Азербайджан
> Народы
Азербайджана > Удины
Народ удины
Среди современных кавказских
народов удины считаются одними из самых древних. Об удинах упоминается в
списках серирских и древнеалбанских народов и племен и в трудах классических
авторов: Геродота, Страбона, Тита Ливия, Тацита, Плиния Старшего и Птолемея.
В древние времена удины населяли территорию Восточного Кавказа вдоль побережья
Каспийского моря
до реки Кубань на севере. Также известно, что удины жили в предгорьях Кавказа.
В наши дни сохранилась лишь крошечная часть этого древнего народа. Согласно
действующему административному регламенту, существуют три удинских села, каждое
из которых относится к своей административной единице: Варташен и Нидж, расположенные
в Азербайджане в районах Варташен и Куткашен, и село Октомбер (бывшее Зинобиани)
в Грузии в районе Куарели.
Соседями удинов являются народы шахдагской языковой группы в Азербайджане (крызы,
будухи и хыналуги), сами азербайджанцы, а также тушинцы и грузины в Грузии. Именно с помощью удинского языка были расшифрованы древнеалбанские надписи,
найденные в Мингчауре. Удинский язык относится к лезгино-самурской, юго-восточной
группе и делится на два диалекта - варташенский и нидж. Различия заключаются
в фонетике и морфологии. За время своего многовекового развития удинский словарь
заимствовал множество заимствований из других языков, наибольшее влияние на
него сегодня оказывают русский, азербайджанский и грузинский языки.
Удинцы не имеют собственной письменности, но вместо этого используют русский
или грузинский языки.
Численность удинцев регистрируется с конца 19 века - во всех переписях населения
в Советском Союзе они учитывались как отдельная нация. В данных за 1926 год
удины, мигрировавшие в Грузию, не были учтены. Также приводится процентное соотношение
носителей языка и уди, проживающих в Грузии.
Удинский язык считается самым архаичным из сохранившихся дагестанских языков,
и, следовательно, одним из наиболее изученных кавказских языков.
Религия
Удинцы - христиане. Жители деревень Варташен и Октомбер исповедуют православие,
жители Ниджа - григорианство. Первые проводят богослужения на грузинском языке,
вторые - на армянском. Точное время принятия христианства неизвестно, но, вероятно,
это произошло между 5 и 8 веками. Влияние зороастризма, который присутствовал
в обществе удинов до принятия христианства из-за тесных контактов с Персией,
заметно даже в наши дни. Сохраняются также некоторые черты, характерные для
язычества.
История
Антропологически удины принадлежат к европеоидному типу балкано-кавказской
расы, характеризующемуся относительно светлой пигментацией и массивным черепом.
Классические авторы описывают древних албанцев, включая удинов, как светловолосых
и сероглазых.
Как упоминалось выше, удины упоминаются в письменных источниках древности в
числе 26 племенных групп Древнего Кавказа. После распада древнеалбанского государства
в IV веке удины на протяжении веков подвергались грабежам и правлению иноземных
завоевателей. В течение последующих 15 столетий арабы, турки и персы приходили
один за другим, чтобы грабить и порабощать. Помимо угрозы смерти, опасность
ассимиляции становилась все более острой. Лишь незначительной части некогда
многочисленного и могущественного народа удинов удалось остаться нетронутой.
До своего вхождения в состав России в первой половине XIX века удины входили
в состав Кубинского ханства.
На развитие экономической жизни удинцев оказала влияние окружающая среда, в
которой они проживали, - горные районы, которые были наиболее благоприятны для
сезонного разведения животных. Обилие горных пастбищ и условия жизни в горах
лучше всего подходили для разведения мелких рогатых животных - овец и коз. Крупный
рогатый скот и лошади выращивались для домашнего использования. Из-за нехватки
пахотных земель заниматься крупномасштабной обработкой земли было невыгодно.
В некоторых случаях проводилась обработка почвы, но использовавшиеся примитивные
технологии давали низкую урожайность. Дополнительные продукты питания приходилось
покупать у жителей равнин. Обычными сельскохозяйственными культурами были пшеница,
кукуруза и рис. Со временем популярность садоводства выросла (виноград, табак).
Менее распространенными занятиями были охота и сбор дикорастущих культур (каштанов,
орехов).
XX век привнес в жизнь удинцев новые общественные идеи. Возникло несколько
общекавказских националистических и сепаратистских организаций. Удинцы не участвовали
непосредственно в движении за независимость, но принимали активное участие в
общественной жизни Кавказа. Стремление к независимости привело их к столкновению
с имперскими войсками (армия Деникина, 11-я Красная армия), но полноценное восстание
было не под силу кавказцам, и поэтому после четырех лет изнурительной борьбы
они подчинились большевикам. В неспокойный период примерно в 1920 году часть
удинцев эмигрировала в Грузию.
Волнения и нестабильность на Кавказе продолжались до конца 1930-х годов, когда
в процессе коллективизации советскому режиму удалось ликвидировать или заставить
замолчать все националистические элементы. Это распространилось и на удинское
общество.
После Второй мировой войны действия центральной администрации носили более
мирный характер, и основной упор делался на идеологическую пропаганду и духовное
подчинение людей. Этой цели служили школьное образование, средства массовой
информации и культурные мероприятия, проводимые центральной администрацией.
Многовековая жизнь в сфере азербайджанской культуры оказала глубокое влияние
на культуру и менталитет удинов, что наиболее заметно в народных традициях удинов
и в материальной культуре. В прошлые десятилетия стало очевидным заметное вторжение
элементов советской культуры, при этом азербайджанская культура выступает в
качестве посредника. В настоящее время национальный костюм практически забыт,
а предметы домашнего обихода постоянно заменяются промышленными товарами. Год
за годом советские обычаи и представления интегрировались в народные традиции
и обычаи. Всё старое и традиционное высмеивается школами и социальными институтами:
кино, клубами, пропагандой.
Наиболее болезненной проблемой в настоящее время является сохранение и использование
родного языка в удинском обществе. Процент носителей языка всё еще довольно
высок. Однако отсутствие письменности и обучение на иностранном языке в школах
могут постепенно свести это на нет. В прошлые годы удинцы в Азербайджане получают
образование на русском языке, а в Грузии - на грузинском.
Темпы урбанизации постоянно росли. С 1959 по 1970 год они увеличились в десять
раз (в 1959 году в городах проживало 70 удинцев, тогда как в 1970 году их число
составляло 735). Если сравнить процентное соотношение городских и сельских носителей
языка (в 1970 году 82 % городских и 98 % сельских жителей), то становится очевидным,
что урбанизация является еще одним фактором, наносящим ущерб нации удин. Городская
жизнь изолирует переселенных людей от родной культурной среды, что приводит
к изменению менталитета и ослаблению национальной идентичности.
|