Народы
Дальнего Востока > Народы
Сахалина > Нивхи
Народ Нивхи
Самоназвание: нивгху- «люди, человек». До 1930-х гг официально назывались «гиляки». В России насчитывается 4652 нивха, из них в Хабаровском крае - 2149 человек (Николаевский и Ульчский муниципальные районы) и на севере острова Сахалин (2253 человек). Национальные сёла в Хабаровском крае: Кальма, Алеевка, Макаровка, Орель-Чля, Пуир, Тнейвах, Иннокентьевка.
Нивхи - аборигенное население северной части острова Сахалин и низовьев реки
Амур. В территориальном отношении выделяются нивхи материка (Нижнего Амура),
западного и восточного побережий острова Сахалин. Эти локальные группы имели
различные диалекты языка и небольшие отличия в традиционной культуре. Язык нивхов
относят к палеоазиатским языкам.
Самоназвание народа, живущего на реке Амур, - нивхи, а на острове Сахалин -
нивхгн-нигвн, что означает "человек". В более древней литературе они
известны как гиляки - название, данное им их соседями, маньчжурами (Гильями-гилеке).
Различные племена нивхов также называли себя в соответствии с местностью, в
которой они проживали, например, чомбинги - "люди на реке Чом" и майбинги
- "люди на реке Май". С 1930-х годов, когда советская национальная
политика перешла к самоназванию этнических групп, название "нивхи"
было официально принято в русском языке.
Самые ранние исторические сведения о нивхах восходят к китайской хронике XII
века. Народ под названием цзы-лиа-ми на Нижнем Амуре, упомянутый в летописи,
очевидно, являлся нивхами. В 17 веке нивхи упоминаются в отчётах, написанных
русскими казаками. Нивхи живут на Дальнем Востоке, в низовьях Амура, на побережье
Охотского моря в устье реки и на острове Сахалин (Yh-mif на нивхском языке).
В административном отношении они относятся к Хабаровскому краю Российской Федерации
(Тахатинский и Нижнеамурский районы) и Сахалинской области (Рыбинский, Кировский,
Александровский и Широкопадский районы). В прошлом их территория обитания была
более обширной. Население нивхов не является компактным, и в основном они живут
бок о бок с русскими или негидальцами.
Антропологи относят нивхов к монголоидам, хотя существуют различные мнения
исследователей по вопросам происхождения, родства, исторических процессов расселения
этого народа. Нивхи занимают особое место в расовой систематике Северной Азии,
отличаясь от других антропологических типов своеобразными чертами. Нивхов относят
к амуро-сахалинскому типу сибирских монголоидов, который сложился в результате
древнего контакта североазиатских и тихоокеанских монголоидных типов.
Численность нивхов, по-видимому, оставалась относительно стабильной. В этих
данных опущен тот факт, что в 1926 году на японской части острова Сахалин проживало
111 нивхов, так что на тот момент истинное общее число нивхов составляло 4187
человек. Хотя численность нивхов не уменьшилась, уменьшение числа носителей
языка является зловещим признаком.
Антропологически нивхи относятся к сахалино-амурской подгруппе монголоидного
расового типа. Они невысокого роста (мужчины около 160 см). У них широкое плоское
лицо, вздёрнутый нос и толстые губы. В отличие от других монголоидных народов,
у них относительно тёмная кожа, тёмные глаза и волосы. У них удивительно густые
бороды, что, как предполагается, свидетельствует о влиянии айнов.
Из всех традиций нивхов наиболее устойчивыми являются рыболовство и охота.
Важность рыбы лучше всего иллюстрируется тем, что нивхов когда-то называли рыбоедами.
Для прибрежных нивхов дополнительным занятием была охота на морских животных,
особенно на тюленей. Также было широко распространено собаководство (для использования
в качестве тягловых животных и в пищу). В некоторой степени сохранились традиционная
одежда и продукты питания, а также женские ремесла. Изменения в структуре поселений
оказали пагубное воздействие на традиционную архитектуру.
Сахалинские нивхи вели комплексное хозяйство с использованием всех биологических
ресурсов острова. Центральное место в жизни нивхов занимало рыболовство, главным
образом -летне-осенний промысел проходных лососёвых: кеты и горбуши, а также
камбалы, корюшки, частиковых пород рыб. Для добычи рыбы применяли сети, невод
заездки, запоры, крючки, гарпуны и удочки. Рыбу заготавливали впрок: вялили,
сушили, заквашивали в ямах. Рыба служила основанием пищи для людей и собак на
протяжении всего календарного года, а рыбья кожа использовалась для пошива одежды,
обуви и предметов домашнего обихода. Нивхи отличались высоким мастерством выделки
рыбьей кожи.
- Орудия рыболовного и зверобойного промысла нивхов Северного Сахалина
- Сеть рыболовная ставная. Изготовлена из крапивного волокна с деревянными
поплавками и каменными грузилами.
- Топор для изготовления лодок-долблёнок
- Колотушка для морского зверобойного промысла изображением головы нерпы
- Игла для плетения и ремонта сетей
- Наконечник гарпуна
- Крючок для промысла крупной рыбы (тайменя)
- Деревянная чаша в виде птицы - гагары. Использовалась при обряде жертвоприношения
хозяину моря. Северный Сахалин, начало XX века
- Инау - заструженные палочки, исполнявшие роль посредников между миром
людей миром духов. Использовались нивхами и другими коренными народами Сахалина
в XIX- начале XХ века
- Наконечник копья с инкрустацией цветными металлами
- Огниво
- Футляр для ножа
- Мешочек для хранения ружейной дроби
- Сверло с рукоятью из рога оленя
- Кошелёк для хранения трута и огнива
- Инструмент для обработки шкур животных
Промыслом морского зверя (нерп и сивучей) нивхи занимались преимущественно
с ранней весны и после окончания осенней рыбной путины. Жители морского побережья
добывали нерп круглогодично. Жир и мясо добытых животных шли в пищу, шкуры
- на изготовление одежды, обуви, предметов быта. Часть добычи продавалась
или обменивалась на необходимые товары. На морского зверя охотились как коллективно,
так и индивидуально. Орудиями промысла служили гарпуны, остроги, колотушки.
Нивхские костяные наконечники для гарпуна
Посуда, орудия труда и домашняя утварь изготавливались в основном из дерева
и украшались искусной резьбой. Женщины воспитывали детей и вели домашнее хозяйство,
занимались заготовкой припасов и приготовлением пищи, обработкой шкур, ткачеством,
плетением, шитьём и вышиванием.
Важным занятием нивхов была охота на таёжного зверя. Охотничий сезон продолжался
с октября до ранней весны. С помощью лука и стрел, ловушек, самострелов, петель
охотились на крупного и мелкого пушного зверя, дичь. Медведя в берлоге били
копьём. Огнестрельное оружие получило распространение у нивхов со второй половины
XIX века. Приобретали его в ходе меновой торговли за шкурки пушных зверей
у японских, маньчжурских и русских торговцев и промышленников.
Все промысловые занятия сопровождались торжественным обрядом "кормления",
целью которого было умилостивить богов ("хозяев" воды, моря, тайги) и заручиться
их поддержкой.
Большое значение в хозяйстве имело собирательство. Нивхи широко использовали
в пищу дары природы: ягоды (бруснику, клюкву, морошку, голубику), орехи кедрового
стланика, клубни сараны и коренья других растений, травы (борщевик, крапиву,
черемшу и другие), водоросли, моллюсков.
- Нивхский родовой надмогильный домик "раф". Устанавливался на месте погребального
костра или на родовом кладбище. В нём держали фигурки-хранители душ умерших
родственников, погребальный инвентарь и жертвоприношения.
- Предметы нивхского погребального культа помещались в надмогильный домик
"раф"
- Чайная посуда с пробитым дном
- Чугунный котелок с намеренно пробитым дном.
- Амулет счастья. По воззрениям нивхов, белый олень, шерстью которого
был набит мешочек, приносил удачу. Посёлок Лангры Охинского района 1940
- Амулет от болезни ног. Выполнен Егоровым Конго Село Вал Ногликского
района 1940
- Амулет от головной боли. Выполнен Чинковой Е. М Село Вал Ногликского
района. 1940
- Амулет для благополучия близнецов. Ногликский район. 1910
Единственным домашним животным была собака. Её использовали для перевозки
людей и грузов, мясо собак употребляли в пищу, из шкур шили одежду. Собака
играла важную роль в религиозных представлениях и обрядах, служила средством
обмена и показателем материального положения семьи.
Погребальный культ нивхов. Северный Сахалин, стойбище Уанди.
Середина XX века. Антропоморфные фигурки - "хранители душ умерших родственников.
Нивхи верили, что он будет служить умершему хозяину в "селении мёртвых.
Дополнением к одежде служили нарукавники, наушники, ноговицы, фартук (передник)
и пояс, к которому крепились разнообразные предметы: ножны, кисет, сумочки
для хранения трута и огнива или предметов рукоделия, другие вещи: костюм ясом,
штанов, уногобиц, обуви из рыбьей кожи или нерпичьей шкуры. В зимнее время
носили парку из собачьего меха. Зимние халаты и куртки шили также из тёплых
и непромокаемых нерпичьих шкур.
Для пошива одежды и обуви использовали кожу рыбы (кеты, горбуши, тайменя),
кожу и мех тюленей, собачьи шкуры, а также полученные в ходе меновой торговли
хлопчатобумажные и шёлковые ткани. Нивхи использовали самодельные нитки из
крапивного волокна, сухожилий животных, рыбьей кожи. Пояса шили из меха и
кожи тюленя, ткали из нитей крапивного волокна. На поясе носили кисеты для
хранения табака, огнива и других мелких вещей, а также ножны с охотничьим
ножом.
Стилизованная одежда нивхов
Нивхи считаются потомками древнейшего неолитического населения Нижнего Амура
и острова Сахалин. Они сохранили свою независимость от государств Китая и Маньчжурии,
но, в то же время, сохранили плодотворные торговые и культурные связи. Благодаря
тому, что русские экспедиции 17-го и 18-го веков теоретически находились в сфере
влияния Китая, они не привели к присоединению Амурской области к России. Власть
российского императора распространилась на нивхов только после Айхунского договора
1858 года и Пекинского мирного договора 1860 года, когда вся Амурская и Уссурийская
области перешли к русским.
Нивхи всегда взаимодействовали и торговали со всеми соседними народами. Значительное
китайское и маньчжурское влияние (например, в архитектуре, одежде, еде) проявляется
в народной культуре нивхов и, в меньшей степени, в некотором влиянии айнов и
японцев (главным образом на острове Сахалин).
В 20 веке влияние русской культуры значительно возросло. Советский режим внёс
существенные изменения в образ жизни нивхов. Первые серьёзные изменения произошли
с введением принудительной массовой коллективизации (первый колхоз "Чир-унвд"
("Новая жизнь") был основан в 1930 году). Система зимних и летних
поселений, разработанная для максимального использования местных ресурсов, была
заброшена. В результате целенаправленных манипуляций с системой оплаты труда
нивхи были вынуждены покинуть море и стать лесорубами или сельскохозяйственными
рабочими. Например, в 1960 году в Ногликском районе насчитывалось 130 нивхских
рыбаков, в 1978 году - только 27, а в 1988 году - только 10.
Рыбаки-нивхи верили, что причинять вред земле (то есть вспахивать её) - грех,
и поэтому они стремились противостоять коллективизации и переселению. Когда
к 1938 году "кулаки и враги народа" были ликвидированы, колхоз состоял
из 50 хозяйств. Затем началось насильственное объединение небольших населённых
пунктов в более крупные единицы. Это происходило в 1950-х и 1960-х годах. Чисто
нивхские поселения Пильтун, Чайво, Венск и т.д. были "закрыты".
В 1960-е и 1970-е годы атмосфера на Сахалине была особенно гнетущей. Лозунг
"Сахалин - древняя русская земля!" первоначально использовался в качестве
антияпонской риторики, но его идеология также была оскорблением коренного населения
Сахалина, поскольку оно также не было русским.
В настоящее время нивхи живут в деревнях и городах со смешанным населением,
в домах русского типа, носят готовую одежду, едят продукты, купленные в магазинах,
и общаются на русском языке. Лишь несколько факторов, в основном антропологического
характера, пока препятствуют их полной ассимиляции.
В XVII-XIX веках численность нивхов составляла около четырёх-пяти тысяч человек.
Согласно материалам Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897
года, на Сахалине проживало около двух тысяч нивхов. Перепись 2002 года зафиксировала
на острове 2450 представителей этого народа.
|