Народ Нивхи
Нивхи - аборигенное население северной части острова Сахалин и низовьев реки
Амур. В территориальном отношении выделяются нивхи материка (Нижнего Амура),
западного и восточного побережий острова Сахалин. Эти локальные группы имели
различные диалекты языка и небольшие отличия в традиционной культуре. Язык нивхов
относят к палеоазиатским языкам.
Название народа происходит от слова ниг вынг, что означало "человек". До начала
XX века был широко распространён этноним "гиляки".
Антропологи относят нивхов к монголоидам, хотя существуют различные мнения
исследователей по вопросам происхождения, родства, исторических процессов расселения
этого народа. Нивхи занимают особое место в расовой систематике Северной Азии,
отличаясь от других антропологических типов своеобразными чертами. Нивхов относят
к амуро-сахалинскому типу сибирских монголоидов, который сложился в результате
древнего контакта североазиатских и тихоокеанских монголоидных типов.
Сахалинские нивхи вели комплексное хозяйство с использованием всех биологических
ресурсов острова. Центральное место в жизни нивхов занимало рыболовство, главным
образом -летне-осенний промысел проходных лососёвых: кеты и горбуши, а также
камбалы, корюшки, частиковых пород рыб. Для добычи рыбы применяли сети, невод
заездки, запоры, крючки, гарпуны и удочки. Рыбу заготавливали впрок: вялили,
сушили, заквашивали в ямах. Рыба служила основанием пищи для людей и собак на
протяжении всего календарного года, а рыбья кожа использовалась для пошива одежды,
обуви и предметов домашнего обихода. Нивхи отличались высоким мастерством выделки
рыбьей кожи.
- Орудия рыболовного и зверобойного промысла нивхов Северного Сахалина
- Сеть рыболовная ставная. Изготовлена из крапивного волокна с деревянными
поплавками и каменными грузилами.
- Топор для изготовления лодок-долблёнок
- Колотушка для морского зверобойного промысла изображением головы нерпы
- Игла для плетения и ремонта сетей
- Наконечник гарпуна
- Крючок для промысла крупной рыбы (тайменя)
Промыслом морского зверя (нерп и сивучей) нивхи занимались преимущественно
с ранней весны и после окончания осенней рыбной путины. Жители морского побережья
добывали нерп круглогодично. Жир и мясо добытых животных шли в пищу, шкуры -
на изготовление одежды, обуви, предметов быта. Часть добычи продавалась или
обменивалась на необходимые товары. На морского зверя охотились как коллективно,
так и индивидуально. Орудиями промысла служили гарпуны, остроги, колотушки.
Нивхские костяные наконечники для гарпуна Посуда, орудия труда и домашняя утварь изготавливались в основном из дерева
и украшались искусной резьбой. Женщины воспитывали детей и вели домашнее хозяйство,
занимались заготовкой припасов и приготовлением пищи, обработкой шкур, ткачеством,
плетением, шитьём и вышиванием.
Важным занятием нивхов была охота на таёжного зверя. Охотничий сезон продолжался
с октября до ранней весны. С помощью лука и стрел, ловушек, самострелов, петель
охотились на крупного и мелкого пушного зверя, дичь. Медведя в берлоге били
копьём. Огнестрельное оружие получило распространение у нивхов со второй половины
XIX века. Приобретали его в ходе меновой торговли за шкурки пушных зверей у
японских, маньчжурских и русских торговцев и промышленников.
Все промысловые занятия сопровождались торжественным обрядом "кормления", целью
которого было умилостивить богов ("хозяев" воды, моря, тайги) и заручиться их
поддержкой.
Большое значение в хозяйстве имело собирательство. Нивхи широко использовали
в пищу дары природы: ягоды (бруснику, клюкву, морошку, голубику), орехи кедрового
стланика, клубни сараны и коренья других растений, травы (борщевик, крапиву,
черемшу и другие), водоросли, моллюсков.
- Нивхский родовой надмогильный домик "раф". Устанавливался на месте погребального
костра или на родовом кладбище. В нём держали фигурки-хранители душ умерших
родственников, погребальный инвентарь и жертвоприношения.
- Предметы нивхского
погребального культа помещались в надмогильный домик "раф"
- Чайная посуда с пробитым дном
- Чугунный котелок с намеренно пробитым дном.
- Амулет счастья. По воззрениям нивхов, белый олень, шерстью которого был
набит мешочек, приносил удачу. Посёлок Лангры Охинского района 1940
- Амулет от болезни ног. Выполнен Егоровым Конго Село Вал Ногликского района
1940
- Амулет от головной боли. Выполнен Чинковой Е. М Село Вал Ногликского района.
1940
- Амулет для благополучия близнецов. Ногликский район. 1910
Единственным домашним животным была собака. Её использовали для перевозки людей
и грузов, мясо собак употребляли в пищу, из шкур шили одежду. Собака играла
важную роль в религиозных представлениях и обрядах, служила средством обмена
и показателем материального положения семьи.
Погребальный культ нивхов. Северный Сахалин, стойбище Уанди.
Середина XX века. Антропоморфные фигурки - "хранители душ умерших родственников.
Нивхи верили, что он будет служить умершему хозяину в "селении мёртвых.
Дополнением к одежде служили нарукавники, наушники, ноговицы, фартук (передник)
и пояс, к которому крепились разнообразные предметы: ножны, кисет, сумочки для
хранения трута и огнива или предметов рукоделия, другие вещи: костюм ясом, штанов,
уногобиц, обуви из рыбьей кожи или нерпичьей шкуры. В зимнее время носили парку
из собачьего меха. Зимние халаты и куртки шили также из тёплых и непромокаемых
нерпичьих шкур.
Для пошива одежды и обуви использовали кожу рыбы (кеты, горбуши, тайменя),
кожу и мех тюленей, собачьи шкуры, а также полученные в ходе меновой торговли
хлопчатобумажные и шёлковые ткани. Нивхи использовали самодельные нитки из крапивного
волокна, сухожилий животных, рыбьей кожи. Пояса шили из меха и кожи тюленя,
ткали из нитей крапивного волокна. На поясе носили кисеты для хранения табака,
огнива и других мелких вещей, а также ножны с охотничьим ножом.
Стилизованная одежда нивхов
В XVII-XIX веках численность нивхов составляла около четырёх-пяти тысяч человек.
Согласно материалам Первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897
года, на Сахалине проживало около двух тысяч нивхов. Перепись 2002 года зафиксировала
на острове 2450 представителей этого народа.
|