На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 16 November 2024
Экскурсионные и активные туры в Якутию
Туры на Русский Север
Туризм
Общая информация
Ишим
Тобольск
Ханты-Мансийск
Ялуторовск
Селькупы

Исчезающие народы России > Сибирские народы > Селькупы

Народа cелькупы

Самоназвание - "шелкуп": "шел" означает "страна", "земля" и куп - "человек". Таким образом, селькупы называют себя сельскими жителями, как это делают эстонцы и некоторые другие финно-угорские племена. Этот термин официально используется с 1930-х годов. Прежним и более распространённым названием были остяки-самоеды, пришедшим из русского языка. Русские так называли многие неизведанные сибирские народы остяками. За пределами бывшего СССР селькупов даже сейчас называют остяками-самоедами. Общий термин "самоеды" также был введён в русский язык. Предполагается, что это происходит от селькупского слова "сомату", обозначающего энцев. Это также может быть слово неизвестного нерусского происхождения. Русское народное толкование (самоед - "человек, поедающий самого себя"), вероятно, берёт своё начало в народной этимологии и/или презрительном отношении.

Первое письменное упоминание о самоедах содержится в "Повести временных лет" монаха Нестора. Восточные самоеды за Уральскими горами упоминаются Плано Карпини - легатом папы Иннокентия IV в связи с его поездкой в "страну монголов" в 1246 году.

В условиях сурового климата и низкой плотности населения колебания численности селькупов, как и других северных народов, не представляют прямой угрозы, но, тем не менее, здесь действуют внешние силы. Под влиянием тюркоязычных и русскоязычных народов прежняя однородность селькупов пошатнулась, и некоторые из южных диалектов, как и все другие южносамойские языки, подверглись ассимиляции. Относительное значение селькупов на их исторических территориях значительно уменьшилось.

Деталь шаманского костюма - фигура птицы

Антропологически селькупы являются представителями уральской расы и довольно похожи на обских угров. Они небольшого роста (мужчины ниже 160 см) и имеют короткий череп. Волосы и глаза тёмные. Монголоидные черты менее заметны, чем у северных самоедов; цвет кожи более светлый. Селькупы уникальны среди самоедов тем, что у них есть бороды.

Считается, что общий язык предков самодийцев начал разветвляться в 1-м тысячелетии до нашей эры. Населяя в основном районы к западу от Урала, селькупы начали продвигаться на восток, северо-восток и юго-восток. Согласно другому мнению, предки самоедов уже в далёком прошлом населяли территорию между Уралом и Енисеем.

Селькупский язык относится к самодийской ветви уральских языков. Это наиболее сохранившийся язык южной саяно-самодийской группы, в которой вымерли карагасский, койбальский, моторский, тайгинский, сойотский и совсем недавно камасский языки.

С 1930-х годов влияние русского языка возрастает. Вторжение культурных понятий из русского языка нейтрализовало исконное словообразование и сдержало органическое развитие языка. Часто русские заимствования перестают усваиваться фонетически, но произносятся по правилам русского языка. Более того, русские эквиваленты вытесняют исконные селькупские слова.

    История

Самое позднее в 13 веке селькупы и другие южные самоеды попали под власть тюрко-татар и были обложены налогами. Русское завоевание Сибири началось в конце 16 века. Когда в 1628 году была возведена Красноярская крепость, это означало конец татарского владычества и подчинение селькупов и других южных самоедов российскому владычеству. До XVII века большинство селькупов оставалось на берегах Средней Оби. С приходом русских они начали переселяться в Тазовский, Туруханский и Елогуйский бассейны. Тем не менее, они не смогли освободиться от налогов царской России. Во время восстаний против русского владычества самоеды присоединились к угорским народам, но были бессильны против огнестрельного оружия. В целом они придерживались стратегии отступления, отходя в сторону и отдаляясь в безлюдные места. Но казаки не чувствовали усталости, забираясь в самые глухие места Сибири.

Как и повсюду в Сибири, у южных самоедов из поколения в поколение передавалась легенда о пришествии белого человека, которое было предсказано появлением берёза. Но селькупов подчинить было сложно. Самоубийство часто предпочиталось жизни в рабстве. Известен случай, когда самоеды вырыли пещеру, затем прорубили поддерживающие её подпорки и были похоронены заживо.

Турки принесли исламскую веру в Западную Сибирь. Православная христианизация селькупов началась в 18 веке. Однако больше внимания уделялось их формальной русификации, чем христианизации. Селькупам были даны русские имена.

Тем не менее, ни одна из религий не оказала на них слишком сильного влияния - шаманизм сохранялся до самого недавнего времени. К. Доннер также обнаружил в селькупском фольклоре следы прозаического эпоса, повествующего о борьбе их предка Ит с чудовищем-людоедом по имени Пюнегезе и даже с Христом. Он потерпел поражение, но пообещал вернуться, чтобы освободить свой народ от иностранного порабощения.

Селькупы традиционно были охотниками и рыболовами, но, тем не менее, вели более стационарный образ жизни, чем северные самоеды. Летом они жили в конусообразных палатках, а зимой - в бревенчатых хижинах. Белки, соболи, росомахи и другие пушные звери были важной добычей. Северные олени в основном использовались в качестве тягловых животных. С 19 века, когда русские появились в качестве постоянных поселенцев на национальных территориях южных самоедов и начали охотиться на их одомашненных (!) северных оленей, заниматься оленеводством селькупам стало сложнее.

Русские внесли много улучшений в повседневную жизнь и культуру. Но, в то же время, селькупы также подвергались эксплуатации: русские купцы использовали алкоголь, мошенничество и силу. В советский период экономическая зависимость селькупов усугубилась из-за плановой экономики и коллективизации. Кроме того, существовало идеологическое давление. В 1931 году для национальных меньшинств Севера были созданы передвижные пункты - так называемые красные палатки, которые предназначались для кампании по борьбе с неграмотностью и распространения политической пропаганды. В 1930-е годы селькупский образ жизни был сильно разрушен: они были вынуждены осесть, шаманизм был вытеснен воинствующим атеизмом, их детей забирали в школы-интернаты (что означало их отчуждение от традиционной среды обитания и занятий), местной жизнью управляли чужаки издалека и т.д.

В послевоенный период выживание селькупов как национального образования оказалось под угрозой. Они вели полностью оседлый образ жизни, предпочитали товары народного потребления (одежду, мебель, инструменты, бытовую технику, покупаемые в магазинах); широко распространены как русский язык, так и русскоязычная массовая культура. Процессы ассимиляции протекали бы ещё быстрее, если бы не антропологические различия селькупского народа. Разрушение традиционного образа жизни привело к снижению адаптивности селькупов. Они не в состоянии приспособиться к новым условиям жизни и требованиям трудоустройства, что привело к росту безработицы и широкомасштабному злоупотреблению алкоголем. Селькупы также подвергаются расовой дискриминации.

Священные тексты, опубликованные миссионерами в 1870-х годах на селькупском языке, являются древнейшими записями на самоедских языках. Однако в результате не было создано письменного селькупского языка. Учебник правописания, составленный Н. Григоровским в 1897 году, также был инициативой одиночки. Письменность на латинице была создана на основе тазовского диалекта в ходе кампании по ликвидации неграмотности в 1931 году. Селькупский язык был вторым письменным языком самоедов. Были составлены и переведены учебники (учебник правописания, хрестоматия и т.д.). В 1986 году Н. Терещенко на основе алфавита 1930 года был создан кириллический селькупский алфавит (40 букв). Данные из первых рук о том, как используется письменность, отсутствуют. В любом случае, толчок пришёл извне.

 
Чат с менеджером
Пансионаты и дома отдыха Тюменской области Поиск дешевых авиабилетов
Подбор пансионата Авиабилеты

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram