Музеи Абакана > Хакасский краеведческий музей
Хакасский национальный краеведческий музей
На крыльце Хакасского национального краеведческого музея стоит каменное изваяние из серого гранита. С него на вас округлёнными главами смотрит широконосая личина. Сначала на неё можно даже не обратить особого внимания, так как по сравнению с современными скульптурами личина выполнена без особого изящества. Неискушённому посетителю, возможно, покажется, музейщики выставили на «бесплатный показ» самое невыразительное произведение древнего ваятеля, который в силу несовершенности орудий не мог ещё достичь художественного мастерства. Но на самом деле на крыльце вас встречает экспонат, являющийся особой гордостью музея. Это изваяние относится к. уникальнейшему изобразительному искусству древности, созданному на заре бронзового века носителями, так называемой, окуневской археологической культуры (нач. II тыс. до н.э.).
Музей в настоящее время обладает целой коллекцией образов этого оригинального искусства. Она состоит из двух видов памятников изобразительного искусства.
В наши дни коллекция окуневских изваяний и стел с петроглифами в фондах Хакасского национального краеведческого музея насчитывает более 80 экспонатов. Основная их часть размещена в специализированном зале музея «Древнее искусство Хакасии». В центре зала располагается стелариум, где представлены наиболее известные и уникальные изваяния. Несколько плит с изображениями и редкие миниатюрные изваяния выставлены в экспозиции основных залов, довольно значительная часть коллекции располагается в два ряда у фасада здания музея. Вместе со стелами других эпох они образуют целую аллею древних изображений на камне, доступных для осмотра любому прохожему.
Начало создания коллекции обязано с именем археолога Музея Альберта Николаевича Липского, начавшего работать здесь с 1943 года. За период с конца 1940-х до начала 1970-х годов им было свезено из 113 разных уголков Хакасии более 60 изваяний и стел.
Они в настоящее время составляют основу коллекции, в которую входят уникальные изваяния — «Верхбиджинский баран», «Ширинское изваяние», «Онхаковская стела», «Киме тас», «Хыс Тас». Многие изваяния А. Н. Липский навохил лежащими в степи, другие выкапывал из курганов поздних эпох, в которые они были переиспользованы. Также им были переданы в фонды музея плиты с Окуневскими изображениями, которые он нашёл в ходе раскопок таких курганов, как Тас Хаза и большое Камыштинское кольцо.
Многое, особенно это касается символов и фантастических персонажей каменных стел, изначально вызывает трудности в понимании смысла и значения. Познание этих изображений требует более сложных умозаключений, связанных с ассоциациями, метафорами и творческим подходом. При том у разных исследователей их осмысление может привести к различным результатам. Например, наиболее распространённые символы, обычно называемые солярными знаками, могут трактоваться по-разному. Некоторые считают, что они изображают солнце или небесные светила, другие - эзотерические чакры или символ, обозначающий некий космический закон, связывающий в единое целое все части Мира и природные явления. Или, например, вопрос об интерпретации личины знаменитой Онхаковской стелы и подобных ей. Многие ученые уверены, что подобные изображения показывают солнцеликое божество. В то же время Э. Б. Вадецкая считает отходящими линиями от лица показаны не солнечные лучи, а волосы женщины.
Следовательно, в вопросе понимания искусства окуневских изваяний и каменных стел разброс мнений довольно широкий. Например, Сергей Владимирович Киселёв в своё время считал, что основная часть изображённых на каменных стелах личин олицетворяет космического быка - предка, являвшегося при том символом солнца. Михаил Петрович Грязнов, наоборот, в них видел не мужчин, а женщин – прародительниц, имевших как человеческие, так и животные черты. А. Н. Липский полагал, что изображения на каменных изваяниях и стелах - это лики разных божеств и духов. Он выделял среди них такие божества, как божество-солнце (Онхаковская стела), хозяев местности, женские божества, являющиеся хранительницами детских душ и идолы, покровительствующие роду. Впоследствии появилась точка зрения, высказанная Э. Б. Вадецкой, что основная масса изваяний с личинами олицетворяет собой женских предков и, возможно, ушедших в иной мир шаманок облачённых, в ритуальный наряд.
Все линии на личине и «третий глаз» - то ритуальная раскраска или маска. Рога, уши, а также другие отростки, уходящие вверх от личины, показывают головной убор служительницы культа. Некоторые из этих шапок вверху заканчиваются маской человека или барана.
|