря до моря лежит - то рыжей, то белой, то зелёной становится..." Как
говорят сами ненцы, тундра - но дикая неповторимая красота, где все настоящее
и живое, а себя они называют детьми Оленя. Ямал уже давно имеет статус центра
мирового оленеводства, на его землях выпасается самое многочисленное в России
и в мире поголовье оленей, которое насчитывает около 700 тыс. голов. По берегам
реки Обь ненецкие поселения доходят до густых лесов сибирской тайги.
Ненцы - самый многочисленный из самоедских народов, о чем наглядно свидетельствуют
результаты переписи:
- 1897: 9427 чел.
- 1926: 17560 чел.
- 1959: 23007 чел.
- 1970: 28705 чел.
- 1979: 29894 чел.
- 1989: 34665 чел.
Поскольку общая численность самоедов составляет около 40 000 человек, ненцы,
как можно видеть, составляют значительную их часть. В то время как численность
населения имеет тенденцию к увеличению, данные свидетельствуют о сокращении
числа носителей родного языка. Таким образом, ненцам грозит не физическое вымирание,
а культурное. Процент ненцев в общей численности населения их родных регионов
также снижается. Например, всего за 19 лет общая численность населения Ямало-Ненецкого
автономного округа увеличилась в шесть раз - с 80 000 человек в 1970 году до
486 000 человек в 1989 году.
Антропологически ненцы являются представителями уральской расы с более выраженными
монголоидными чертами, чем в среднем. Как правило, они невысокого роста (средний
рост мужчин составляет 158 см) и коренастого телосложения. Лицо широкое и плоское,
с коротким и несколько выступающим носом. Волосы прямые и густые, но борода
растёт плохо. На веках часто появляются эпикантусные складки. Из-за темной пигментации
волосы и глаза черные или коричневые, а кожа смуглая.
По внешнему виду ненцы больше всего напоминают остяков, проявляя, однако, больше
монголоидных черт. Ненцы Архангельской области демонстрируют несколько более
сильную европейскую предрасположенность.
Традиционный образ жизни ямальских тундровиков
Ямальские тундровики с большой гордостью говорят об олене, он для них - священное
животное, транспорт, жилье, еда, одежда, обувь. Ненцам необходимы нетронутые
пастбища для выпаса оленей. Для оленеводов найти ягельное место и есть счастье,
без оленя в ямальской тундре им не выжить. Кочевники преклоняются перед оленями,
учат уважать и почитать своих детей с самого рождения оленя - кормильца.
Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Национальные особенности этой отрасли:
круглогодичный выпас оленей под надзором пастухов и оленногонных собак. Оленеводство-основа
жизни и благосостояния ненецких кочевых семей. Главное в тундре - работать сообща,
иначе нельзя - выжить можно только вместе. Каждой весной оленеводы перегоняют
свои стада на север, чтобы олени смогли поправиться, воспроизвести потомство,
"передохнуть" от надоедливого гнуса...Когда стада пополняются молодняком, их
гонят на морское побережье, где они выпасаются до конца лета.
Издавна в тундре существуют постоянные места для чумов и строго определены
места кочевий - древние дороги, а остальное пространство
оставалось под пастбища оленей и других обитателей тундры. У ненцев есть названия
для многочисленных священных мест, рек, ручьёв, холмов и малейших кочек. Традиционными
отраслями хозяйства ненцев на всей территории их проживания являются также охотничий
промысел и рыболовство.
Блюдо-лоток из кости мамонта
В первые века первого тысячелетия нашей эры северная группа самоедов отделилась
от Южной и переселилась в полярные районы к востоку и западу от Уральских гор.
Вероятно, они ассимилировали коренных жителей Арктики, которые ранее населяли
этот регион. В последующие столетия племена Северной группы (среди которых были
предки современных ненцев) претерпели изменения. В северо-восточной Европе ненцы
были соседями угров, и их путешествия иногда достигали берегов озера
Янисъярви и владений вепсов в первые века первого тысячелетия нашей эры.
