Самоназвания народа - ваджалайн, ваджакко - "водь", мааватчи - "водский
народ", а свой язык они называют вадьяа чеели - маачеели.
Считается, что название "ваджа" происходит от раннего прибалтийско-финского
слова vakja - "колышек, клин", которое является балтийским заимствованием
(латышское vadzis, литовское vagis). Он также ассоциируется с самым восточным
уездом Эстонии - Вайгой (Waiga, Wagia, Vaia).
В письменных источниках народ водь впервые упоминается в 11 веке. В указе новгородского
князя Ярослава (978-1054), касающемся дорог и мостов, можно найти названия Водь
и Вочка, которые относятся к северо-восточным землям и месту их обитания. Южные
и северо-западные племена водь, как и все прибалтийско-финские народы ранее,
русские называли чудью. В средние века в Старой Ливонии вся северо-западная
часть Новгородского княжества называлась Ватландией, а все родственные народы,
жившие там, назывались вотсами.
Название Ватландия распространилось на запад через Старую Ливонию. Выражение
pagani Watlandiae появилось в римско-католических трудах XII-XIII веков. Оно
также упоминалось папой Александром III в его папской булле епископу Уппсалы
(с 1181 по 1195 год) и Григорием IX в письмах архиепископу Уппсалы и епископу
Линчепинга (1230). Упоминание народа водь в письменных отчетах напрямую связано
с интересами иностранных держав в вотских землях.
Древняя Ватландия представляла собой в основном западную и северную Ингерманландию.
Примерно к 1200 году народ водь распространился от реки Нарвы на западе до реки
Ингер (Ижора) на востоке и от Финского залива на севере до нынешнего города
Удова (Гдов) на юге. В 1848 году было зарегистрировано 37 водских деревень,
в 1942 году - 23.
В настоящее время люди водь по-прежнему проживают в пяти деревнях Кингисеппского
района Санкт-Петербургской области: Куккуси (Куровичи), Раджо (Межняки), Йыгыпера
(Краколе), Лиивчюля (Пески) и Луудица (Лужичи). Последние четыре образуют группу
деревень Вайпул. Некоторые води живут в родной деревне только летом, а зиму
проводят в городах (Кингисепп, Санкт-Петербург, Нарва).
Население
Быстрое и необратимое сокращение численности народа водь можно проследить с
середины 19-го века, когда появились первые данные о нем. Води никогда не было
очень много; тем не менее, они пережили войны, голод и эпидемии, а также потери
от ассимиляции (эстонизацию, но в гораздо большей степени - русификацию). Главный
поворотный момент, по-видимому, произошёл в середине 19-го века. Примечателен
тот факт, что, в то время как численность карелов, ижорцев и вепсов значительно
возросла, численность народа водь сократилась более чем в пять раз. Начиная
с 1939 года, представители водь не учитывались при переписи населения, и любые
данные о них были получены только от учёных.
Антропологически народ водь принадлежит к восточно-балтийской расе. Как правило,
у них светлые волосы и голубые глаза. Внешне они не отличаются от ижорцев или
финнов. Своим более открытым нравом и живой речью они напоминают эстонцев.
Язык
Водский язык
является ближайшим родственником эстонского языка. Можно выделить западный,
восточный (основные диалекты), куккусский и кревинский диалекты. На западном
диалекте также говорят в деревнях Вайпул, а на диалекте куккуси - ижорском языке,
на который повлиял водский язык, - в деревне Куккуси. Кривинский диалект, водский
лингвистический анклав в Латвии, уже вымер в Курляндии к середине 19-го века,
а последние носители восточного диалекта умерли в Итчепяйве (Ицепино) в 1960-х
годах.
Характерной чертой народа водь было многоязычие, а не двуязычие. Между родственными языками (водским, ижорским, финским, эстонским) нет непреодолимого барьера, препятствующего взаимопониманию; кроме того, води понимали и русский.
История
Водь - старейший народ Ингерманландии, упоминаемый в литературных источниках.
Они произошли в первом тысячелетии от северных эстонцев, которые жили на восточном
берегу реки Нарва и Чудского озера. Они поддерживали контакты с восточной и
северо-восточной Эстонией, о чем свидетельствуют, по крайней мере, диалекты
кодавере и люганусе-йыхви в эстонском языке. Сравнительно небольшие племена
водь никогда не составляли ни единой нации, ни отдельной административной единицы.
Их земли располагались вблизи основных торговых путей с Востока на Запад. Самые
ранние археологические находки были найдены на Ижорском плато, между Кингисеппом
и Гатчиной (IV-VII вв.)
Во второй половине первого тысячелетия восточнославянские племена достигли
земель народа водь. Основание Новгорода (самые ранние данные относятся к 859
году) означало укрепление иностранной державы и получение дани от води. В 1069
году есть информация о попытке полоцких князей освободиться от уплаты дани,
когда войско полоцкого князя Всеслава напало на Новгород. Они потерпели поражение.
Позже, по мере расширения власти Новгородской республики (1136-1478), их зависимость
от неё усиливалась. Несмотря на то, что поначалу языком новгородского вече (общественного
собрания) был "чудский", военное и политическое превосходство все
больше и больше распространялось на русский язык. В 1149 году ополчение народа
водь приняло участие в походе из Новгорода против народа Хяме в Финляндии. Вероятно,
они участвовали в других военных кампаниях из Новгорода - в сражениях против
шведов в 1240 и 1248 годах и против тевтонских рыцарей в 1241, 1242 и 1269 годах. Начиная с 1270 года, води и ижорцы регулярно упоминаются в составе новгородских
войск.
Однако были и другие иностранцы, которые стремились заполучить Ингерманландию.
Долгое время русские находились в состоянии вооружённого конфликта со Швецией.
Мир наступил только после заключения в 1323 году Паккинасарского договора, который
определил границы обеих стран.
В 1240 году немцы основали крепость Каприо (Копорье) и провели несколько кампаний
в период с 1444 по 1447 год. Прочного плацдарма им так и не удалось захватить.
От амбиций иностранных интервентов страдало в первую очередь местное население.
Когда в 1241 году новгородцы захватили Каприо, води и чуди (северо-западные
води) были повешены за сотрудничество с немцами. В 1440-х годах рыцарь Хайденрайх
Винке фон Оверберг депортировал военнопленных из Ватландии в Курляндию. В Латвии
их называли креевиш (кривиньш - «русский»).
Монах Илья и более поздний миссионер Никифор усердно трудились (проводили
массовые крещения, уничтожали священные рощи и места жертвоприношений язычников),
чтобы сделать народ водь добрыми христианами. Примерно в это время имена собственные
води были изъяты из употребления. Русские христианские имена, данные православной
церковью и используемые в адаптированной форме, стали нормой.
По условиям Столбовского мирного договора 1617 года Ингерманландия была признана
территорией Шведского королевства. Шведы также стремились использовать религию,
пропагандируя лютеранство, для более прочного присоединения новых территорий
к Швеции. Однако часть води перешла через границу на российскую сторону. Свободные
территории были заселены крестьянами, привезёнными из юго-восточной Финляндии.
Разница в вероисповедании сохранилась - ингерманландцы протестанты, в то время
как води и ижорцы остались православными. Со времён шведского владычества сохранилось
множество легенд и преданий (рассказы о шведских сокровищах и гробницах). Вероятно,
этот период значил для народа водь нечто большее, чем просто жалкая жизнь в
условиях религиозного угнетения.
Роль води в Новгородском княжестве, по-видимому, была значительной. В городе
были Чудская улица, а Водская дорога вела на север. Город был разделён на пять
«концов», и один из них, по-видимому, находился в Вотиче на пути к
земле води. В городе располагалась ганзейская торговая контора, и поддерживались
оживлённые торговые отношения как с восточными, так и с западными купцами. Похоже,
что администрация не сильно вмешивалась в жизнь своих подданных, и постепенно
народ водь смирился с новгородским господством на их земле. Статус славянской
державы сделал её язык привлекательным сначала для водской знати, а затем и
для всех остальных. Началось распространение русского языка.
В 1478 году Великое княжество Московское в сражении победило новгородское войско.
Завоёванное княжество было разделено на пять частей, северная из которых называлась
Вотской пятой. Её граница пролегала на западе вдоль реки Лауга до Нарвского
залива, а на востоке вдоль реки Ольхава до Ладожского озера.
В 1484-1488 годах большое количество води было депортировано в Центральную
Россию, а на их землях поселились русские колонисты. В то время большое внимание
уделялось пропаганде православной веры, поскольку она обеспечивала твёрдую поддержку
властям, а также всему процессу русификации. Для народа водь влияние Новгорода
означало, помимо налогов и вассальных обязательств, также принятие греко-православной
религии. Великое княжество Московское очень серьёзно отнеслось к укреплению
православия (то есть к закреплению за собой земель). Для миссионерской деятельности
православной церкви в 1348 году были основаны церковь и монастырь Яама (Ямбург).
Тем не менее, ещё в XVI веке (1534 и 1548) новгородские архиепископы Макарий
и Феодосий жаловались, что води оставались закоренелыми язычниками.
В результате Великой Северной войны Ингерманландия вновь вошла в состав России
(де-факто - в 1703 году, де-юре - в 1721 году). Помимо ущерба и страданий простого
люда, причинённых войной (на этот раз местные люди были депортированы в Казань),
война привела к событию значительно большей значимости - основанию Санкт-Петербурга,
расположенного в центре прибалтийско-финского региона на месте бывшего города
Ньен (Нееванлинна).
Чем больше развивалась новая российская столица, тем больше ей требовалось
рабочих, домашней прислуги, клерков и т.д. Это привело к притоку тысяч русских
в Ингерманландию и слиянию людей разных национальностей. Близость столицы также
привела к тому, что часть территории Ингерманландии была роздана в качестве
поместий придворным и фаворитам. Из водских территорий двору принадлежала западная
часть Йыгыперы (кунинкаа варта).
К середине XIX века ситуация сложилась таким образом, что многие из народа
водь стали отдавать предпочтение русским песням и стилю одежды. Свобода передвижения
способствовала распространению русского языка, а школьное образование и культурная
жизнь (особенно в связи с близостью Санкт-Петербурга) повысили статус русского
языка. Самым решающим фактором в этом процессе была Русская православная церковь,
которая, несмотря на различия национальностей, объединяла людей одной церкви
и влияла на их образ жизни и обычаи. Единственным разделяющим фактором оставался
язык - до тех пор, пока водь не преодолела его. В 1920-х годах уже было трудно
отличить водь от русского. В 1930-х годах наступил момент, когда молодые люди
перестали говорить на водском языке.
Советский режим изменил всю жизнь народа водь. Наиболее трудолюбивые фермеры
были депортированы, чтобы заставить других отказаться от личной собственности
и вступить в колхозы. Физическое насилие сочеталось с социальной несправедливостью
(только городские рабочие пользовались привилегиями), а также с религиозными
и националистическими преследованиями. Домашние ремёсла были запрещены, как
и владение частной лодкой. Чтобы подавить различные формы протеста, на многих
людей навешивали ярлыки так называемых «врагов народа». Например,
водь могли депортировать с родины за то, что он не зарегистрировался как русский.
Во время Второй мировой войны Ингерманландия была театром военных действий.
Когда немцев выбили, часть прибалтийско-финских жителей была вывезена в Финляндию
в качестве беженцев. Как и большинство води. После заключения мира с Финляндией
СССР забрал их всех. Советские комиссары уговаривали водь, рассказывая об их
родной земле и могилах предков, а если не получалось, угрожали силой вернуть
обратно. Некоторым из води удалось бежать в Швецию, а те, кто вернулся, были
рассеяны по всем советским провинциям вплоть до Средней Азии.
После смерти Сталина в Москву было направлено множество петиций, и в результате,
начиная с 1956 года, некоторым из народа води было разрешено вернуться домой.
Однако их дома уже были заняты другими людьми. Большинство россиян, живущих
сейчас в древних вотских деревнях, даже не знают, кто такие водь.
Этническая культура
Народ водь - древние земледельцы и скотоводы. Жители Вайпула были рыбаками
и моряками. Торговля и ремесла были неотъемлемой частью жизни води. В каждой
деревне были свои кузнецы и сапожники; в Валковице изготавливали деревянные
сосуды, а в Мати - глиняную посуду. Сохранились источники о работах по дереву,
изготовлении бересты, лодок, берёзовой смолы, обжиге древесного угля, дёгтя
и извести и т.д. Русские коробейники и ремесленники-путешественники также бывали
в водских деревнях - кожевники, портные, плотники. Города предоставляли больше
возможностей для води. Люди могли обучаться ремеслу в Нарве или Санкт-Петербурге
(например, в морской школе, ремесленной мастерской), заниматься торговлей, заключать
сделки, искать работу (женщины - в качестве домашней прислуги или медсестёр).
Древняя народная культура составляет основу самобытности води. Следует подчеркнуть,
что основная часть языка, рассказывающего о ремёслах, является прибалтийско-финской.
Несмотря на агрессивное чужеродное влияние (особенно русского), во всех сферах
жизни преобладает сильная родная лексика. Вселенная мирного фермера отражена
в водском народном календаре.
У води никогда не было письменности, собственного школьного образования или
литературы. В 1930-х годах избиратели были единственным меньшинством на северо-западе
России, для которого не было создано письменности. Устремления водского интеллектуала
Дмитрия Цветкова в Эстонии в 1920-е годы также не увенчались успехом.