На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 21 September 2024
Регионы
Бурятия
Горная Шория
Горный Алтай
Иркутская обл
Кемеровская обл
Красноярский Край
Таймыр
Тува
Тюменская обл
Хакасия
Ханты-Мансийский АО
Шерегеш
Эвенкия
Якутия
Города
Абакан
Иркутск
Кемерово
Красноярск
Кызыл
Новокузнецк
Улан-Удэ
English
Belokurikha
Tyumen region
Yakutia
Народ Нганасаны

Исчезающие народы России > Народы Русского Севера > Нганасаны

Нганасаны

Самоназвание - нганаса, что означает "человек". Первоначальное значение корня нгана - "настоящий", "правдивый", "неподдельный", и часто оба они используются вместе в нгано-нганасанском - "настоящий мужчина". Этимологически это название имеет то же происхождение, что и ненецкий и энецкий языки. Вышеупомянутое самоназвание используется только с 1930-х годов, и отождествление с ним не является единодушным. Авамцы или западные нганасаны обычно называют себя ньяа (наа) - "брат", "соплеменник". Такое название имеет аналоги в ненецком и селькупском языках. На востоке, в вадеевском диалекте, используется название ас'а, означающее "брат", но также "эвенк" или "долган". Прототип этого слова - оша - встречается в эвенкийском языке

Более раннее и распространённое название нганасанов - тавги-самоед, или просто тавги. Термин происходит от ненецкого, у которого тави (таави) означает "авам нганасан". Через русский язык тавги закрепился в других языках, и за пределами бывшего Советского Союза он повсеместно используется вплоть до наших дней. Название "самоед", возможно, произошло от селькупского слова "сомату" (или "самату"), обозначающего энцев. Однако оно может происходить и от ещё неизвестного нерусского слова.

Первое письменное упоминание об этом народе было сделано монахом Нестором. В его летописи "Повесть временных лет" нганасаны фигурируют как самоеды.

Нганасаны - самый северный из самодийских народов, проживающий на полуострове Таймыр на берегах Северного Ледовитого океана. Административно их арктическая территория является частью Таймырского автономного округа Красноярского края (ранее Долгано-Ненецкий национальный округ). Их "столицей" является село Усть-Авамск. Авамские нганасаны проживают в Авамском районе в западной части полуострова Таймыр в долинах рек Пясина, Дудыпта и Боганида. Носители вадеевского диалекта проживают в тундре и в восточных районах Таймыра в Хатангском районе на берегах реки Хета, озера Таймыр и Хатангского залива

Нганасаны проживают на одной территории с долганами. Их южными и юго-восточными соседями являются якуты, на юго-западе они граничат с энцами.

Северная и центральная части полуострова Таймыр в основном представляют собой ледяную пустыню, а на юге находится вечная мерзлота. Летом максимальная температура составляет +13 C, а зимой средняя температура опускается ниже -30 C

В 1926 году согласно советской переписи населения, насчитывалось всего 807 нганасанов, а в 1989 году их было 1278 человек. Однако к результатам переписи, вероятно, следует подходить с некоторой осторожностью. Известно, что в 1959 году большое количество энцев было зарегистрировано как нганасаны, и ошибочная регистрация в пользу той или иной этнической группы могла иметь место и после этого. Почти 20-процентное колебание показателей среди носителей языка совершенно необъяснимо.

Таймыр - малонаселённый регион. В 1989 году общая численность населения региона составляла 55 000 человек (на 862 кв. километров), среди которых нганасаны составляют небольшую, но заметную группу. Лишь сравнительно недавно города и деревни, где проживает большинство недавних русских поселенцев, начали привлекать жителей тундры

    Антропология

Антропологически нганасаны являются представителями уральской расы, в которой монголоидные и арктические черты преобладают над европейскими. Из-за своей относительной изоляции они почти не смешивались с другими народами. В последнее время ситуация изменилась в связи с вторжениями долган и русских