Северная группа самоедов отделилась от Южной и переселилась в полярные районы
к востоку и западу от Уральских гор. Вероятно, они ассимилировали коренных жителей
Арктики, которые ранее населяли этот регион.
С 13-го по 15-й век ненцы платили дань Новгороду, а с 14-го по 16-й век -
монголо-татарам. Однако к концу XVI века русские уничтожили Сибирское ханство
и укрепили свою власть в Западной Сибири. Строительство Красноярского острога
(1628) знаменует собой объединение всех самодийских народов под властью России.
К ужасу русских казаков, здесь постоянно происходили восстания, в которых ненцы
принимали участие. На отряды сборщиков ясака (оброка) совершались набеги, а
русские остроги подвергались нападениям. В течение ста лет Пустозерская
крепость на северо-востоке Европы подверглась шести крупным нападениям,
последнее из которых произошло в 1746 году. У русских самоеды научились пользоваться
огнестрельным оружием.
Православие появилось среди ненцев в 18 веке. Массовое крещение началось после
1824 года, когда в Архангельской губернии была основана миссия, специально предназначенная
для распространения христианства среди самоедов. В связи с этим предпринимались
попытки обучения ненецкой молодёжи в приходских школах «Большая земля»,
«Канин» и «Тиман». В 1846 году священник по фамилии Попов
основал школу в Обдорске (ныне Салехард), где несколько самоедов учились бок
о бок с русскими. Однако среди самих ненцев миссионеров не было, и грамотность
не распространялась.
В XIX веке ненцы, до этого времени жившие только за счёт земли и охоты, становились
все более зависимыми от купцов и колониальных торговцев. Эти торговцы безнаказанно
взымали огромные цены на товары первой необходимости, такие как чай, сахар,
мука, табак и порох. Одурманенные спиртным, ненцы легко влезали в долги к торговцам,
из чего нелегко было выбраться. Нередко ненец платил мехами, чтобы расплатиться
с долгами своего отца или даже деда. В 1870-х годах Россия использовала ненцев
для обеспечения своих собственных политических интересов. Часть ненцев была
переселена на Новую Землю, чтобы не допустить норвежцев в полярные районы. В
то время поселения на Кольском полуострове также пополнились подданными Российской
империи. С древних времён миграционный цикл ненцев был связан с миграцией северных
оленей (осенью из прибрежных районов в леса, а весной обратно). Они вели жизнь
охотников и рыболовов и полностью приспособились к существованию в тундре. Впоследствии
их опыт в оленеводстве стал ценным для ряда других народов. Этот опыт, приобретённый
в результате многовековой жизни на земле, не поддался разрушительным усилиям
советской администрации. Первые колхозы на ненецкой земле были созданы в 1929
году. Коллективизация, однако, была завершена только 20 лет спустя путём идеологической
обработки мозгов (воинствующий атеизм, политическая пропаганда) и повсеместных
репрессий. Оленеводы даже подняли вооружённую борьбу против коллективизации
и напали на город Воркуту. Армия использовала авиацию, чтобы усмирить ненцев,
как если бы они были стаей волков. Русские добились прорыва в 1950-х годах, когда
начали объединять небольшие колхозы. Это означало депортацию ненцев и вынужденный
переход от кочевого образа жизни к оседлому. Непокорность ненцев была преодолена
относительно простым способом: ненецких женщин, детей и стариков, которые непосредственно
не занимались оленеводством, насильно переселили в деревни. Со временем мужчин
заставили последовать за своими семьями.
Система жизнеобеспечения северных народов, контролируемая государством, была
создана постановлением правительства в 1957 году. Ненец (или лопарь, или эвенк)
считался находящимся под опекой государства с момента рождения и до дня завершения
образования. Это означало, что он рос в школе-интернате, вдали от своего дома
и этнической принадлежности. Государственное обеспечение (т.е. бесплатное питание,
одежда, учебники и транспорт) подорвало у молодого поколения чувство долга и
ответственности, а также всякую инициативу. Юноша, окончивший школу, так же
беспомощен, как тепличное растение на вечной мерзлоте.
Большой ущерб был нанесён советской системой выравнивания, которая намеренно
игнорировала конкретные потребности, местные особенности и национальность. Ненцы
учатся в школах, которые работают по общероссийской стандартной программе; многоквартирные
дома строятся в соответствии со стандартом; директор сельсовета работал в соответствии
со стандартным предписанием. Даже продовольственные пайки (талоны на покупку
чая, сахара, муки, масла, табака и т.д.) были одинаковыми по всему СССР.
С 1950-х годов химическая и нефтяная промышленность оказывают свое влияние
на жизнь ненцев - в Печорском регионе и на северо-западе Сибири доминирующее
влияние оказывают такие крупные компании, как «Газпром», «Норильскникель» и
другие. Промышленность является главной и привилегированной отраслью, и их собственные
административные единицы оказались неспособны защитить права ненцев. Промышленный
бум привёл к резкому увеличению численности населения и загрязнению окружающей
среды. Например, на полуострове Таймыр соотношение недавних переселенцев к коренным
жителям составляло шесть к одному (за исключением 174 000 жителей города Норильска
и лагерей для военнопленных). Загрязнение, вызванное деятельностью «Норильскникеля»,
уничтожило 4,8 миллиона ГА пастбищ и 0,5 миллиона ГА лесов. По технократическим
подсчётам, цена одного гектара земли в тундре в советское время составляло 59
копеек, хотя экономисты называли цифру в 20 000 рублей.
Окружающая среда страдала от кислотных дождей; тяжёлые металлы накапливаются
во мху и через оленей, которых заражают мясо, попадают в рацион человека.
Ядерные испытания на Новой Земле представляют собой ещё одну серьёзную угрозу
здоровью и существованию населения этого района.
Промышленное освоение привело к вытеснению ненецкого
языка - неблагоприятная демографическая ситуация порождает неблагоприятные
языковые тенденции - и культуры. Кроме того, это привело к необычайно высокому
уровню смертности и самоубийств. Средняя продолжительность жизни ненцев составляет
от 45 до 50 лет. Только 41% ненцев нашли оплачиваемую работу, в основном неквалифицированную.
Заработная плата местных жителей значительно ниже, чем у недавних переселенцев,
а «стеклянный рубль» (бутылка крепкого алкоголя) служит твёрдой
валютой в тундре.
Ненецкий язык относится к северной группе самодийской ветви уральских языков
Из-за довольно низкой плотности населения, распространённого на обширной территории,
язык богат диалектами. Подавляющее большинство (около 95 %) говорит на диалекте
тундры, который делится на 11 местных наречий (западное, центральное и восточное).
Наиболее известным из них является местное наречие Большой Земли, которое послужило
основой для ненецкой письменности. Лесной или таёжный диалект делится на западный
и Восточный.
Диалектические различия на самом деле довольно незначительны и в основном проявляются
на фонетическом уровне; таким образом, канинский и таймырский ненцы без труда
поймут речь друг друга. Структура и базовый словарный запас языка восходят к
общей самодийской основе. Ненецкий язык особенно богат способами описания природы
(особенно характера и свойств снега) и погодных условий. Он также изобилует
терминами, связанными с оленеводством, охотой и рыболовством. Ненецкий язык имеет
хорошо налаженные языковые контакты в основном с другими самодийскими языками,
однако на него также оказали влияние тюркский, обско-угорский, коми и русский
языки. К счастью, верно и обратное, и ненецкий язык оказал влияние и на другие
языки, особенно на терминологию оленеводства и кочевого образа жизни. Будучи
территориально распространённым языком самого многочисленного самодийского народа,
ненецкий служил своего рода лингва-франка и является общим или второстепенным
языком для народов Полярно-Уральского региона.
|