Коренные
народы Дальнего Востока > Хабаровский Край
Коренные народы Хабаровского Края
Самоназвание: нивгху- «люди, человек». До 1930-х гг официально назывались «гиляки». В России насчитывается 4652 нивха, из них в Хабаровском крае - 2149 человек (Николаевский и Ульчский муниципальные районы) и на севере острова Сахалин (2253 человек). Национальные сёла в Хабаровском крае: Кальма, Алеевка, Макаровка, Орель-Чля, Пуир, Тнейвах, Иннокентьевка.Нивхи - аборигенное население северной части острова Сахалин и низовьев
реки Амур. В территориальном отношении выделяются нивхи материка (Нижнего
Амура), западного и восточного побережий острова Сахалин. Эти локальные
группы имели различные диалекты языка и небольшие отличия в традиционной
культуре. Язык нивхов относят к палеоазиатским языкам. Название народа
происходит от слова ниг вынг, что означало "человек". До начала XX века
был широко распространён этноним "гиляки".
|
Поселения орочей находятся в южной части Хабаровского края, в частности, в
низовьях реки Тумнин (Ушка, Ушка-Русская) и на реках Амур и Копп. На этой обширной
территории между Нижним Амуром и Татарским проливом раньше располагались многочисленные
небольшие орочьи поселения для зимнего и летнего проживания, разделённые на
пять территориальных групп. В 19 веке в поисках лучших мест для рыбной ловли
и охоты в лесах происходили миграции на реку Амур и остров Сахалин. В первые
десятилетия 20-го века орочи покинули побережье Японского
моря и направились вглубь страны, спасаясь от войны. Наряду с ороками, орочи
являются единственным тунгусским народом нижнего Амура и Сахалина. Язык относится
к Южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Наиболее близкими родственниками
являются эвенкийский, удэгейский и негидальский языки. |
До середины XIX в. удэгейцев не выделяли в самостоятельный этнос и отождествляли с орочами. В дальнейшем стали называть по самоназванию - «удихэ/удэхе». Всего в России насчитывается 1496 удэгейцев, из них 793 в Приморском крае (сёла Красный Яр, Агзу), 620 человек в Хабаровском крае: районы им. Лазо и Нанайский. Национальные сёла: Гвасюги, Арсеньево, Рассвет. Их самоназвание - ундер, удди, удехе (udihe), кекар (Kakala - в честь
большого племени). Тунгусы, нанайцы и ульчи,
живущие в Приамурье, называли удэгейцев кяхала. В литературе используются
названия орочон и таз. Орочонский язык происходит от слова орон - "северный
олень" и означает "оленеводы", хотя разведение северных оленей особенно
не было характерным занятием удэгейцев. Название "таз", обозначающее южную
группу народов, происходит от китайского, где "Та-цзы" означает "все народы
Нижнего Амура". Удэгейцы разбросаны на обширной территории в Хабаровском
крае и в Уссурийской тайге.
|
Численность ульчи в России - 2765 человек. В основном, проживают в Ульчском муниципальном районе Хабаровского края (2621 человек). Национальные села: Булава, Дуди, Кольнём, Ухта, Богородское. В старину их самоназвание было нани - "местные", но на нанайском так называли
ближайших соседей. Чтобы избежать путаницы, в 1930-х годах народу дали искусственное
название ульч-ис, которое по ошибке использовалось в литературе 19 века.
В письменных источниках нынешних ульчей также называют мангунами. Мангу
- это местное название реки
Амур. Русские также называли их гиляками (как и нивхов). Долгое время
название "ульчи" вызывало недоумение среди местных, однако сейчас оно воспринимается
как нечто само собой разумеющееся. Антропологически ульчи являются монголоидами,
но, как правило, чистого типа не существует. Часть из них принадлежит к
так называемой сахалино-амурской группе подобно нивхам.
|
Самоназвание: орочон - «человек, владеющий оленем», илэ - «человек» До 1930-х гг. эвенков официально назывались «тунгусы». В России проживает 37843 эвенка, из них в Хабаровском крае - 4101 человек. Эвенки населяют северные территории края: Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Верхнебуреинский, им. Полины Осипенко районы. Национальные сёла: Тугур, Владимировка, Нелькан, Удское, Аим, Чекунда, Герби, Софийск, Алгазея.Эвенки - кочевой народ тунгусского происхождения. Небольшие группы эвенков
кочевали в бассейне реки Амур с середины XIX века. В 1860-х годах часть
их переселилась с материка на остров Сахалин. На острове эвенки проживали
в бассейне реки Тымь, на восточном побережье в Александровском и Корсаковском
округах. Зимой держались ближе и западному побережью, в начале лета выходили
к морю, а к августу переходили на восточное побережье, где запасали юколу.
Образ жизни и многие элементы культуры были аналогичны культуре уильта.
В отличие от айнов и нивхов, у эвенков, как и у других оленеводческих народов,
была широко распространена одежда из кожи и шкур оленя.
|
Коренные народы Хабаровского края были анимистами, то есть одушевляли все предметы
и явления живой и неживой природы. Они верили, что каждый участок тайги, животное,
река, сопка имеют своего духа-хозяина, которого можно задобрить и заручиться
его поддержкой. Для успешного рыбного промысла хозяину воды Тэму в берестяной
чаше отправляли по воде различные угощения: табак, кашу, фасоль, корни лечебных
трав. Если приношения быстро тонули, значит, Тэму принял их и обеспечит рыбаков
хорошим уловом. Для обряда изготавливали специальную посуду в форме водоплавающих
птиц. Охотник, приходя в тайгу на промысел, тоже обращался к духу-хозяину места с
просьбой дать зверя. У каждой семьи на промысловом участке было священное дерево
или небольшой грот в скале, возле которых мужчины совершали обряд - кланялись
до земли, обращались с просьбами, выкладывали жертвенные угощения. Важная роль
в промысловых обрядах отводилась духу-хозяину огня Подя. Во время трапезы ему
в костёр бросали первый кусочек еды. Охотники и рыбаки имели личные промысловые амулеты. Это могли быть шкурки животных
редкого цвета, камешки необычной формы, предмет, обнаруженный внутри добытого
зверя или рыбы. Охотники собирали и хранили связки из носиков добытых соболей,
а оленеводы - из меток (кусочки ушек) своих оленей.
Появление ребёнка в семье было важным и радостным событием в семье коренных
народов Хабаровского края. Счастливыми считались те семьи, где было много детей.
Бездетность лишала женщину полноценности; муж мог вернуть её родителям и забрать
калым, уплаченный за неё.
Беременные женщины и члены семьи соблюдали многочисленные запреты и ритуалы,
способствующие благополучным родам и сохранению жизни новорождённого. Личное
имя ребёнку давали только через несколько месяцев, а сначала пользовались кличкой.
Так пытались обмануть злых духов. Для защиты ребёнка на колыбель вешали обереги
из зубов и костей хищных животных, а детскую одежду не украшали, чтобы не привлекать
духов.
В семьях амурских жителей дети и родители относились друг к другу с большим
уважением. Взрослые очень любили детей, а дети глубоко почитали родителей. В
воспитании маленьких членов семьи принимали участие все: сначала мама, затем
старшие дети. С 7-8 лет девочки уже помогали в домашних делах, учились рукоделию,
а мальчиков брали на рыбалку и в тайгу, обучая мужским промыслам. Для них изготавливали
маленькие орудия - копье, лук со стрелами. В 12-13 лет подростки ходили на охоту
наравне со взрослыми. По случаю первой самостоятельной добычи сына в семье устраивали
праздник.
Детские игры коренных народов были направлены на подготовку детей ко взрослой
жизни, формирование навыков, необходимых для выживания в суровых условиях Севера.
Игрушками девочек были куклы в виде спинок женских халатов, а мальчикам из веток
тальника вырезали фигурки промысловых животных и богатыря-мэргэна. Общими игрушками
служили различные композиции из косточек рыб, птиц.
|