Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 16 November 2024
Экскурсионные и активные туры на Камчатку
Туры по Приморью
Дальний Восток
Камчатка
Курилы
Магаданская область
Приморский Край
Сахалин
Хабаровский Край
Чукотка
Города
Владивосток
Магадан
Находка
Петропавловск Камчатский
Хабаровск
Юкагиры

Исчезающие народы России > Юкагиры

Народ Юкагиры

Юкагиры из долин Верхней Колымы называют себя "взрослыми людьми", выходцы из Алазеи - "вадулами", а выходцы с Индигирки - "дутке", "дуткиль" и "бугуч". Название "юкагир" считается общим названием тунгусского происхождения, означающим "ледяной народ". Однако существуют и другие интерпретации, и некоторые учёные утверждают, что этимология названия неясна.

По данным переписи 1970 года, численность юкагиров составляла 600 человек, а по данным переписи 1979 года - 835 человек. Из них 37,5 % были носителями родного языка.

Антропологически юкагиры относятся к байкальской группе североазиатской расы.

Этнологически юкагиры считаются коренными народами Восточной Сибири. До русской колонизации 17 века юкагирские племена (чуванцы, ходыны, анаулы и др.) были рассеяны по территории, простиравшейся от реки Лена до устья реки Анадырь. Численность юкагиров значительно сократилась в XVII-XIX веках из-за эпидемий, междоусобных войн и колонизационной политики царского правительства, а также отчасти из-за их ассимиляции чукотским, якутским, эвенским и русским народами.

Где живут

Ещё в начале XVII века юкагиры населяли обширную территорию в Северо-Восточной Сибири - от низовьев реки Лена на западе до среднего и верхнего течения реки Анадырь на востоке и от Северного Ледовитого океана на севере до Верхоянских гор на юге. Было высказано предположение, что ранние юкагиры (юкагиро-чуванские племена) населяли районы, расположенные дальше к западу и югу. В 12-13 веках тунгусы (эвены и эвенкийки) вторглись в Северную Сибирь, придя из горной тайги за озером Байкал. Можно предположить, что тунгусы и юкагиры столкнулись у реки Вилюй и нижнего Алдана. Вероятно, часть юкагиров кочевала ещё дальше на север: к верховьям рек Яна, Индигирка, Колыма и Анадырь в леса и тундру. Часть из них смешалась с тунгусами.

Сегодня небольшое количество юкагиров проживает в Нижнеколымском районе Якутии (лесные юкагиры - одулы) и в Среднеканском районе Магаданской области (тундровые юкагиры - вадулы).

Около 40 юкагиров живут на Индигирке (в Алайхинском районе Якутии), называя себя дутке или бугуч.

Язык

Генетически изолированный юкагирский язык рассматривался как один из палеоазиатских языков. Была выдвинута гипотеза, что юкагирский язык связан с уральскими языками. Однако грамматическая структура и словарный запас юкагирского языка настолько отличаются от современных уральских языков, что очевидно, что юкагиры отделились от общего уральского языка раньше, чем самодийские или финно-угорские народы, то есть более 8000 лет назад. Значительная часть лексики юкагирского языка неизвестного происхождения. В базовом словарном запасе двух основных диалектов, на которых говорят сегодня, существуют такие различия, что единственным возможным объяснением является существование субстрата или какой-либо другой нетривиальной диалектной дифференциации.

Основу алазейских юкагиров составляют тунгусы, которые пришли с низовьев реки Лена и вступили в брак с юкагирками. В 1957 году почти все население в общине деревни Олер считалось эвенками. В 1970 году часть общины была зарегистрирована как юкагирская. Есть семьи, которые не могут решить, считать ли себя эвенками или юкагирами. Учёные утверждают, что это относится к более раннему зарождению юкагирской языковой традиции в районе Алазеи.

И эвены, и юкагиры свободно говорят по-якутски. Якутский и русский были двумя языками, широко распространёнными среди многоязычного населения Алазейской тундры, включая первых русских поселенцев. Юкагирский язык в основном использовался пожилыми людьми.

История

Первые русские пришли в эти края в 1635 году. Их первоначальной целью был сбор ясака (дани в виде соболиных мехов) с местного населения и строительство укрепленных городов вдоль берегов реки Яна. Оттуда они направились к Индигирке, а затем в другие районы. Колымская долина была заселена около 1643 года. Русские построили остроги (будущие города и посёлки), чтобы облегчить сбор дани с местных жителей. Города также служили местами содержания заложников. Остроги были заполнены заложниками, которых держали для того, чтобы заставить их родственников принести больше шкур. Примерно 6 % взрослых мужчин постоянно содержались в заложниках.

Однако русские поняли, что это привело к сокращению числа работоспособных охотников, поэтому к концу 17-го века система была изменена, и вместо зрелых мужчин в плен брали молодёжь. Уровень смертности был высоким. Антропологи считают захват заложников одной из причин резкого сокращения численности юкагиров после прихода казаков. Русским удалось обострить отношения между чукчами, коряками и юкагирским народом. Юкагиры принимали участие в грабительских набегах и карательных экспедициях против других народов.

Между русскими чиновниками возникла конкуренция за право собирать ясак с местного населения. В результате некоторым племенам пришлось платить дань и предоставлять заложников дважды и более. В качестве наказания за сопротивление жён и детей брали в залог. Таким образом, в 17 веке многие юкагирские женщины находились в руках российских чиновников и торговцев.

Исследователи утверждают, что, например, между 1770 и 1780 годами примерно 10% юкагирских женщин брачного возраста жили с чиновниками и торговцами. Половой дисбаланс, военные действия, ассимиляция и эпидемии оспы в 17-м веке (их было 4), - все это способствовало заметному сокращению численности юкагирского населения. Если в середине XVII века численность юкагиров составляла около 4700 человек, то к 1680-м годам она сократилась до 3700 человек, а к концу столетия их число достигло 2600. Тысячи людей продолжали становиться жертвами венерических заболеваний и частого голода, и в 1861 году в Якутской губернии насчитывалось всего 1000 юкагиров.

В 17 веке у русских не было времени оказывать идеологическое давление на юкагиров или любой другой коренной народ Сибири. Обращение в русскую православную веру было случайным (юкагиров поили, а когда те были пьяны, уговаривали креститься). Впрочем, нужно понимать, что крестившиеся малые народы получали ряд льгот - например, на 3 года освобождались от податей.

Систематическое обращение в христианство началось в начале XVIII века после того, как в крепости Зашивер на Индигирке была построена церковь. С тех пор юкагирам стали давать русские имена.

Основной причиной голода было то, что юкагиры не смогли приспособиться к новым, изменившимся условиям. Этот народ полностью зависел от окружающей среды. Однако экология Сибири ухудшилась после прихода русских.

Исчезли северные олени; водоплавающие птицы и рыба были уже не в таком количестве, как в старину. Последние были буквально съедены ездовыми собаками - в то время русские поселенцы, якуты и обрусевшие юкагиры начали использовать собачьи упряжки. За один год собаки из одной упряжки съедалось от 36 000 до 40 000 рыб. Священнослужитель А. Аргентов назвал собачьи упряжки на нижней Колыме «разрушительной войной, которую человек ведёт против природы».

Этническая культура

Древние юкагиры использовали оружие, сделанное из камня и кости. Тунгусы, которые пришли в Северную Сибирь незадолго до XIII века, имели преимущество в использовании железного оружия и держали северных оленей для передвижения.

Предки лесных юкагиров были охотниками и рыболовами, которые кочевали с места на место в поисках пищи. До XVIII века основным занятием юкагиров в долине верхней Колымы была охота на диких северных оленей. Это делалось дважды в год, когда мигрирующие северные олени пересекали крупные реки. Специалисты утверждают, что методы охоты, применяемые юкагирами, отличались высочайшим совершенством. Охота и по сей день занимает важное место на Верхней Колыме. Тундровые юкагиры придавали охоте не меньшее значение, хотя основным видом использования северных оленей у них был транспорт. Главным видом оружия юкагиров был лук, который использовался до 1920-х годов из-за несовершенства огнестрельных затворов, нехватки и дороговизны дроби и пороха.

В советский период экономическое положение юкагиров изменилось до неузнаваемости. Юкагиры работали на государственных фермах, охотились на пушных зверей, держали северных оленей, разводили крупный рогатый скот (и лошадей) и занимались садоводством.

В жизни древних юкагиров поклонение диким животным по-прежнему было очень важным. Во время охоты они придерживались одного основного принципа: не брать у природы больше, чем необходимо. Долгое время шаманская традиция сохранялась, несмотря на повсеместную русификацию. Долгое время сохранялась матрилинейная социальная организация, в том числе матрилокальный брак. Это главная черта, отличающая юкагиров от тунгусов.

Лесные юкагиры использовали письменность в виде рисунков (тос - буквы или шангарское шориле - «берестяные буквы»). Охотники использовали графическую письменность для составления маршрутных карт. Их читали якутские торговцы, которые искали летние лагеря юкагиров, чтобы продать чай, табак и т.д.

Систематическое изучение юкагиров было начато Вальдемаром Йохельсоном, который после ссылки на Колыму участвовал в экспедиции 1894-1896 годов и собрал богатый этнографический и лингвистический материал о юкагирах, которые в то время считались уже вымершими.

В 1930 году юкагир по имени Николай Спиридонов окончил университет в Ленинграде. Он написал несколько книг о жизни коренных жителей Колымы. Спиридонов стал жертвой сталинских репрессий. Другие известные образованные юкагиры - братья Семён, Гаврил и Николай Куриловы. Гаврил Курилов разработал систему письма, основанную на русской и якутской письменности. Эта письменность использовалась в местных юкагирских изданиях.

 
Экскурсионные и активные туры на Камчатку Экскурсионные и активные туры на Курилы Экскурсионные и активные туры по Приморью Экскурсионные и активные туры на Сахалин
Туры на Камчатку Туры на Курилы Туры по Приморью Туры на Сахалин
Чат с менеджером

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram