Исчезающие
языки России > Юкагиры
> Язык
Юкагирский язык
Генетически изолированный юкагирский язык рассматривался как один из палеоазиатских
языков. Была выдвинута гипотеза, что юкагирский язык связан с уральскими языками.
Однако грамматическая структура и словарный запас юкагирского языка настолько
отличаются от современных уральских языков, что очевидно, что юкагиры отделились
от общего уральского языка раньше, чем самодийские или финно-угорские народы,
то есть более 8000 лет назад. Значительная часть лексики юкагирского языка неизвестного
происхождения. В базовом словарном запасе двух основных диалектов, на которых
говорят сегодня, существуют такие различия, что единственным возможным объяснением
является существование субстрата или какой-либо другой нетривиальной диалектной
дифференциации.
Вероятно, существовало много юкагирских диалектов, но к концу XIX века, когда
началось изучение юкагирских языков, сохранились только два диалекта, сильно
отличающиеся друг от друга: лесной (колымский) и тундровый (алазейский) диалекты.
К тому времени большая часть юкагирского народа была ассимилирована: кочевые
оленеводы с верхнего Анадыря перешли на корякский и чукотский языки, юкагиры
на реке Яна растворились в других народах, а оседлые рыбаки со среднего Анадыря
перешли на русский язык. На нижней Колыме русификация началась ещё раньше: тамошнее
население считало себя колымским народом. Такая же русификация происходила и
на верхней Колыме. Однако, когда казаки, которые были главной причиной русификации,
были переселены в Среднеколымск, русское городское население последовало за
ними, и таким образом русификация юкагиров в долине верхней Колымы была временно
приостановлена.
После этого стало ощущаться культурное и языковое влияние якутов, так что к
концу XIX века все юкагиры с верхней Колымы довольно свободно говорили по-якутски.
Ламуты и эвены также оказывали определенное влияние, хотя культурная и языковая
взаимозависимость эвенов и юкагиров была динамично сбалансирована; существовало
взаимное влияние, но оно не было взаимоуничтожающим.
С приходом Советской власти на Колыму в начале 1930-х годов русификация вновь
набрала обороты, поскольку юкагирские поселения стали заселяться русскими чиновниками,
учителями, ветеринарами, странствующими кинематографистами и операторами метеостанций.
Несмотря на два периода русификации и влияние якутов и ламутов, юкагиры на верхней
Колыме смогли в определенной степени сохранить свой язык. Русскому языку по-прежнему
отдаётся предпочтение в качестве обычного повседневного языка, но около 240
человек до сих пор говорят на юкагирском языке.
Основу алазейских юкагиров составляют тунгусы, которые пришли с низовьев реки
Лена и вступили в брак с юкагирками. В 1957 году почти все население в общине
деревни Олер считалось эвенками. В 1970 году часть общины была зарегистрирована
как юкагирская. Есть семьи, которые не могут решить, считать ли себя эвенками
или юкагирами. Учёные утверждают, что это относится к более раннему зарождению
юкагирской языковой традиции в районе Алазеи.
И эвены, и юкагиры свободно говорят по-якутски. Якутский и русский были двумя
языками, широко распространёнными среди многоязычного населения Алазейской тундры,
включая первых русских поселенцев. Юкагирский язык в основном использовался
пожилыми людьми.
|