Коренные
народы Дальнего Востока > Сахалин
Коренные народы Сахалина
Нивхи - аборигенное население северной части острова Сахалин и низовьев
реки Амур. В территориальном отношении выделяются нивхи материка (Нижнего
Амура), западного и восточного побережий острова Сахалин. Эти локальные
группы имели различные диалекты языка и небольшие отличия в традиционной
культуре. Язык нивхов относят к палеоазиатским языкам. Название народа
происходит от слова ниг вынг, что означало "человек". До начала XX века
был широко распространён этноним "гиляки". Антропологи относят нивхов
к монголоидам, хотя существуют различные мнения исследователей по вопросам
происхождения, родства, исторических процессов расселения этого народа.
|
Ороки живут в северной части острова Сахалин на берегу Охотского моря и в
Поронайском районе на юге острова. Они живут бок о бок с нивхами. О численности
населения имеется мало информации, поскольку не во всех переписях ороки были
зарегистрированы как отдельный народ: Антропологически ороки являются чистыми
монголоидами, принадлежащими к байкальской или палеосибирской группе, подобно
нанайцам, эвенам и эвенкам. Орокский язык относится к Южной группе маньчжуро-тунгусских
языков. Он наиболее тесно связан с нанайским и ульчским
языками и имеет черты, общие с эвенкийским и негидальским языками Северной
группы. В устной традиции ороков есть упоминания о континентальном происхождении,
переселении на остров и разведении северных оленей в прошлом. Вероятно, миграция
произошла самое позднее в 17 веке из района реки Амгунь. В России они были впервые
изучены Н. Бошняком в 1852 году. |
Поселения орочей находятся в южной части Хабаровского края, в частности, в
низовьях реки Тумнин (Ушка, Ушка-Русская) и на реках Амур и Копп. На этой обширной
территории между Нижним Амуром и Татарским проливом раньше располагались многочисленные
небольшие орочьи поселения для зимнего и летнего проживания, разделённые на
пять территориальных групп. В 19 веке в поисках лучших мест для рыбной ловли
и охоты в лесах происходили миграции на реку Амур и остров Сахалин. В первые
десятилетия 20-го века орочи покинули побережье Японского
моря и направились вглубь страны, спасаясь от войны. Наряду с ороками, орочи
являются единственным тунгусским народом нижнего Амура и Сахалина. Язык относится
к Южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Наиболее близкими родственниками
являются эвенкийский, удэгейский и негидальский языки. |
Основой жизнедеятельности уильта являлись оленеводство, сезонная таёжная
охота и рыбная ловля. Вместе с небольшими стадами домашних оленей семьи
уильта совершали сезонные перекочёвки по определенным маршрутам, от морских
побережий до верховьев рек в горах севера Сахалина. Оленей содержали на
вольном выпасе, использовали их как транспортных животных для верховой
езды и в качестве вьючных животных, зимой запрягали в нарты. В летне-осенний
период уильта занимались рыболовством, сбором и заготовкой ягод и других
дикоросов, зимой охотились на таёжного зверя. Объектами охоты были дикий
северный олень, бурый медведь, пушные звери, а также боровая и водоплавающая
дичь. Непременными спутниками охотника были одна или несколько специально
обученных собак. Большое значение в жизни уильта имел морской зверобойный
промысел.
|
Эвенки - кочевой народ тунгусского происхождения. Небольшие группы эвенков
кочевали в бассейне реки Амур с середины XIX века. В 1860-х годах часть
их переселилась с материка на остров Сахалин. На острове эвенки проживали
в бассейне реки Тымь, на восточном побережье в Александровском и Корсаковском
округах. Зимой держались ближе и западному побережью, в начале лета выходили
к морю, а к августу переходили на восточное побережье, где запасали юколу.
Образ жизни и многие элементы культуры были аналогичны культуре уильта.
В 1926 году на Сахалине было зарегистрирована сто шестьдесят эвенков, живших
двумя разобщёнными группами на западном и восточном побережья Северного
Сахалина, в 2002 году - около двухсот сорока человек.
|
|