Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 16 November 2024
Туры на Северный Кавказ
Туры на Кавказ

Республики
Адыгея
Дагестан
Ингушетия
Кабардино-Балкария
Краснодарский край
Северная Осетия
Чечня
Южный Кавказ
Азербайджан
Армения
Грузия
Курорты
Анапа
Геленджик
Домбай
Ессентуки
Железноводск
Кисловодск
Красная Поляна
Приэльбрусье
Пятигорск
Сочи
Туапсе
Столицы
Грозный
Нальчик
Рутульцы

Кавказские народы > Народы Дагестана > Рутульцы

Рутульцы

Самоназвание - мьюхадар, что означает "житель деревни Мьюхад". Среди лезгин и азербайджанцев деревня известна как Рутул, отсюда и международно признанное название этого народа. Рутульский язык имеет множество диалектов и относится к лезгино-самурской подгруппе дагестанских языков. В настоящее время большинство рутульцев признают своё этническое единство, хотя жители некоторых более крупных и старых деревень все ещё называют себя по-своему. У рутульцев нет письменности.

Рутульцы проживают в 20 сёлах Рутульского района в верховьях реки Самур на юге Дагестана. Регион, населённый рутульцами, этнически неоднороден. Рядом с рутульскими сёлами находятся поселения лакцев, азербайджанцев и лезгин. В Азербайджане расположены два рутульских села - Шин и Кайнар. Крупнейшие рутульские села расположены на берегах рек Самур, Ахты-Чай и Кара-Самур.

Как и везде на Кавказе, климат здесь суровый - холодная зима, прохладное, туманное и ветреное лето. Зимой все коммуникации с внешним миром прерываются. На склонах гор расположены многочисленные пастбища, а также редкие леса. Соседями являются лакцы на севере, даргвы на северо-востоке, лезгины на востоке, азербайджанцы на юге и цахуры на западе.

Антропологически и этнокультурно рутульцы происходят от того же корня, что и все остальные лезгинские народы; они относятся к числу коренных жителей Дагестана.

Рутульский язык имеет множество диалектов и относится к лезгино-самурской подгруппе дагестанских языков. В настоящее время большинство рутульцев признают своё этническое единство, хотя жители некоторых более крупных и старых деревень все ещё называют себя по-своему. У рутульцев нет письменности.

История

До VIII века рутульцы были христианами, вероятно, следуя примеру грузин. Арабские завоевания принесли с собой суннитский ислам. Несмотря на значительное влияние ислама, традиции и обычаи рутульцев сохранили языческие элементы. Они поклоняются огню. Один из самых высоких массивов суши в регионе носит название Цайлахан, что означает «место для костра». До сих пор почитается языческий бог быныш.

В 15 веке рутульцы ещё не полностью отделились от лезгинской общины, и, несмотря на их собственный язык и культуру, в исторических документах того времени к ним относились как к лезгинцам. Названия рутульских деревень встречаются в нескольких источниках между XIII и XVI веками. Например, первые письменные упоминания о Шинаже датируются 1275 годом, а Хнов упоминается в 1598 году. Последний, на самом деле, был заселён гораздо раньше, как показывают археологические находки.

Большую часть времени рутульцы были вовлечены в кровопролитные феодальные войны, в результате чего им приходилось уделять особое внимание средствам обороны. В 17 веке был создан рутульский магал - союз свободных общин. По мере развития феодальных отношений это государство вскоре превратилось в значительную феодальную державу. Помимо рутульских поселений, в него входили владения и провинции нескольких других народов. Только Хнов, Борх и Ихрек всегда считали себя независимыми.

В 1839 году рутульские территории были присоединены к России, что привело к быстрому упадку патриархально-феодальных отношений и соответствующему развитию капиталистической экономики. В 1857 году Рутульский магал состоял из 18 деревень, 1178 дворов и 18 мечетей.

Как и у большинства высокогорных народов, основным занятием рутульцев было сезонное скотоводство. Поскольку у них не было зимних пастбищ, их приходилось арендовать у азербайджанцев. В советское время рутульским колхозам были выделены зимние пастбища в Северном Дагестане и Астраханской области, и выпас скота осуществляется централизованно.

Первый заметный экономический подъем в жизни рутульцев произошёл в период с 1856 по 1913 год, когда поголовье овец увеличилось втрое, а крупного рогатого скота - в шесть раз. Сельское хозяйство по-прежнему имело второстепенное значение и поэтому было развито в меньшей степени. Ещё в начале 19 века на террасных полях не было известно о земле под «паром». В качестве удобрений использовались зола и навоз. Пшеница, рожь, горох и картофель были основными сельскохозяйственными культурами.

Строительство у рутульцев было наиболее развитой профессией; в гончарном деле долгое время не применялся даже гончарный круг. Зимой, когда крупный рогатый скот и овцы перегонялись на зимние пастбища, большинство мужчин отправлялись на работу в рыбную и нефтяную промышленность Баку и Дербента.

В обществе рутульцев патриархальные отношения, важную роль в которых играл тухум (клан), сохранялись до начала XX века. Становление капиталистических отношений привело к быстрому отделению семьи от клана. Этот процесс был завершён к 1960 годам. Однако частые браки между двоюродными братьями и сёстрами в Хнове, Борхе, Ихреке все ещё сохраняются как пережитки эндогамии.

Экономика

В начале 20-го века не было национальной экономики, и единственной консолидирующей силой был язык. Рутульцы не знали никакой формы национальной самоидентификации, и в их языке вообще не существовало термина «нация». Чувство национальной идентичности начало проявляться только в 1920-х годах в связи с социальными изменениями. В это время первое светское учебное заведение, основанное в 1914 году, приобрело особое значение.

По сравнению с другими лезгинскими народами триумфальное наступление советской власти в районе проживания рутульцев происходило гораздо быстрее. К 1926 году у рутульцев было уже 26 колхозов, объединявших 2225 домохозяйств. К 1935 году коллективизация была завершена. К 1948 году посевные площади удвоились, и были заложены основы садоводства, ранее неизвестного в регионе.

Анализируя данные переписи, становится очевидным увеличение численности населения рутульцев, за исключением, конечно, переписи 1959 года, в которой были отражены потери во время Второй мировой войны. Однако данные о численности населения не всегда являются наиболее точным критерием. Вместо этого стоит изучить рутульскую сельскую общину, которая несёт в себе зерно национальной идентичности и чьё существование отражает преемственность народа. В течение 20-го века деревенская община сохранила свою целостность, хотя за последние три десятилетия произошла некоторая миграция в город. Более серьёзными последствиями, чем миграция, является упадок традиционных ценностей и обычаев, а также урбанизация рутульского образа жизни.

За этим стоят систематические усилия по «слиянию деревни с городом» и соответствующая пропаганда, результаты которых отчётливо видны в деревенском образе жизни. Национальный костюм, который сейчас носят только пожилые женщины, находится на пути к забвению. Многие этнические традиции рутульцев уходят в прошлое, в то время как товары массового производства - мебель, одежда и предметы домашнего обихода - набирают обороты.

Однако некоторые рутульские традиции пытаются сохранить свои позиции. Несмотря на упразднение молитвенных домов и установление гражданского брака, старые свадебные обычаи сохранились. Похороны по-прежнему проводятся в соответствии с нормами исламского права. Наиболее неутомимым носителем чуждой идеологии была советская школьная система, которая пропагандировала вульгарный социализм и вместо разумного патриотического подхода навязывала марксистско-ленинскую доктрину. Школа пыталась увести молодёжь от знаний, верований и обычаев их предков.

Язык и его использование являются сложной проблемой. Рутульский язык существует в быту и на рабочих местах, в то время как официальным языком и языком, используемым в школах, до 1950 года был азербайджанский, за которым следовал русский. Введение русского языка послужило своего рода защитным щитом для рутульцев и других лезгинских этнических меньшинств. Русский язык в настоящее время не представляет такой серьёзной угрозы для выживания их языка, как языки более близких соседей - азербайджанцев и лезгин. Влияние русского языка носит косвенный характер (школа, литература и т.д.), поскольку прямого географического контакта с русскими нет.

 
Чат с менеджером
Туры на Северный Кавказ Туры в Адыгею Поиск дешевых авиабилетов
Туры на Кавказ Туры в Адыгею Авиабилеты

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram