Достопримечательности
Азербайджана > Гобустан
Гобустан
Гобустанские узоры
Вырытое в земле углубление, куда бросают или наливают пищу для собаки, что
говорит об их предназначении, и поэтому данный термин всегда ассоциируется с
питанием или посудой для еды.
Игра в лунки, выбитые в толще скальных пород Гобустана, существует и сегодня.
Скотоводы, проводящие долгие дни на отдаленных пастбищах, называют ее «пула-пула»,
потому что фишками в игре служат катышки помета мелкого рогатого скота, давшие
игре название. Как и много веков назад, в наше время Гобустан - одно из основных
мест зимовки скота (гышлаг) в Азербайджане.
В современных жилищах многих регионов Азербайджана на стенах домов непременно
висит на веревке оберег от дурного глаза - комплект из подковы, амбарного замка
и ... камня с отверстием. И поскольку главная магическая сила заключается именно
в нем, вся связка так и называется «камень с дыркой».
Магические повреждения врезными прямыми линиями рисунков коз и оленей
на гобустанских «каменных книгах», сделанные перед охотой, чтобы привлечь удачу,
также действен и сегодня: охотники ряда сел Огузского района, расположенных
у подножья Большого Кавказа, увидев след дикого козла или оленя, вбивают в него
клин, полагая, что после этого животное не уйдет далеко и станет их добычей.
Обрядово-ритуальный танец «Яллы», изображенный на камнях Гобустана, и сегодня
является непременным атрибутом церемоний празднования весеннего равноденствия
- Новруз байрамы. А в Шарурском районе Нахчывана существует своеобразная школа
танцев, где бережно хранятся традиции древнего танца, насчитывающего 30 разновидностей.
Так, своеобразный обрядовый танец жителей селения Набур, расположенного неподалеку
от райцентра Мараза Гобустанского района, отдельными своими движениями повторяет
изображенный на камнях танец древних аборигенов.
Почитаемые горы, с древних времен воспринимаемые как родовые покровители, и
сегодня остаются священными, культовыми местами. Недаром до сих пор у местных
жителей Гобустана обязательным ритуалом является свадебная процессия на Беюкдаш
для совершения обряда поклонения горе.
Многие из верований древних дошли до наших дней. Так, неизбывной остается вера
в способность высшего божества даровать людям дождь: в Сураханах, Фатмаи, Нардаране,
Герадиле засушливых и песчаных поселках Абшеронского полуострова, сохранились
и действуют капища, где проводят обряды по вызыванию, вымаливанию дождя с соблюдением
всех необходимых ритуальных церемоний...
И, конечно же, камни со сквозным отверстием как амулеты, обереги от сглаза,
порчи, иной напасти - атрибут современной жизни: «гёз мунджуг» («бусинка от
сглаза»), остался нам в наследство от тех далеких эпох, когда мир вокруг внушал
трепетный суеверный страх, а талисман создавал магическую связь между его владельцем
и символической силой, которую он в себе содержал.
Наскальные рисунки
Уникальные наскальные
рисунки находятся в местечке Кобыстан (Гобустан), в 70 км к югу от
Баку. На огромной территории более 100 кв. км расположены скальные участки
и крепости, пещеры и могильники с выгравированными рисунками (петроглифами), возраст
которых не менее 10000 лет. В основном сюжет рисунков рассказывает о быте когда-то
живших в этих местах людей, особенно уникальна одна скала, где на латинском языке
повествуется о пребывании в Гобустане в 1 веке центурия римского легиона.
Гобустан - уникальная каменная летопись, наиболее последовательно донесшая
с древнейших времен и до наших дней символичный код бытия, занятий, верований,
мировоззрений всех племен, живших на этой земле. Один из важных аспектов в последовательности
наскальных изображений Гобустана - их уникальность: несмотря на наличие в Кавказской
и Понтийской местностях, в Грузии и во внутренних зонах самого Азербайджана
ряда наскальных изображений, очевидно, что все они более позднего происхождения.
Неолитические находки эпохи Ранних Охотников концентрируются в Гобустане, который
играл роль перекрестка на путях больших миграционных потоков Евразии.
Многие столетия узоры и письмена гобустанской летописи дополняли друг друга:
новые изображения наносились рядом с древними, иногда.перекрывая их, и каждый
вновь выбитый рисунок нес в себе неисчерпаемую информацию о давно минувших эпохах.
Художники наскальных изображений, представляющие себя около предыдущих рисунков
и вновь использующие их соответственно своим личным представлениям, являются
феноменом, который был также обнаружен в других зонах наскальных росписей, в
Валкоминика (Италия), в пустыне Негев (Израиль),
в Хелан Шан (Китай), в других местах.
Наскальные изображения Гобустана исключительны не только по своей масштабности,
но и потому, что они являются свидетельством развития человечества, истоком
истории, охватывающим тысячелетия и отражающим интеллектуальную жизнь различных
народов. Недавние открытия в разных частях Европы (в Португалии, Испании,
Австрии), в Турции, на Аравийском полуострове и повсеместно на Ближнем
Востоке, а также прежние находки в Скандинавии и Карелии, позволяют рассматривать
Гобустан в обширном контексте. Все эти аналоги подчеркивают исключительную роль
Гобустана: он является воротами в Европу, караван-сараем и кровом для множества
поколений, местом встречи Европы и Азии на протяжении тысячелетий
Гобустан, сохраняя следы всех прошедших через него, является пунктом большой
значимости для восстановления корней европейских и азиатских цивилизаций.?
Наскальные изображения являются информационным кодом людей, не знающих письменности,
А когда они приобрели наконец умение писать, наскальные изображения потеряли
свою функцию и коммуникативную значимость вместе с их социальной и религиозной
ролью. Но их значимость культурного наследия минувших эпох возрастает с каждым
оторванным листком календаря. В 2007 году государственный исторический заповедник
Гобустан был включен в список Всемирного Культурного Наследия UNESCO.
Во всех культурах камень, твердый и неизменный, воплощение застывших магических
сил использовался для обозначения священных мест или был в виде алтарей, омфалов
или менгамов, средоточием веры. Основные качества, которые символизировал камень
во многих древних культурах, - постоянство, сила, целостность. Вертикально стоящие
камни служили символами Солнца, напоминая своей формой лучи.
«Солнечные лучи» камней Гобустана еще долго будут освещать человечеству непрочитанные
страницы своей каменной книги.
Наличие петроглифов в пределах Гобустана - свидетельство глубокой древности
истоков искусства Страны Огней. Многие века отделяют нас от безвестных художников
прошлого, высекавших на громадных глыбах и небольших камешках историю человеческого
бытия. Но странное дело - далекое и невозвратное прошлое словно прочной нитью
притягивает к себе наше сегодняшнее настоящее, а от нас эта нить непременно
протянется и к будущему символом непрерывности во времени и в пространстве.
Судите сами...
Хореографическая вязь ритуально-обрядового хоровода «Яллы» тесно вплетена в
изысканные узоры ковров ширванской школы «Мараза».
Орнаменты, состоящие из трех (трискели) или четырех (тетраскели) изображений,
изогнутых в одном направлении и сходящихся к центру; силуэты оленей, диких коз;
мистические знаки свастик, оставленные на скалах Гобустана рукой древнего предка,
естественным образом повторяются в узорах ручных ковров азербайджанских мастериц
и на тонких шелках национального головного платка - кялагаи.
Солярные и астрономические знаки, высеченные на скалах и намогильных камнях,
окружают нас в сегодняшней действительности на ковровых изделиях, в различных
видах вышивок и аппликаций, в символике орнаментальных узоров набивных шелков
и каменной резьбы архитектурного декора.
Приготовлявшаяся когда-то в древности при помощи раскаленной докрасна гальки
в чашечных углублениях Гобустана молочная пища и поныне существует в кулинарной
традиции южных районов и называется «согач» или «гогуртмач».
Слова народного поэта Азербайджана Самеда Вургуна как нельзя лучше подходят
к одному из интереснейших памятников азербайджанского культурного наследия -
петроглифам Гобустана.
|