Нганасаны невысокие (мужчины до 160 см) коренастые люди. У них широкое лицо с высокими скулами, плоским носом и надкрыльевой складкой. Волосы и глаза тёмные, но кожа относительно светлая

    Нганасанский язык

Этот язык относится к самодийской ветви уральских языков и вместе с ненецким и энецким языками составляет Северную группу. Существует два различимых диалекта: авамский, или западный диалект, и вадеевский, хатангский, или восточный диалект. Существует отдельная группа, племя око, сформировавшееся из нганасан долганского происхождения, ассимилированных в 19 веке. Диалектные различия незначительны и носят только фонетический характер. Носитель одного диалекта может довольно легко понять другой

Лексика нганасанского языка в основном протосамойского происхождения. Контакты происходили со всеми соседями, и, по сравнению с родственными языками, нганасанский находился под сильным влиянием эвенкийского и долганского языков. В некоторых областях, таких как оленеводство и скотоводство, можно обнаружить ненецкие заимствования. В прошлом было обычным делом, что нганасанец был знаком с языком долган, эвенков или ненцев (и наоборот), но с 1950-х годов русский язык стал основным языком общения

    История

Протоуральские народы, вероятно, разделились на две группы в 4-м тысячелетии до нашей эры: финно-угорские, жившие к западу, а частично и к востоку от Уральского хребта, и самоедские, жившие между Уралом и рекой Енисей. Более широко распространено мнение, что предки самоедов сначала переселились со своей первоначальной родины на восток, а затем на северо-восток. Согласно другой теории, первоначальная родина самоедов находилась в Сибири в регионах к северу от Алтая и Саян

Примерно в начале христианской эры протосамодийские племена были вынуждены переселиться в связи с заметным потеплением и засушливостью климата на Центральном Урале. Другой причиной отступления была миграция гуннов и тагаров на юг

Во второй половине 1-го тысячелетия из Северного самодийского единства начали выделяться отдельные народы, одним из которых были нганасаны. Нганасаны считаются коренными жителями полуострова Таймыр, и они считают себя таковыми. Некоторые генетические черты были унаследованы от ассимилировавшихся бывших обитателей Арктического полуострова. С течением времени продолжался процесс дифференциации между северными самодийскими языками, вызванный географической разбросанностью и экономической и культурной изолированностью Таймыра.

Самоеды появились в истории в связи с торговыми и военными походами русских. Монах Нестор Киевский упоминает их как соседей и союзников угров (из Югры). Интересы России не ограничивались торговлей; главным стимулом было взимание налогов с других народов и захват их территорий. Поначалу нганасан обходили стороной из-за их отдалённого положения. Только в начале XVII века торговцы и офицеры царя Михаила достигли земель нганасанов.

Губернатору Тобольска князю Трубецкому было приказано ежегодно выдавать 15 бадей крепких спиртных напитков для помощи в сборе налогов. Главной целью как налоговой системы, так и торговли всегда было получение как можно большего количества пушнины - например, медный чайник стоил нганасану связки соболиных шкурок

Ещё в 1930-х годах нганасаны вели традиционный кочевой образ жизни. Их основными занятиями были рыболовство и охота, причём основной добычей были северные олени. Часто нганасаны сотрудничали с энцами в выслеживании и погоне за дичью. Мясо северного оленя и рыба были основной пищей нганасан, обеспечивая их всеми необходимыми витаминами и минералами. Несколько одомашненных северных оленей использовались в качестве тягловых животных, однако главным тягловым животным была собака. Конусообразные палатки (называемые чумами), сделанные из жердей, обтянутых шкурами, служили укрытием, а открытый огонь давал свет и тепло. Европейская одежда и обувь тогда ещё не использовались.

