Народы
Дальнего Востока > Народы
Сахалина > Уильта
Уильта
Уильта - самоназвание народа, хотя происхождения и значения этого слова до
конца не раскрыты так же, как и вопросы генезиса, этнической истории и языковой
принадлежности. Антропологи и относят уильта к байкальскому антропологическому
типу североазиатской расы. По языку они относятся к тунгусской лингвистической
общности. Территория расселения уильта окатывает центральную и северную часть
Сахалина. На острове исторически сложились две группы уильта: северная и южная,
отличающиеся особенностями языка и хозяйственного уклада.
В конце XIX на Сахалине проживало более семисот уильта, а в 2002 году переписью
зарегистрировано около трёхсот представителей этого народа. Однако точная численность
уильта до сих пор не определена. Это связано с тем, что в названии этноса не
было единства, разные источники называли представителей этого народа по-разному:
ороки, орочаны, орокка, орочи.
Жирник для освещения жилища
Основой жизнедеятельности уильта являлись оленеводство, сезонная таёжная охота
и рыбная ловля. Вместе с небольшими стадами домашних оленей семьи уильта совершали
сезонные перекочёвки по определенным маршрутам, от морских побережий до верховьев
рек в горах севера Сахалина. Оленей содержали на вольном выпасе, использовали
их как транспортных животных для верховой езды и в качестве вьючных животных,
зимой запрягали в нарты. В летне-осенний период уильта занимались рыболовством,
сбором и заготовкой ягод и других дикоросов, зимой охотились на таёжного зверя.
Объектами охоты были дикий северный олень, бурый медведь, пушные звери, а также
боровая и водоплавающая дичь. Непременными спутниками охотника были одна или
несколько специально обученных собак. Большое значение в жизни уильта имел морской
зверобойный промысел. В соответствии с хозяйственным циклом было несколько типов
поселений и жилых построек.
Летнее жилище каура покрыта корой хвойных деревьев и напоминает вместительный
двускатный шалаш, где проживало от трёх до девяти человек. Наиболее распространённым
типом жилища в зимнее время был конический чум - аундау. Он состоял из переносного
каркаса, крытого полотнищами из оленьей или нерпичьей шкуры, рыбьей кожи, бересты
или брезентовой ткани.
В более древние времена постоянным зимним жилищем у уильта была землянка. С
конца XIX века стали использовать палатки из ткани.
Традиционная одежда уильта
В отличие от айнов и нивхов,
у уильта, как и у других оленеводческих народов, была широко распространена
одежда из кожи и шкур оленя. Высоко ценился осенний мех дикого оленя, из которого
шился весь комплект зимней одежды: шубы, шапки, ноговицы, обувь, рукавицы. Шкуры
сшивали нитками из сухожилий с ног и спины оленя. Из мягкой ровдуги (хорошо
выделанной кожи оленя без ворса) шили летнюю обувь, пояса, перчатки, сумки.
Для промысловой одежды и обуви использовали шкуры морских животных. Традиционно
повседневную одежду шили из рыбьей кожи, но в XIX веке получила распространение
одежда из покупных тканей.
- Огниво - приспособления для высекания огня при помощи кресала и кремня
- Светильник
В покрое одежды присутствуют два типа: распашные левопалые халаты (характерные
для народов Амуро-Сахалинского региона) и цельнокроеные, с вшивными рукавами.
Одежду и бытовые изделия украшали вышивкой, основным мотивом которой были геометрические
узоры с элементами зооморфного, антропоморфного и растительного орнаментов.
Шкуры оленя разной степени обработки имели широкое применение в быту. Их использовали
в качестве покрышек чума и постелей, для изготовления ковриков, сумок, амулетов.
Камусом (мехом с нижней части ног оленя) подбивали лыжи.
|