На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Friday, 15 November 2024
Туры в Санкт-Петербург и по Ленинградской области
Туры по Ленобласти
Туризм
Общая информация
Города
Крепости
Монастыри
Районы
Туры на Ладогу
Однодневные экскурсии
Санатории
Северная Ривьера
Черная Речка
Пансионаты
Балтиец
Буревестник
Восток 6
Заря
Базы отдыха
Доброе
Green Village
Кобона
Ладога
Мечта
Окуневая
Омут
Онега
Радуга
Рубин
Рябинка
Коттеджи
Вороний хутор
Мельница на Черной Речке
Мишкина Дача
Усадьба Карабаса
Obuhoff Village
Отели
Капитан Морган
Корела
М 11
Несси
ПетроСпорт
Старая Мельница
Детские лагеря
Волна
Голубое Озеро
Народ водь

Исчезающие народы России > Водь

Народ водь

Самоназвания народа - ваджалайн, ваджакко - "водь", мааватчи - "водский народ", а свой язык они называют вадьяа чеели - маачеели.

Считается, что название "ваджа" происходит от раннего прибалтийско-финского слова vakja - "колышек, клин", которое является балтийским заимствованием (латышское vadzis, литовское vagis). Он также ассоциируется с самым восточным уездом Эстонии - Вайгой (Waiga, Wagia, Vaia).

В письменных источниках народ водь впервые упоминается в 11 веке. В указе новгородского князя Ярослава (978-1054), касающемся дорог и мостов, можно найти названия Водь и Вочка, которые относятся к северо-восточным землям и месту их обитания. Южные и северо-западные племена водь, как и все прибалтийско-финские народы ранее, русские называли чудью. В средние века в Старой Ливонии вся северо-западная часть Новгородского княжества называлась Ватландией, а все родственные народы, жившие там, назывались вотсами.

Название Ватландия распространилось на запад через Старую Ливонию. Выражение pagani Watlandiae появилось в римско-католических трудах XII-XIII веков. Оно также упоминалось папой Александром III в его папской булле епископу Уппсалы (с 1181 по 1195 год) и Григорием IX в письмах архиепископу Уппсалы и епископу Линчепинга (1230). Упоминание народа водь в письменных отчетах напрямую связано с интересами иностранных держав в вотских землях.

Древняя Ватландия представляла собой в основном западную и северную Ингерманландию. Примерно к 1200 году народ водь распространился от реки Нарвы на западе до реки Ингер (Ижора) на востоке и от Финского залива на севере до нынешнего города Удова (Гдов) на юге. В 1848 году было зарегистрировано 37 водских деревень, в 1942 году - 23.

В настоящее время люди водь по-прежнему проживают в пяти деревнях Кингисеппского района Санкт-Петербургской области: Куккуси (Куровичи), Раджо (Межняки), Йыгыпера (Краколе), Лиивчюля (Пески) и Луудица (Лужичи). Последние четыре образуют группу деревень Вайпул. Некоторые води живут в родной деревне только летом, а зиму проводят в городах (Кингисепп, Санкт-Петербург, Нарва).

Население

Быстрое и необратимое сокращение численности народа водь можно проследить с середины 19-го века, когда появились первые данные о нем. Води никогда не было очень много; тем не менее, они пережили войны, голод и эпидемии, а также потери от ассимиляции (эстонизацию, но в гораздо большей степени - русификацию). Главный поворотный момент, по-видимому, произошёл в середине 19-го века. Примечателен тот факт, что, в то время как численность карелов, ижорцев и вепсов значительно возросла, численность народа водь сократилась более чем в пять раз. Начиная с 1939 года, представители водь не учитывались при переписи населения, и любые данные о них были получены только от учёных.

Антропологически народ водь принадлежит к восточно-балтийской расе. Как правило, у них светлые волосы и голубые глаза. Внешне они не отличаются от ижорцев или финнов. Своим более открытым нравом и живой речью они напоминают эстонцев.

Язык

Водский язык является ближайшим родственником эстонского языка. Можно выделить западный, восточный (основные диалекты), куккусский и кревинский диалекты. На западном диалекте также говорят в деревнях Вайпул, а на диалекте куккуси - ижорском языке, на который повлиял водский язык, - в деревне Куккуси. Кривинский диалект, водский лингвистический анклав в Латвии, уже вымер в Курляндии к середине 19-го века, а последние носители восточного диалекта умерли в Итчепяйве (Ицепино) в 1960-х годах.

Характерной чертой народа водь было многоязычие, а не двуязычие. Между родственными языками (водским, ижорским, финским, эстонским) нет непреодолимого барьера, препятствующего взаимопониманию; кроме того, води понимали и русский.

История

Водь - старейший народ Ингерманландии, упоминаемый в литературных источниках. Они произошли в первом тысячелетии от северных эстонцев, которые жили на восточном берегу реки Нарва и Чудского озера. Они поддерживали контакты с восточной и северо-восточной Эстонией, о чем свидетельствуют, по крайней мере, диалекты кодавере и люганусе-йыхви в эстонском языке. Сравнительно небольшие племена водь никогда не составляли ни единой нации, ни отдельной административной единицы. Их земли располагались вблизи основных торговых путей с Востока на Запад. Самые ранние археологические находки были найдены на Ижорском плато, между Кингисеппом и Гатчиной (IV-VII вв.)

Во второй половине первого тысячелетия восточнославянские племена достигли земель народа водь. Основание Новгорода (самые ранние данные относятся к 859 году) означало укрепление иностранной державы и получение дани от води. В 1069 году есть информация о попытке полоцких князей освободиться от уплаты дани, когда войско полоцкого князя Всеслава напало на Новгород. Они потерпели поражение. Позже, по мере расширения власти Новгородской республики (1136-1478), их зависимость от неё усиливалась. Несмотря на то, что поначалу языком новгородского вече (общественного собрания) был "чудский", военное и политическое превосходство все больше и больше распространялось на русский язык. В 1149 году ополчение народа водь приняло участие в походе из Новгорода против народа Хяме в Финляндии. Вероятно, они участвовали в других военных кампаниях из Новгорода - в сражениях против шведов в 1240 и 1248 годах и против тевтонских рыцарей в 1241, 1242 и 1269 годах. Начиная с 1270 года, води и ижорцы регулярно упоминаются в составе новгородских войск.

Однако были и другие иностранцы, которые стремились заполучить Ингерманландию. Долгое время русские находились в состоянии вооружённого конфликта со Швецией. Мир наступил только после заключения в 1323 году Паккинасарского договора, который определил границы обеих стран.

В 1240 году немцы основали крепость Каприо (Копорье) и провели несколько кампаний в период с 1444 по 1447 год. Прочного плацдарма им так и не удалось захватить. От амбиций иностранных интервентов страдало в первую очередь местное население. Когда в 1241 году новгородцы захватили Каприо, води и чуди (северо-западные води) были повешены за сотрудничество с немцами. В 1440-х годах рыцарь Хайденрайх Винке фон Оверберг депортировал военнопленных из Ватландии в Курляндию. В Латвии их называли креевиш (кривиньш - «русский»).

Монах Илья и более поздний миссионер Никифор усердно трудились (проводили массовые крещения, уничтожали священные рощи и места жертвоприношений язычников), чтобы сделать народ водь добрыми христианами. Примерно в это время имена собственные води были изъяты из употребления. Русские христианские имена, данные православной церковью и используемые в адаптированной форме, стали нормой.

По условиям Столбовского мирного договора 1617 года Ингерманландия была признана территорией Шведского королевства. Шведы также стремились использовать религию, пропагандируя лютеранство, для более прочного присоединения новых территорий к Швеции. Однако часть води перешла через границу на российскую сторону. Свободные территории были заселены крестьянами, привезёнными из юго-восточной Финляндии. Разница в вероисповедании сохранилась - ингерманландцы протестанты, в то время как води и ижорцы остались православными. Со времён шведского владычества сохранилось множество легенд и преданий (рассказы о шведских сокровищах и гробницах). Вероятно, этот период значил для народа водь нечто большее, чем просто жалкая жизнь в условиях религиозного угнетения.

Роль води в Новгородском княжестве, по-видимому, была значительной. В городе были Чудская улица, а Водская дорога вела на север. Город был разделён на пять «концов», и один из них, по-видимому, находился в Вотиче на пути к земле води. В городе располагалась ганзейская торговая контора, и поддерживались оживлённые торговые отношения как с восточными, так и с западными купцами. Похоже, что администрация не сильно вмешивалась в жизнь своих подданных, и постепенно народ водь смирился с новгородским господством на их земле. Статус славянской державы сделал её язык привлекательным сначала для водской знати, а затем и для всех остальных. Началось распространение русского языка.

В 1478 году Великое княжество Московское в сражении победило новгородское войско. Завоёванное княжество было разделено на пять частей, северная из которых называлась Вотской пятой. Её граница пролегала на западе вдоль реки Лауга до Нарвского залива, а на востоке вдоль реки Ольхава до Ладожского озера.

В 1484-1488 годах большое количество води было депортировано в Центральную Россию, а на их землях поселились русские колонисты. В то время большое внимание уделялось пропаганде православной веры, поскольку она обеспечивала твёрдую поддержку властям, а также всему процессу русификации. Для народа водь влияние Новгорода означало, помимо налогов и вассальных обязательств, также принятие греко-православной религии. Великое княжество Московское очень серьёзно отнеслось к укреплению православия (то есть к закреплению за собой земель). Для миссионерской деятельности православной церкви в 1348 году были основаны церковь и монастырь Яама (Ямбург). Тем не менее, ещё в XVI веке (1534 и 1548) новгородские архиепископы Макарий и Феодосий жаловались, что води оставались закоренелыми язычниками.

В результате Великой Северной войны Ингерманландия вновь вошла в состав России (де-факто - в 1703 году, де-юре - в 1721 году). Помимо ущерба и страданий простого люда, причинённых войной (на этот раз местные люди были депортированы в Казань), война привела к событию значительно большей значимости - основанию Санкт-Петербурга, расположенного в центре прибалтийско-финского региона на месте бывшего города Ньен (Нееванлинна).

Чем больше развивалась новая российская столица, тем больше ей требовалось рабочих, домашней прислуги, клерков и т.д. Это привело к притоку тысяч русских в Ингерманландию и слиянию людей разных национальностей. Близость столицы также привела к тому, что часть территории Ингерманландии была роздана в качестве поместий придворным и фаворитам. Из водских территорий двору принадлежала западная часть Йыгыперы (кунинкаа варта).

К середине XIX века ситуация сложилась таким образом, что многие из народа водь стали отдавать предпочтение русским песням и стилю одежды. Свобода передвижения способствовала распространению русского языка, а школьное образование и культурная жизнь (особенно в связи с близостью Санкт-Петербурга) повысили статус русского языка. Самым решающим фактором в этом процессе была Русская православная церковь, которая, несмотря на различия национальностей, объединяла людей одной церкви и влияла на их образ жизни и обычаи. Единственным разделяющим фактором оставался язык - до тех пор, пока водь не преодолела его. В 1920-х годах уже было трудно отличить водь от русского. В 1930-х годах наступил момент, когда молодые люди перестали говорить на водском языке.

Советский режим изменил всю жизнь народа водь. Наиболее трудолюбивые фермеры были депортированы, чтобы заставить других отказаться от личной собственности и вступить в колхозы. Физическое насилие сочеталось с социальной несправедливостью (только городские рабочие пользовались привилегиями), а также с религиозными и националистическими преследованиями. Домашние ремёсла были запрещены, как и владение частной лодкой. Чтобы подавить различные формы протеста, на многих людей навешивали ярлыки так называемых «врагов народа». Например, водь могли депортировать с родины за то, что он не зарегистрировался как русский.

Во время Второй мировой войны Ингерманландия была театром военных действий. Когда немцев выбили, часть прибалтийско-финских жителей была вывезена в Финляндию в качестве беженцев. Как и большинство води. После заключения мира с Финляндией СССР забрал их всех. Советские комиссары уговаривали водь, рассказывая об их родной земле и могилах предков, а если не получалось, угрожали силой вернуть обратно. Некоторым из води удалось бежать в Швецию, а те, кто вернулся, были рассеяны по всем советским провинциям вплоть до Средней Азии.

После смерти Сталина в Москву было направлено множество петиций, и в результате, начиная с 1956 года, некоторым из народа води было разрешено вернуться домой. Однако их дома уже были заняты другими людьми. Большинство россиян, живущих сейчас в древних вотских деревнях, даже не знают, кто такие водь.

Этническая культура

Народ водь - древние земледельцы и скотоводы. Жители Вайпула были рыбаками и моряками. Торговля и ремесла были неотъемлемой частью жизни води. В каждой деревне были свои кузнецы и сапожники; в Валковице изготавливали деревянные сосуды, а в Мати - глиняную посуду. Сохранились источники о работах по дереву, изготовлении бересты, лодок, берёзовой смолы, обжиге древесного угля, дёгтя и извести и т.д. Русские коробейники и ремесленники-путешественники также бывали в водских деревнях - кожевники, портные, плотники. Города предоставляли больше возможностей для води. Люди могли обучаться ремеслу в Нарве или Санкт-Петербурге (например, в морской школе, ремесленной мастерской), заниматься торговлей, заключать сделки, искать работу (женщины - в качестве домашней прислуги или медсестёр).

Древняя народная культура составляет основу самобытности води. Следует подчеркнуть, что основная часть языка, рассказывающего о ремёслах, является прибалтийско-финской. Несмотря на агрессивное чужеродное влияние (особенно русского), во всех сферах жизни преобладает сильная родная лексика. Вселенная мирного фермера отражена в водском народном календаре.

У води никогда не было письменности, собственного школьного образования или литературы. В 1930-х годах избиратели были единственным меньшинством на северо-западе России, для которого не было создано письменности. Устремления водского интеллектуала Дмитрия Цветкова в Эстонии в 1920-е годы также не увенчались успехом.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Туры в Санкт-Петербург и по Ленинградской области Отели, коттеджи и пансионаты Ленинградской области Поиск дешевых авиабилетов
Туры из Петербурга Подбор пансионата Авиабилеты

Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram