Исчезающие народы России > Сибирские народы > Селькупы
Народа cелькупы
Самоназвание - "шелкуп": "шел" означает "страна", "земля" и куп - "человек". Таким образом, селькупы называют себя сельскими жителями, как это делают эстонцы и некоторые другие финно-угорские племена. Этот термин официально используется с 1930-х годов. Прежним и более распространённым названием были остяки-самоеды, пришедшим из русского языка. Русские так называли многие неизведанные сибирские народы остяками. За пределами бывшего СССР селькупов даже сейчас называют остяками-самоедами. Общий термин "самоеды" также был введён в русский язык. Предполагается, что это происходит от селькупского слова "сомату", обозначающего энцев. Это также может быть слово неизвестного нерусского происхождения. Русское народное
толкование (самоед - "человек, поедающий самого себя"), вероятно, берёт
своё начало в народной этимологии и/или презрительном отношении.
Первое письменное упоминание о самоедах содержится в "Повести временных лет"
монаха Нестора. Восточные самоеды за Уральскими горами упоминаются Плано Карпини
- легатом папы Иннокентия IV в связи с его поездкой в "страну монголов" в 1246
году.
В условиях сурового климата и низкой плотности населения колебания численности
селькупов, как и других северных народов, не представляют прямой угрозы, но,
тем не менее, здесь действуют внешние силы. Под влиянием тюркоязычных и русскоязычных
народов прежняя однородность селькупов пошатнулась, и некоторые из южных диалектов,
как и все другие южносамойские языки, подверглись ассимиляции. Относительное
значение селькупов на их исторических территориях значительно уменьшилось.
Деталь шаманского костюма - фигура птицы
Антропологически селькупы являются представителями уральской расы и довольно
похожи на обских угров. Они небольшого роста (мужчины ниже 160 см) и имеют короткий
череп. Волосы и глаза тёмные. Монголоидные черты менее заметны, чем у северных
самоедов; цвет кожи более светлый. Селькупы уникальны среди самоедов тем, что
у них есть бороды.
Считается, что общий язык предков самодийцев начал разветвляться в 1-м тысячелетии
до нашей эры. Населяя в основном районы к западу от Урала, селькупы начали продвигаться
на восток, северо-восток и юго-восток. Согласно другому мнению, предки самоедов
уже в далёком прошлом населяли территорию между Уралом и Енисеем.
Селькупский
язык относится к самодийской ветви уральских языков. Это наиболее
сохранившийся язык южной саяно-самодийской группы, в которой вымерли карагасский,
койбальский, моторский, тайгинский, сойотский и совсем недавно камасский языки.
С 1930-х годов влияние русского языка возрастает. Вторжение культурных понятий
из русского языка нейтрализовало исконное словообразование и сдержало органическое
развитие языка. Часто русские заимствования перестают усваиваться фонетически,
но произносятся по правилам русского языка. Более того, русские эквиваленты
вытесняют исконные селькупские слова.
Самое позднее в 13 веке селькупы и другие южные самоеды попали под власть тюрко-татар
и были обложены налогами. Русское завоевание Сибири началось в конце 16 века.
Когда в 1628 году была возведена Красноярская крепость, это означало конец татарского
владычества и подчинение селькупов и других южных самоедов российскому владычеству.
До XVII века большинство селькупов оставалось на берегах Средней Оби. С приходом
русских они начали переселяться в Тазовский, Туруханский и Елогуйский бассейны.
Тем не менее, они не смогли освободиться от налогов царской России. Во время
восстаний против русского владычества самоеды присоединились к угорским народам,
но были бессильны против огнестрельного оружия. В целом они придерживались стратегии
отступления, отходя в сторону и отдаляясь в безлюдные места. Но казаки не чувствовали
усталости, забираясь в самые глухие места Сибири.
Как и повсюду в Сибири, у южных самоедов из поколения в поколение передавалась
легенда о пришествии белого человека, которое было предсказано появлением берёза.
Но селькупов подчинить было сложно. Самоубийство часто предпочиталось жизни
в рабстве. Известен случай, когда самоеды вырыли пещеру, затем прорубили поддерживающие
её подпорки и были похоронены заживо.
Турки принесли исламскую веру в Западную Сибирь. Православная христианизация
селькупов началась в 18 веке. Однако больше внимания уделялось их формальной
русификации, чем христианизации. Селькупам были даны русские имена.
Тем не менее, ни одна из религий не оказала на них слишком сильного влияния
- шаманизм сохранялся до самого недавнего времени. К. Доннер также обнаружил
в селькупском фольклоре следы прозаического эпоса, повествующего о борьбе их
предка Ит с чудовищем-людоедом по имени Пюнегезе и даже с Христом. Он потерпел
поражение, но пообещал вернуться, чтобы освободить свой народ от иностранного
порабощения.
Селькупы традиционно были охотниками и рыболовами, но, тем не менее, вели более
стационарный образ жизни, чем северные самоеды. Летом они жили в конусообразных
палатках, а зимой - в бревенчатых хижинах. Белки, соболи, росомахи и другие
пушные звери были важной добычей. Северные олени в основном использовались в
качестве тягловых животных. С 19 века, когда русские появились в качестве постоянных
поселенцев на национальных территориях южных самоедов и начали охотиться на
их одомашненных (!) северных оленей, заниматься оленеводством селькупам стало
сложнее.
Русские внесли много улучшений в повседневную жизнь и культуру. Но, в то же
время, селькупы также подвергались эксплуатации: русские купцы использовали
алкоголь, мошенничество и силу. В советский период экономическая зависимость
селькупов усугубилась из-за плановой экономики и коллективизации. Кроме того,
существовало идеологическое давление. В 1931 году для национальных меньшинств
Севера были созданы передвижные пункты - так называемые красные палатки, которые
предназначались для кампании по борьбе с неграмотностью и распространения политической
пропаганды. В 1930-е годы селькупский образ жизни был сильно разрушен: они были
вынуждены осесть, шаманизм был вытеснен воинствующим атеизмом, их детей забирали
в школы-интернаты (что означало их отчуждение от традиционной среды обитания
и занятий), местной жизнью управляли чужаки издалека и т.д.
В послевоенный период выживание селькупов как национального образования оказалось
под угрозой. Они вели полностью оседлый образ жизни, предпочитали товары народного
потребления (одежду, мебель, инструменты, бытовую технику, покупаемые в магазинах);
широко распространены как русский язык, так и русскоязычная массовая культура.
Процессы ассимиляции протекали бы ещё быстрее, если бы не антропологические
различия селькупского народа. Разрушение традиционного образа жизни привело
к снижению адаптивности селькупов. Они не в состоянии приспособиться к новым
условиям жизни и требованиям трудоустройства, что привело к росту безработицы
и широкомасштабному злоупотреблению алкоголем. Селькупы также подвергаются расовой
дискриминации.
Священные тексты, опубликованные миссионерами в 1870-х годах на селькупском
языке, являются древнейшими записями на самоедских языках. Однако в результате
не было создано письменного селькупского языка. Учебник правописания, составленный
Н. Григоровским в 1897 году, также был инициативой одиночки. Письменность на
латинице была создана на основе тазовского диалекта в ходе кампании по ликвидации
неграмотности в 1931 году. Селькупский язык был вторым письменным языком самоедов.
Были составлены и переведены учебники (учебник правописания, хрестоматия и т.д.).
В 1986 году Н. Терещенко на основе алфавита 1930 года был создан кириллический
селькупский алфавит (40 букв). Данные из первых рук о том, как используется
письменность, отсутствуют. В любом случае, толчок пришёл извне.
|