На главную страницу сайта
 
Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 16 November 2024
Турбазы
Медвежонок
Другие регионы
Домбай
Красная Поляна
Приэльбрусье
Шорцы

Исчезающие народы России > Сибирские народы > Шорцы

Шорцы

Никаких традиционных самоназваний у шорцев зафиксировано не было. Использовались названия, относящиеся к местности, например, Мрас кижи - «люди реки Мрасу», Кондым чоны - «люди реки Кондома». Вдали от своей естественной среды обитания они называли себя Чыш кижи - «люди тайги». В литературе 17-19 веков они также упоминаются в зависимости от местности: народ мрасу, народ кондомы, а также татары из Мрасу, Кузнецка или Томска. Также обычным для шорцев было называть себя по названию племени или клана: Коби, Карга, Ки, Аба, Шор и т.д.

Племя шорцев, живущее в бассейне реки Кондома, было более знакомо русским из-за расположенного там Кузнецкого острога (будущего города Новокузнецк). «Шорцами» народ называли их соседи - алтайцы и хакасы. При советской власти (1925) шорцы получили статус отдельной национальной группы, а родовое название «шор» было распространено на весь народ.

Шорцы также называли себя «тадар» - татары как и хакасы, северные алтайцы, телеуты и все сибирские татары. Это название, очевидно, вошло в обиход через российских чиновников в 17 веке и как политический термин охватывало все тюркские народы, платившие дань России.

Южные шорцы живут в Сибири в районе Северного Алтая и Кузнецкого Алатау, на реках Кондома, Мрасу и Томь. Это горный район (горная тайга) в самом сердце Кузбасса. Административно они относятся к Кемеровской области Российской Федерации, к городу Таштагол. Территория обитания южных шорцев граничит с Хакасской автономной областью и Горным Алтаем. Северные шорцы работают шахтёрами на угольных шахтах «Сиберга» в Мышковском районе Кемеровской области. Их центральное поселение - Чувашка.

Часть шорцев эмигрировала в бассейн реки Абакан (раньше их называли сагайцы ) и стала хакасами. Небольшая группа шорцев в Солтонском районе Алтайского края постепенно русифицируется, а в районе Турочака Горно-Алтайского автономного округа они становятся алтайцами. Антропологически шорцы принадлежат к уральской расе, но с некоторыми монголоидными чертами.

Шорский язык относится к тюркско-татарской ветви восточно-гуннских языков, уйгурско-огузской группе, хакасской подгруппе. Он отличается от своих родственных языков (хакасского, камасутского, чилимского татарского) несколькими специфическими чертами в фонетике и грамматике. В шорском языке есть два диалекта: мрасу в бассейнах рек Томь и Мрасу и кондома в бассейнах рек Нижняя Томь и Кондома. Диалект мрасу, который когда-то был основой литературного языка, является наиболее распространённым. Различия между диалектами невелики (в основном фонологические), и общение между носителями разных диалектов не представляет проблем. Носители мрасского диалекта часто контактировали с хакасами, а носители кондомского - с алтайцами.

История

Происхождение шорцев до сих пор не выяснено окончательно. На основе антропологических, этнологических и фольклористических выводов предполагается, что предками шорцев были племена обских угров и кетов. Будучи кочевниками, они кочевали по таёжным районам к северу от Саян и платили дань мехами и железными изделиями. Между VI и XIII веками племена, находившиеся под влиянием древних алтайцев, уйгуров и енисейских киргизов, стали говорить на тюркском языке и получили название Ас.

Позже татаро-монгольские этнические элементы значительно усилились.С VI века предки шорцев платили дань турецким каганатам, уйгурским ханам, монгольским и калмыцким кочевникам. В XIV-XVII веках они принадлежали к этносоциальному союзу под названием Хонгорай ~ Урай, обитающему в степях Среднего Енисея. В русских источниках XVII века их называли кузнецкими, мрасуйскими или кондомскими татарами; в те века шорцы славились как хорошие металлурги. Русские появились в Шорском регионе в 1618 году. Племя за племенем, несмотря на упорную оборону, казаки покоряли сибирские народы. Русских не пугали трудности походов и даже смерть товарищей, поскольку новые территории означали новые богатства и усиление государства. Шорцы привлекали внимание русских не только своими мехами, но и изделиями из железа. В 1641 году русские попытались разрушить существовавшую у шорцев товарную биржу и монополизировать все их производство. Им это не удалось. Шорцы оказали ожесточённое сопротивление.

Меновая торговля с калмыками, телеутами, енисейскими киргизами и другими народами обеспечивала им пропитание, и даже часть пушнины для уплаты дани они получали в обмен на железные изделия. В начале XVIII века русским удалось подчинить себе экономику шорцев. К концу столетия это привело к упадку шорской металлообработки. Граница Российской империи прервала контакты шорцев с калмыками и енисейскими киргизами (основными покупателями их металлических изделий), товары российского производства начали поступать в обращение в больших количествах, а спрос на меха возрос. Для северных шорцев это означало коренной переворот во всём их образе жизни.

Будучи охотниками и рыболовами, шорцы были в высшей степени осведомлены об окружающей среде; известно, что они могли предсказать степень роста поголовья оленей по внешнему виду определенных растений. Формально шорцы принадлежали к Русской православной церкви (с момента основания миссионерской станции в Куздеево в 1858 году), но они ревностно поддерживали свой анимизм, поклоняясь горам и дикой природе. Шаманы оставались священниками у шорцев.

В начале XX века шорцы начали превращаться из традиционных охотников в оседлых земледельцев. Весь Алтайский край был объявлен «государственной землёй» и принадлежал царю.

В период с 1910 по 1913 год эта земля была частично распределена между шорцами и частично передана в аренду заявителям (что привело к некоторой миграции). Прежняя клановая система шорцев достаточно хорошо функционировала в интересах сборщиков налогов, но распределение земли и установление денежной ренты требовали новой территориально-административной системы.

Однако советский режим произвёл более радикальные преобразования. Судя по всему, новый режим стал уделять больше внимания реальным потребностям шорского народа. Православные миссионеры когда-то поощряли некоторое школьное образование (в 1900 году грамотными были 1 % шорцев), но при советской системе началась настоящая образовательная кампания. К 1935 году у шорцев был свой литературный язык, 32 школы и 64 учителя-носителя языка, а курсы для неграмотных окончили 5782 человека. 1616 из них сразу же получили дальнейшее образование. В 1925 году был образован национальный округ Горная Шория, создавший автономную административную единицу для шорцев, однако в 1939 году он был упразднён.

Процессы индустриализации, набравшие обороты в 1930-х годах, затмили все остальное. Добыча угля, начавшаяся в Кузбассе в 1851 году, превратилась в крупномасштабную отрасль промышленности. Добыча угля и строительные работы (заводы, шахты, железнодорожная сеть и т.д.) сопровождались резким увеличением численности населения. В 1931 году шорцы составляли 38,8% местного населения, в 1938 году этот показатель снизился до 13,0%, и их численность продолжала постоянно сокращаться. Когда шорцы начали препятствовать развитию промышленности, их переселили. Тем не менее, по иронии судьбы, шорцы оказались очень полезными в открытии месторождений полезных ископаемых.

В то время как северные шорцы были охвачены бурной индустриализацией, южные были коллективизированы. К 1949 году около половины всех шорцев было занято в сельском хозяйстве, а около трети - в промышленности. Шорцы не смогли адаптироваться. Бывшие охотники не смогли смириться с сельским хозяйством, и обработка земли так и не стала процветать. Северные шорцы не были столь беспомощны из-за длительного российского влияния, но переход к русифицированной среде по-прежнему означал отказ от местных обычаев. Шорцы не смогли сохранить свою идентичность. С новым образом жизни пришли и новые идеологии. Новые поселения, здания, мебель, готовая одежда и продукты питания в русском стиле были созданы во имя прогресса.

Даже личная гигиена и причёска должны были соответствовать российским стандартам. Шорцы и их традиции могут выжить только в отдалённых уголках, а их язык может использоваться только в быту. У шорцев нет национального театра, печатных изданий, радио или других подобных проявлений культуры. Новыми хозяевами земли шорцев стали промышленность и русский язык. Процветают алкоголизм и венерические заболевания. Хотя Шория земля чрезвычайно богата (уголь, черные металлы и золото), шорцы извлекли из этого очень мало пользы. Несмотря на то, что годовой объем добычи угля на угольных шахтах составляет 150 миллионов тонн (1985), ни один рубльиз этой прибыли в советское время не используется для популяризации культуры шорцев.

Русский является основным языком общения шорцев с коллегами по работе и друзьями, и он вытесняет родной шорский язык даже дома. В 1976 году 67,9 % молодых шорцев общались со своими родителями на родном языке, а 29,3 % - на русском, в 1986 году эти цифры составляли 34,3 % и 58,1 % соответственно.

 
Чат с менеджером
Пансионаты и дома отдыха Подмосковья Поиск дешевых авиабилетов
Подбор отеля Авиабилеты

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • турагентствам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram