Кавказские народы
> Народы Дагестана
> Рутульцы
Рутульцы
Самоназвание - мьюхадар, что означает "житель деревни Мьюхад". Среди
лезгин и азербайджанцев деревня известна как Рутул, отсюда и международно признанное
название этого народа. Рутульский язык имеет множество диалектов и относится
к лезгино-самурской подгруппе дагестанских языков. В настоящее время большинство
рутульцев признают своё этническое единство, хотя жители некоторых более крупных
и старых деревень все ещё называют себя по-своему. У рутульцев нет письменности.
Рутульцы проживают в 20 сёлах Рутульского района в верховьях реки Самур на
юге Дагестана. Регион, населённый рутульцами, этнически неоднороден. Рядом с рутульскими
сёлами находятся поселения лакцев, азербайджанцев и лезгин. В Азербайджане расположены
два рутульских села - Шин и Кайнар. Крупнейшие рутульские села расположены на
берегах рек Самур, Ахты-Чай и Кара-Самур.
Как и везде на Кавказе, климат здесь суровый - холодная зима, прохладное, туманное
и ветреное лето. Зимой все коммуникации с внешним миром прерываются. На склонах
гор расположены многочисленные пастбища, а также редкие леса. Соседями являются
лакцы на севере, даргвы на северо-востоке, лезгины на востоке, азербайджанцы
на юге и цахуры на западе. Антропологически и этнокультурно рутульцы происходят от того же корня, что и все
остальные лезгинские народы; они относятся к числу коренных жителей Дагестана.
Рутульский язык имеет множество диалектов и относится к лезгино-самурской подгруппе
дагестанских языков. В настоящее время большинство рутульцев признают своё этническое
единство, хотя жители некоторых более крупных и старых деревень все ещё называют
себя по-своему. У рутульцев нет письменности.
История
До VIII века рутульцы были христианами, вероятно, следуя примеру грузин. Арабские
завоевания принесли с собой суннитский ислам. Несмотря на значительное влияние
ислама, традиции и обычаи рутульцев сохранили языческие элементы. Они поклоняются
огню. Один из самых высоких массивов суши в регионе носит название Цайлахан,
что означает «место для костра». До сих пор почитается языческий бог
быныш.
В 15 веке рутульцы ещё не полностью отделились от лезгинской общины, и, несмотря
на их собственный язык и культуру, в исторических документах того времени к
ним относились как к лезгинцам. Названия рутульских деревень встречаются в нескольких
источниках между XIII и XVI веками. Например, первые письменные упоминания о
Шинаже датируются 1275 годом, а Хнов упоминается в 1598 году. Последний, на
самом деле, был заселён гораздо раньше, как показывают археологические находки.
Большую часть времени рутульцы были вовлечены в кровопролитные феодальные войны,
в результате чего им приходилось уделять особое внимание средствам обороны.
В 17 веке был создан рутульский магал - союз свободных общин. По мере развития
феодальных отношений это государство вскоре превратилось в значительную феодальную
державу. Помимо рутульских поселений, в него входили владения и провинции нескольких
других народов. Только Хнов, Борх и Ихрек всегда считали себя независимыми.
В 1839 году рутульские территории были присоединены к России, что привело к
быстрому упадку патриархально-феодальных отношений и соответствующему развитию
капиталистической экономики. В 1857 году Рутульский магал состоял из 18 деревень,
1178 дворов и 18 мечетей.
Как и у большинства высокогорных народов, основным занятием рутульцев было сезонное
скотоводство. Поскольку у них не было зимних пастбищ, их приходилось арендовать
у азербайджанцев. В советское время рутульским колхозам были выделены зимние
пастбища в Северном Дагестане и Астраханской области, и выпас скота осуществляется
централизованно.
Первый заметный экономический подъем в жизни рутульцев произошёл в период с
1856 по 1913 год, когда поголовье овец увеличилось втрое, а крупного рогатого
скота - в шесть раз. Сельское хозяйство по-прежнему имело второстепенное значение
и поэтому было развито в меньшей степени. Ещё в начале 19 века на террасных
полях не было известно о земле под «паром». В качестве удобрений использовались
зола и навоз. Пшеница, рожь, горох и картофель были основными сельскохозяйственными
культурами.
Строительство у рутульцев было наиболее развитой профессией; в гончарном деле
долгое время не применялся даже гончарный круг. Зимой, когда крупный рогатый
скот и овцы перегонялись на зимние пастбища, большинство мужчин отправлялись
на работу в рыбную и нефтяную промышленность Баку и Дербента.
В обществе рутульцев патриархальные отношения, важную роль в которых играл
тухум (клан), сохранялись до начала XX века. Становление капиталистических отношений
привело к быстрому отделению семьи от клана. Этот процесс был завершён к 1960
годам. Однако частые браки между двоюродными братьями и сёстрами в Хнове, Борхе,
Ихреке все ещё сохраняются как пережитки эндогамии.
Экономика
В начале 20-го века не было национальной экономики, и единственной консолидирующей
силой был язык. Рутульцы не знали никакой формы национальной самоидентификации,
и в их языке вообще не существовало термина «нация». Чувство национальной
идентичности начало проявляться только в 1920-х годах в связи с социальными
изменениями. В это время первое светское учебное заведение, основанное в 1914
году, приобрело особое значение.
По сравнению с другими лезгинскими народами триумфальное наступление советской
власти в районе проживания рутульцев происходило гораздо быстрее. К 1926 году
у рутульцев было уже 26 колхозов, объединявших 2225 домохозяйств. К 1935 году
коллективизация была завершена. К 1948 году посевные площади удвоились, и были
заложены основы садоводства, ранее неизвестного в регионе.
Анализируя данные переписи, становится очевидным увеличение численности населения
рутульцев, за исключением, конечно, переписи 1959 года, в которой были отражены
потери во время Второй мировой войны. Однако данные о численности населения
не всегда являются наиболее точным критерием. Вместо этого стоит изучить рутульскую
сельскую общину, которая несёт в себе зерно национальной идентичности и чьё
существование отражает преемственность народа. В течение 20-го века деревенская
община сохранила свою целостность, хотя за последние три десятилетия произошла
некоторая миграция в город. Более серьёзными последствиями, чем миграция, является
упадок традиционных ценностей и обычаев, а также урбанизация рутульского образа
жизни.
За этим стоят систематические усилия по «слиянию деревни с городом»
и соответствующая пропаганда, результаты которых отчётливо видны в деревенском
образе жизни. Национальный костюм, который сейчас носят только пожилые женщины,
находится на пути к забвению. Многие этнические традиции рутульцев уходят в
прошлое, в то время как товары массового производства - мебель, одежда и предметы
домашнего обихода - набирают обороты.
Однако некоторые рутульские традиции пытаются сохранить свои позиции. Несмотря
на упразднение молитвенных домов и установление гражданского брака, старые свадебные
обычаи сохранились. Похороны по-прежнему проводятся в соответствии с нормами
исламского права. Наиболее неутомимым носителем чуждой идеологии была советская
школьная система, которая пропагандировала вульгарный социализм и вместо разумного
патриотического подхода навязывала марксистско-ленинскую доктрину. Школа пыталась
увести молодёжь от знаний, верований и обычаев их предков.
Язык и его использование являются сложной проблемой. Рутульский язык существует
в быту и на рабочих местах, в то время как официальным языком и языком, используемым
в школах, до 1950 года был азербайджанский, за которым следовал русский. Введение
русского языка послужило своего рода защитным щитом для рутульцев и других лезгинских
этнических меньшинств. Русский язык в настоящее время не представляет такой
серьёзной угрозы для выживания их языка, как языки более близких соседей - азербайджанцев
и лезгин. Влияние русского языка носит косвенный характер (школа, литература
и т.д.), поскольку прямого географического контакта с русскими нет.
|