Северный кавказ > Народы
Кавказские народы
Ногайцы проживают в нескольких административных единицах России. У них нет
центра по продвижению и координации культурной деятельности. Русско-ногайские
отношения, основанные на торговле, имеют многовековую историю. Отношения ухудшились
во время Гражданской войны, когда Ногайская степь наполнилась русскими беженцами
из Терской области, которые решили осесть здесь осесть. В советское время на
территории ногайцев прокатилось несколько волн миграции. Первая из них, в 1960-х
годах, пришлась на выходцев из других регионов Кавказа. Массовая миграция также
имела место в 1970-х и 1980-х годах. |
Рутульский язык имеет множество диалектов и относится к лезгино-самурской подгруппе
дагестанских языков. В настоящее время большинство рутульцев признают своё этническое
единство, хотя жители некоторых более крупных и старых деревень все ещё называют
себя по-своему. У рутульцев нет письменности. Рутульцы проживают в 20 сёлах
Рутульского района в верховьях реки Самур на юге Дагестана. Регион, населённый
рутульцами, этнически неоднороден. Рядом с рутульскими сёлами находятся поселения
лакцев, азербайджанцев и лезгин. В Азербайджане расположены два рутульских села
- Шин и Кайнар. Крупнейшие рутульские села расположены на берегах рек Самур,
Ахты-Чай и Кара-Самур.
|
В предгорьях северо-восточного Дагестана в горах между реками Дарваг, Рубас,
Чирах-Чай и Карчаг-Су живёт народ, самоназвание которого "табасаранцы" (таб
- "вершина", серан - "район"). В административном отношении табасаранцы не проживают
на какой-то одной определенной территории, а расселены по Табасаранскому с центром
в Хучни и Хивскому районам Дагестана. В первом из них насчитывается 98 табасаранских
поселений, во втором - 25. В то время как население Табасаранского района этнически
однородно, половину населения составляют лезгины. После лезгин табасаранцы являются
вторым по численности народом среди носителей лезгинско-самурского языка. Они,
как и все другие лезгинские народы, принадлежат к каспийскому типу балкано-кавказской
расы.
|
Таты проживают в Закавказье в районах Сиазань, Дивичин, Куба, Конахкент, Шемаха
и Исмаиллин, в городе Баку и на Апшеронском полуострове в основном на северо-востоке
Азербайджана. В России таты живут на юге Дагестана. Населённые пункты этнически
не изолированы, и таты живут вперемежку с азербайджанцами. Большинство татов
проживает в Иране к северу от Тегерана, и рассредоточено в изолированных северных
деревнях. Татский язык относится к иранской группе индоевропейских языков. В
Азербайджане таты фактически двуязычны и говорят на азербайджанском как на втором
языке. Татский язык относится к иранской группе индоевропейских языков. В Азербайджане
таты фактически двуязычны и говорят на азербайджанском как на втором языке.
|
Тинди - малочисленный народ, проживающий в горных районах северо-западной части
южного Дагестана. Они населяют пять деревень в среднем течении реки Анди-Койсу
и в прилегающих горах: Тинди (местное название Идари или Иди), Ангида, Акнада,
Эчеда и Тисси. Центральное село народа тинди известно по всему югу России -
его можно увидеть на открытках. Из его многоуровневых домов и извилистых деревенских
улочек открывается живописный вид на окружающие заснеженные горы. На родном
языке тинди говорят в 14 деревнях этого горного региона Дагестана. Местный климат
отличается высоким уровнем осадков; в этом регионе выпадает больше всего осадков
во всём Дагестане. Соседями тинди являются народы андо-дидо: на севере - багулалы,
на северо-востоке - ахвахи, на востоке - авары, на юге и западе - хварши и на
северо-западе - чамалалы.
|
Их самоназвание - тюрпены. В научной литературе их называют трухменами Ставрополя
или Северного Кавказа. Большинство трухменов принадлежат к племенам чаудоров
(чаводур), сончадж или икдир. Трухмены проживают в основном в Ставропольском
районе. По словам С. Токарева, в 1958 году насчитывалось около 15 000 трухменов.
Трухмены мигрировали на Кавказ в 17 веке. В русских источниках начала 19 века
всех туркмен называют трухменами. По своему культурному укладу жизни современные
трухмены очень мало отличаются от соседних народов. Из кочевников они превратились
в полуоседлый или оседлозаводский народ.
|
Среди современных кавказских народов удины считаются одними из самых древних.
Об удинах упоминается в списках серирских и древнеалбанских народов и
племен и в трудах классических авторов: Геродота, Страбона, Тита Ливия,
Тацита, Плиния Старшего и Птолемея. В древние времена удины населяли территорию
Восточного Кавказа вдоль побережья Каспийского
моря до реки Кубань на севере. Также известно, что удины жили в предгорьях
Кавказа.В наши дни сохранилась лишь крошечная часть этого древнего народа.
Согласно действующему административному регламенту, существуют три удинских
села, каждое из которых относится к своей административной единице: Варташен
и Нидж, расположенные в Азербайджане в районах Варташен и Куткашен, и
село Октомбер (бывшее Зинобиани) в Грузии в районе Куарели. |
Как и другие народы лезгино-самурской группы, цахуры являются коренными жителями
Кавказа. В настоящее время они населяют горы в верховьях реки Самур в
Дагестане. Административно село Цахур в Дагестане относятся к Рутульскому
району и трём граничащим с Азербайджаном районам: Кахскому, Закатальскому
и Белоканскому. В Дагестане насчитывается 12 цахурских сел (4 самых крупных
- Цахур, Гельмец, Курдул и Миких) и семь в Азербайджане. Помимо них, цахуры
также проживают в 11 сёлах Азербайджана, где соседствуют с другими народами
(мухах, зарна, лякит и т.д.). Их соседями на востоке и северо-востоке
являются рутулы и лезги, на юге - азербайджанцы, на западе - грузины и
на северо-западе - аварцы.
|
|