Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 21 December 2024
Туры в Азербайджан
Туры по стране

Города
Отели Азербайджана
Агстафа
Баку
Габала
Гянджа
Девечи
Масалла
Мингячевир
Шамкир
Шемаха
Районы
Газахский
Гобустан
Губинский
Гусарский
Кедабекский
Масаллинский
Товузский
Ханларский
Природа
Апшерон
Заповедники
Удины

Азербайджан > Народы Азербайджана > Удины

Народ удины

Среди современных кавказских народов удины считаются одними из самых древних. Об удинах упоминается в списках серирских и древнеалбанских народов и племен и в трудах классических авторов: Геродота, Страбона, Тита Ливия, Тацита, Плиния Старшего и Птолемея. В древние времена удины населяли территорию Восточного Кавказа вдоль побережья Каспийского моря до реки Кубань на севере. Также известно, что удины жили в предгорьях Кавказа.

В наши дни сохранилась лишь крошечная часть этого древнего народа. Согласно действующему административному регламенту, существуют три удинских села, каждое из которых относится к своей административной единице: Варташен и Нидж, расположенные в Азербайджане в районах Варташен и Куткашен, и село Октомбер (бывшее Зинобиани) в Грузии в районе Куарели.

Соседями удинов являются народы шахдагской языковой группы в Азербайджане (крызы, будухи и хыналуги), сами азербайджанцы, а также тушинцы и грузины в Грузии.

Именно с помощью удинского языка были расшифрованы древнеалбанские надписи, найденные в Мингчауре. Удинский язык относится к лезгино-самурской, юго-восточной группе и делится на два диалекта - варташенский и нидж. Различия заключаются в фонетике и морфологии. За время своего многовекового развития удинский словарь заимствовал множество заимствований из других языков, наибольшее влияние на него сегодня оказывают русский, азербайджанский и грузинский языки.

Удинцы не имеют собственной письменности, но вместо этого используют русский или грузинский языки.

Численность удинцев регистрируется с конца 19 века - во всех переписях населения в Советском Союзе они учитывались как отдельная нация. В данных за 1926 год удины, мигрировавшие в Грузию, не были учтены. Также приводится процентное соотношение носителей языка и уди, проживающих в Грузии.

Удинский язык считается самым архаичным из сохранившихся дагестанских языков, и, следовательно, одним из наиболее изученных кавказских языков.

Религия

Удинцы - христиане. Жители деревень Варташен и Октомбер исповедуют православие, жители Ниджа - григорианство. Первые проводят богослужения на грузинском языке, вторые - на армянском. Точное время принятия христианства неизвестно, но, вероятно, это произошло между 5 и 8 веками. Влияние зороастризма, который присутствовал в обществе удинов до принятия христианства из-за тесных контактов с Персией, заметно даже в наши дни. Сохраняются также некоторые черты, характерные для язычества.

История

Антропологически удины принадлежат к европеоидному типу балкано-кавказской расы, характеризующемуся относительно светлой пигментацией и массивным черепом. Классические авторы описывают древних албанцев, включая удинов, как светловолосых и сероглазых.

Как упоминалось выше, удины упоминаются в письменных источниках древности в числе 26 племенных групп Древнего Кавказа. После распада древнеалбанского государства в IV веке удины на протяжении веков подвергались грабежам и правлению иноземных завоевателей. В течение последующих 15 столетий арабы, турки и персы приходили один за другим, чтобы грабить и порабощать. Помимо угрозы смерти, опасность ассимиляции становилась все более острой. Лишь незначительной части некогда многочисленного и могущественного народа удинов удалось остаться нетронутой. До своего вхождения в состав России в первой половине XIX века удины входили в состав Кубинского ханства.

На развитие экономической жизни удинцев оказала влияние окружающая среда, в которой они проживали, - горные районы, которые были наиболее благоприятны для сезонного разведения животных. Обилие горных пастбищ и условия жизни в горах лучше всего подходили для разведения мелких рогатых животных - овец и коз. Крупный рогатый скот и лошади выращивались для домашнего использования. Из-за нехватки пахотных земель заниматься крупномасштабной обработкой земли было невыгодно. В некоторых случаях проводилась обработка почвы, но использовавшиеся примитивные технологии давали низкую урожайность. Дополнительные продукты питания приходилось покупать у жителей равнин. Обычными сельскохозяйственными культурами были пшеница, кукуруза и рис. Со временем популярность садоводства выросла (виноград, табак). Менее распространенными занятиями были охота и сбор дикорастущих культур (каштанов, орехов).

XX век привнес в жизнь удинцев новые общественные идеи. Возникло несколько общекавказских националистических и сепаратистских организаций. Удинцы не участвовали непосредственно в движении за независимость, но принимали активное участие в общественной жизни Кавказа. Стремление к независимости привело их к столкновению с имперскими войсками (армия Деникина, 11-я Красная армия), но полноценное восстание было не под силу кавказцам, и поэтому после четырех лет изнурительной борьбы они подчинились большевикам. В неспокойный период примерно в 1920 году часть удинцев эмигрировала в Грузию.

Волнения и нестабильность на Кавказе продолжались до конца 1930-х годов, когда в процессе коллективизации советскому режиму удалось ликвидировать или заставить замолчать все националистические элементы. Это распространилось и на удинское общество.

После Второй мировой войны действия центральной администрации носили более мирный характер, и основной упор делался на идеологическую пропаганду и духовное подчинение людей. Этой цели служили школьное образование, средства массовой информации и культурные мероприятия, проводимые центральной администрацией.

Многовековая жизнь в сфере азербайджанской культуры оказала глубокое влияние на культуру и менталитет удинов, что наиболее заметно в народных традициях удинов и в материальной культуре. В прошлые десятилетия стало очевидным заметное вторжение элементов советской культуры, при этом азербайджанская культура выступает в качестве посредника. В настоящее время национальный костюм практически забыт, а предметы домашнего обихода постоянно заменяются промышленными товарами. Год за годом советские обычаи и представления интегрировались в народные традиции и обычаи. Всё старое и традиционное высмеивается школами и социальными институтами: кино, клубами, пропагандой.

Наиболее болезненной проблемой в настоящее время является сохранение и использование родного языка в удинском обществе. Процент носителей языка всё еще довольно высок. Однако отсутствие письменности и обучение на иностранном языке в школах могут постепенно свести это на нет. В прошлые годы удинцы в Азербайджане получают образование на русском языке, а в Грузии - на грузинском.

Темпы урбанизации постоянно росли. С 1959 по 1970 год они увеличились в десять раз (в 1959 году в городах проживало 70 удинцев, тогда как в 1970 году их число составляло 735). Если сравнить процентное соотношение городских и сельских носителей языка (в 1970 году 82 % городских и 98 % сельских жителей), то становится очевидным, что урбанизация является еще одним фактором, наносящим ущерб нации удин. Городская жизнь изолирует переселенных людей от родной культурной среды, что приводит к изменению менталитета и ослаблению национальной идентичности.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram