Их самоназвание - «ийхжб», а свой язык они называют «тшайхна-миз».
Международно признанная форма названия происходит от названия их центрального
посёлка Тшаихи на лезгинском языке - «цахур».
Цахурский язык относится к юго-восточной группе лезгино-самурской ветви дагестанских
языков. Самые ранние сведения (Р. Эркерт), касающиеся цахурского языка, относятся
ко второй половине 19 века. В 20 веке язык был исследован А. Дирром и А. Генко.
Как и другие народы лезгино-самурской группы, цахуры являются коренными жителями
Кавказа. В настоящее время они населяют горы в верховьях реки Самур в Дагестане.
Административно село Цахур в Дагестане относятся к Рутульскому району и трём
граничащим с Азербайджаном районам: Кахскому, Закатальскому и Белоканскому.
В Дагестане насчитывается 12 цахурских сел (4 самых крупных - Цахур, Гельмец,
Курдул и Миких) и семь в Азербайджане. Помимо них, цахуры также проживают в
11 сёлах Азербайджана, где соседствуют с другими народами
(мухах, зарна, лякит и т.д.). Их соседями на востоке и северо-востоке являются
рутулы и лезги, на юге - азербайджанцы, на западе - грузины и на северо-западе
- аварцы.
На протяжении всей истории цахуры поддерживали тесные контакты с азербайджанцами
и рутулами. Поскольку территория обитания цахуров со всех сторон окружена высокими
горными хребтами, в прошлом контакты с внешним миром могли осуществляться только
летом по опасным горным тропам. В настоящее время контакт облегчается автомобильными
дорогами.
Цахуры - мусульмане (сунниты), но их обряды и традиции сохраняют многие языческие
особенности.
Антропологически цахуры принадлежат к каспийскому типу балкано-кавказской расы.
Некоторые характерные черты, такие как более тёмная пигментация (глаз, кожи,
волос) и более узкое лицо, отличают их от других народов Дагестана.
История
Недостаток археологических данных не позволяет говорить конкретно об истории
цахуров. Самые ранние письменные упоминания восходят к источникам древней Грузии
и Армении, когда цахуров называли цахайками. Сохранились упоминания о Цахурском
ханстве, об их развитой культуре и могучих крепостях. Вплоть до 19-го века цахурам
приходилось вести череду ожесточённых и кровопролитных сражений, чтобы отстоять
свою свободу. Часто это были столкновения с соседями, но были и столкновения
с более отдалёнными врагами: арабами (VII век), армией Тамерлана (1396), шахами
Ширвана (XII-XIV вв.), закавказскими правителями (XV-XVI вв.), турецкими и персидскими
султанами (XVII-XVIII вв.). К 15 веку главой цахурских общин стал хан (позже
султан).
Первоначально он управлял только территорией нынешнего Дагестана, но постепенно
и территории современного Азербайджана были завоёваны и заселены цахурами. До
17 века резиденцией хана был Цахур. Позже хан переехал в Элису в Закавказье,
и с тех пор турецкие и персидские источники называют его Элисуским султанатом.
В 1803 году цахуры стали подданными Российской империи, но султанату было позволено
проводить собственную внутреннюю политику. В 1830-х годах цахуры были вовлечены
в восстание Шамиля. Сначала, правда, они сражались на стороне русских войск,
затем, в 1844 году, перешли на другую сторону. За это царь депортировал цахуров
в Азербайджан. Одновременно с этим был распущен султанат Элису.
После окончательного присоединения Дагестана к России в 1860-х годах цахурам
было разрешено вернуться на родину.
Общество
Цахурское общество было сельским и патриархальным; во главе стоял старейшина
деревни. Все решения принимались на собраниях сельских общин. Несмотря на верховенство
султана Элису, цахурские общины сохранили свою независимость. Для сохранения
такого положения общины объединялись. Высшим органом власти был общий совет,
в который каждая община имела право избирать одного представителя (кевх). Со
временем возникла аристократия, которая узурпировала места кевхов и сделала
их наследственными.
Зависимость цахуров от султана Элису усилилась во время правления Даниэль-бека
в 1830-1840-х годах, когда при содействии царских войск ему удалось подчинить
большую часть цахурских общин в Дагестане и Азербайджане.
Сила деревенской общины, по-видимому, заключалась в их строгой эндогамии. Есть
цахурская пословица: «Ты должен забрать своего сына, свою жену и свой хлеб
из своей родной деревни». Эндогамия помогла цахурам, проживающим в Азербайджане,
сохранить свою самобытность и уберегла их от попадания в чуждую культурную среду.
Основная экономическая деятельность цахуров ограничивалась разведением домашнего
скота. Обработка земли имела меньшее значение и находилась на низком уровне
(из-за неблагоприятных природных условий). Разводили крупный рогатый скот и
овец, но производство было недостаточным и не давало круглогодичного дохода.
Дополнительный доход приносил труд мигрантов.
Первый крупный экономический подъём для цахуров пришёлся на период с 1856 по
1915 год. Это произошло с развитием индустриализации после объединения с Россией.
Поголовье лошадей увеличилось в два раза, овец - в три, а крупного рогатого
скота - в шесть раз. В период быстрого экономического роста развивались и более
маргинальные отрасли производства. Цахуры ценились в регионе как каменщики,
сапожники и портные, а их изделия из металла, ювелирные украшения, кожи и шерсти
находили сбыт за пределами Дагестана.
Советская власть пришла к цахурам весной 1920 года и привела к многочисленным
изменениям в цахурской общине, многие из которых стали очевидны только после
Второй мировой войны. В частности, усилилась коллективизация. Животноводство
по-прежнему является основной сферой производства, хотя в настоящее время оно
регулируется более централизованно в связи с объединением экономики Дагестана.
В 1949 году цахурам были выделены новые зимние пастбища. Они были расположены
в Астраханской области и примыкали к зимним пастбищам колхозов других народов
Дагестана.
Обработка земли по-прежнему имела второстепенное значение. С повышением материального
уровня жизни отпала необходимость нанимать на работу мигрантов. В прошлые времена
все мужчины работали мигрантами, но в 1970 году лишь 30% продолжали уезжать
на заработки. Повседневная жизнь цахуров значительно изменилась. Очевидные изменения
можно увидеть в быту и в их одежде. Вместо прежних одноэтажных и однокомнатных
жилищ распространены многоэтажные дома с множеством комнат. Цахуры пользуются
промышленными товарами для дома и покупают продукты питания в магазинах. Обычай
носить национальную одежду уходит в прошлое - в большей степени среди мужчин,
чем среди женщин. Женщины, однако, перестали носить чухту (головной убор женщин
Дагестана), и теперь вместо неё вокруг головы повязывают шарф или шерстяную
шаль.
Влияние советских обычаев очевидно на всех уровнях - от семейных отношений
до народных традиций. Благодаря марксистско-ленинской пропаганде и социалистическому
устройству общества многие старые обычаи были преобразованы в форму, соответствующую
новой идеологии, но в то же время сохранили своё значение и связь с окружающей
средой (свадебные обычаи, празднования вспашки и сева). Изменения подобного
рода оказали своё влияние на мировоззрение людей.
Образование было подчинено коммунистической идеологии. До прихода советской
власти школьное образование контролировалось исламским духовенством. Согласно
статистике на 1887 год, 48 цахуров умели читать по-арабски. В девятилетней школе,
открытой в Рутуле в 1914 году, не было учеников-цахуров. Советские власти внесли
позитивные изменения в школьное образование, но не позволили цахурам получать
образование на своём родном языке. С первого класса обучение велось на русском
языке, который стал литературным языком для цахуров. Хотя в 1932 году был создан
цахурский литературный язык на основе латинского алфавита, он никогда не использовался.
Самобытность народа отражается различными способами: в языке, населении, культуре,
среде обитания и миграции. В случае с цахурами наиболее уязвимой проблемой,
по-видимому, является язык. Народ находится под давлением русского языка, который
преобладает как литературный и административный язык. Однако из-за исторического
двуязычия народа Дагестана проблема не представляет такой угрозы, какой она
могла бы быть для национальных меньшинств в других регионах бывшего Советского
Союза. Русский язык в многонациональном дагестанском обществе играет роль защитного
щита, поскольку не оказывает немедленного ассимилирующего влияния.
Цахурскому обществу иммиграция не угрожает, поскольку суровые природные условия
отпугивают чужаков. Более того, наблюдается тенденция к росту численности населения.
Обстоятельства складываются самым неблагоприятным образом в отношении цахурской
народной культуры и единства их среды обитания. Хотя цахуры веками поддерживали
контакты как народы, несмотря на административные разрывы, нынешняя политическая
ситуация не внушает оптимизма: территория обитания цахуров больше не разделена
двумя разными частями империи, а двумя совершенно новыми странами - независимым
Азербайджаном и Дагестаном.