Политработа на земле нганасанов началась в 1930-х годах. В 1931 году была выдвинута идея создания "красных чумов", то есть специальных палаток для идеологического обучения. У всех кочевых народов, таких как ненцы, эти палатки и принадлежности к ним должны были быть переносными. В 1934 году во всесоюзной газете "Комсомольская правда" появился призыв к молодым коммунистам ехать и помогать северным народам строить коммунистическое общество. В то время как в 1933 и 1936 годах нганасанам посчастливилось избежать красных комиссаров, в 1937 году они стали жертвами рабочей по металлу из Москвы Амалии Хазанович. Она ничего не знала о языке или обычаях нганасан, тем не менее, безудержно нападала на их образ жизни и выступала против таких институтов, как шаманизм. Её назойливое невежество и напыщенное безрассудство полностью соответствовали её представлению о советской власти. В 1930-х годах кампания по ликвидации неграмотности (т.е. преподавание русского языка) дошло до Таймыра, и дети были принудительно помещены в школы-интернаты. '

С 1950-х годов произошли серьёзные изменения. Олени и пастбища сделались собственностью колхозов, а нганасаны обосновались в деревнях. Свободная охота на северного оленя была запрещена. Для собственных нужд человеку разрешается отстреливать только одно животное в год. Однако из-за массовых забоев, ежегодно проводимых с вертолётов, поголовье северных оленей значительно сократилось; в среднем за сезон отстреливалось до 50 000 особей. В результате животные изменили свои традиционные маршруты, и их стало труднее найти.

Образ жизни нганасан постепенно приближался к советским нормам; они стали предпочитать готовую одежду и еду из продуктового магазина. Престиж немногих оставшихся шаманов был подорван, и их паства сокращалась.

Перемены принесли свои плоды, но не всегда положительные. Многие из нганасан не смогли приспособиться к изменившимся требованиям жизни. Большое количество нганасан занято неквалифицированной рабочей силой, и многие из них не имеют работы. В 1980-х годах были приняты указы, предписывающие этническим меньшинствам работать в промышленности, строительстве и других подобных областях.

Дискриминация на рабочем месте является распространённым явлением. Злоупотребление алкоголем - это всеобщее бедствие. Это проблема является одним из основных факторов высокой распространённости смешанных браков, поскольку нганасанские женщины предпочитают плодовитых русских мужчин своим сильно пьющим соотечественникам.

Военная служба стала привилегией, поскольку из-за слабого здоровья или низкого уровня образования многие нганасаны признаны непригодными к военной службе. Русский язык и культура общения пользуются высокой репутацией среди нганасан.

Изучение нганасан долгое время было частью самоедских исследований в целом. Несмотря на то, что лингвистический материал был скудным и труднодоступным, изучение географического распространения и диалектов самоедских языков постоянно продвигалось вперёд. Первые списки слов и комментарии к ним появились ещё в 1787-1789 годах в сравнительном словаре П. С. Палласа (Linguarum totius orbis vocabularia comparativa). Первый трактат по грамматике был опубликован в 1854 году финским учёным М. А. Кастрином (Grammatik der samojedischen Sprachen, 1855). Отдельный трактат о нганасанском языке был написан в 1937 году Г. Прокофьевым. Позднее появился научный очерк, написанный Н. Терещенко (1966, переработанное издание 1979). Отдельного словаря этого языка не существует, хотя некоторый лексический материал можно найти в словаре северных самодийских языков А. Йоки (Kleinere WцRterverzeichnisse aus dem Jurak, Jenissei и Tawgy Samojedischen, 1956). С этнологической точки зрения происхождение и история нганасан обсуждались А. Поповым (1948 и 1956), Б. Долгих (1952) и Б. Долгих совместно с Л. Файнбергом (1960).

 
Чат с менеджером

Внимание! Всем туристам, желающим посетить Сибирь (в особенности в мае и в июне) рекомендуем заблаговременно сделать прививку от энцефалита. Особенно это касается активных маршрутов, в которых подразумеваются ночевки в полевых условиях. Если прививки нет, рекомендуем взять с собой соответствующую защитную одежду и средства от клещей.

Поиск дешевых авиабилетов
Авиабилеты

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • турагентствам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram