Кавказские народы
> Народы Дагестана
> Тинди
Тинди
У этого народа нет самоназвания. Их происхождение определяется местом проживания.
Название, используемое в международном обиходе, происходит от названия одного
из их крупных поселений - Идари, которое аварцы называют "тинди".
В русской литературе тинди также называют "тиндалами".
Язык тинди относится к андийской подгруппе северо-западной группы дагестанских
языков (аваро-андо-дидо). Тинди называют свой язык идараб мицци - "язык
деревни Идар". Он тесно связан с языками чамалал и багулал. Можно выделить
два диалекта - тинди и ангида-акнада. Письменности нет, вместо неё используется
аварский. Язык тинди изучен слабо. Во второй половине XIX века некоторые исследования
были проведены Р. Эркертом и А. Дирром, а в советский период - Т. Гудавой.
Тинди - малочисленный народ, проживающий в горных районах северо-западной части
южного Дагестана. Они населяют пять деревень в среднем течении реки Анди-Койсу
и в прилегающих горах: Тинди (местное название Идари или Иди), Ангида, Акнада,
Эчеда и Тисси. Центральное село народа тинди известно по всему югу России -
его можно увидеть на открытках. Из его многоуровневых домов и извилистых деревенских
улочек открывается живописный вид на окружающие заснеженные горы. На родном
языке тинди говорят в 14 деревнях этого горного региона Дагестана. Местный климат
отличается высоким уровнем осадков; в этом регионе выпадает больше всего осадков
во всём Дагестане. Соседями тинди являются народы андо-дидо: на севере - багулалы,
на северо-востоке - ахвахи, на востоке - авары, на юге и западе - хварши и на
северо-западе - чамалалы.
Как и о других народах региона Анди, данные скудны. Перепись 1926 года была
единственной, которая зарегистрировала тинди как отдельную нацию. В более поздних
переписях они были причислены к аварам. Вероятно, данные о численности тинди
не отражают истинную ситуацию, поскольку не содержат информации о носителях
языка, миграции и т.д.
Антропологически тинди принадлежат к европеоидному типу балкано-кавказской
расы с некоторыми особенностями, характерными для каспийского типа (относительно
тёмная пигментация и небольшой размер черепа).
Религия
Тинди - мусульмане (сунниты). Ислам начал распространяться на территории современного
южного Дагестана после арабских завоеваний в 8 веке. Тинди также имели контакты
с христианством. В период между IX и XIII веками в Западной Аварии происходило
своеобразное явление - одновременное проникновение обеих религий. Ислам наступал
с юга, а христианство, активно поддерживаемое Грузией, - с запада. Решающим
фактором в пользу ислама стал поход Тамерлана 14 века, и впоследствии ислам
стал единственной религией в Аварии.
На протяжении многих веков тинди исповедовали ислам суннитского толка в сочетании
с древним поклонением природе, солнцу, луне и другим сотворённым существам.
До сих пор единственной духовной надеждой для тинди были попытки соблюдать мусульманские
законы или умиротворять анимистических духов.
Распространение христианства среди тинди отмечено христианским надгробием 9-го
века в деревне Тинди и грузинскими именами, которые до сих пор носят тинди.
По своей интеллектуальной и материальной культуре тинди напоминают аварцев.
Заметны некоторые местные особенности (например, манера носить определенную
одежду).
История
История тинди также в значительной степени идентична истории аварцев. Точный
этногенез тинди вызвал некоторые споры.
Теория о том, что тинди произошли от протоаварских племён, получила широкое
распространение. Длительная естественная изоляция считалась основной причиной
любых языковых различий. Однако у народов андо-дидо сложилась прекрасно функционирующая
экономическая система. Тинди были изолированы от внешнего мира, а не от среды
андо-дидо. Сегодня все большее распространение получают теории, которые рассматривают
эндогамное общественное устройство или полиструктурную политическую систему
как основную причину этого явления.
Классические авторы знали об Аварии как о независимом регионе Серир. Примерно
в IV или V веках здесь поселились протоаварские племена. С 8-го века Авария
находилась в сфере интересов иностранных держав (арабы в 8-9-м веках, монголо-татары
в 13-14-м, Персия и Турция в 15-18-м и, начиная с 19-го века, Россия). Среди
этой череды завоеваний и интервенций в XVI-XVII веках тинди выделились в отдельную
политическую единицу - "свободное сообщество", номинально зависимое
от Аварского каганата. В 1806 году Дагестан был включён в состав России. Центральная
администрация, однако, не укрепляла свою власть до 1870-х годов.
В 1944 году коммунисты переселили часть тинди в Чечню, и это негативно повлияло
на их культуру.
Экономика
Экономика тинди зависела от окружающей среды, а окружающая среда наилучшим
образом подходила для развития сезонного животноводства. Здесь разводили овец
и коз, а крупный рогатый скот использовался в качестве тягловых животных и для
пахоты. Для того чтобы летом выпасать скот на высокогорных лугах, необходимо
было строить небольшие высокогорные деревни. Эти крошечные деревни существовали
исключительно благодаря скотоводству, и в административном и политическом отношении
они не имели никакого значения; они были придатками основной деревни и ее общины.
Используя орошаемые террасные поля, фермеры достигли неплохих результатов, если
не самообеспечения. Тинди выращивают пшеницу, овощи и изготавливают изделия
из кожи, дерева и шерсти. Они были вынуждены восполнять дефицит продуктов за
счёт бартерной торговли с аварскими деревнями на равнине. С наступлением зимы
рабочая нагрузка мужчин значительно сократилась, и многие воспользовались возможностью
отправиться в другие места в поисках работы.
Значительный прогресс в экономике и повышении уровня жизни был достигнут в
последней четверти XIX века, когда Дагестан был включён в состав России и начали
развиваться торгово-денежные отношения.
Социальная жизнь
Решения в аулах принимаются священником или муллой вместе со старейшинами.
Они собираются вместе каждую пятницу в мечети, чтобы обсудить общественные дела,
а суд основан на шариате.
Мужья являются главой семьи, а жёны пользуются уважением как матери. Деревни
Тинди хорошо известны в Дагестане благодаря религиозному и светскому образованию.
Некоторые известные в мусульманском мире учёные и богословы были выходцами из
тинди.
Наиболее сильное влияние на жизнь тинди оказал советский режим, который был
установлен в Дагестане в 1920 году. К тому времени общество тинди перешло границы
примитивной клановой системы. Идеология нового режима была для тинди в высшей
степени непонятна. Для достижения своих целей центральная администрация развернула
кампанию, направленную на два направления: коллективизацию в сочетании с культурной
революцией.
Культурная революция, начавшаяся в конце 1920-х годов с ликвидации неграмотности
и упорядочения системы образования, оказала большее влияние на мировоззрение
тинди. В течение первых пяти лет обучения в школе использовался аварский язык,
позже - русский. Школьное обучение проходило в рамках советской идеологии, которая
подавляла свободомыслие, принижала старые обычаи и верования и в целом была
антиисламской.
Результаты этой политики стали полностью очевидны только недавно. Одной из
характерных черт является антагонизм между старшим и младшим поколениями.
Из года в год растёт одобрение молодыми поколениями новых советских традиций,
а традиционные праздники и обычаи (например, свадьбы) теряют своё значение.
Молодые люди с относительно более высоким уровнем образования более восприимчивы
к инновациям.
Ещё более серьёзные изменения произошли в материальной культуре тинди, где
повсюду преобладали атрибуты европейской городской культуры (одежда, мебель,
здания, продукты питания и т.д.).
Основой национальной идентичности тинди является язык, но в настоящее время
он используется только внутри страны, да и то в меньшей степени.
Изменения в народных традициях тинди неизбежно ослабляют языковые связи и их
использование. Учитывая двуязычие тинди и потерю территориальной изоляции, тинди
находятся под угрозой ассимиляции аварами. Не меньшую угрозу национальной идентичности
тинди представляет продолжающаяся миграция на равнины, где они оказываются либо
в аварском, либо в русском окружении.
|