Достопримечательности Хакасии > Каменные стелы
Каменные стелы В наши дни коллекция окуневских изваяний и стел с петроглифами в фондах Хакасского национального краеведческого музея насчитывает более 80 экспонатов. Основная их часть размещена в специализированном зале музея "Древнее искусство Хакасии". В центре зала располагается стелариум, где представлены наиболее известные и уникальные изваяния. Несколько плит с изображениями и редкие миниатюрные изваяния выставлены в экспозиции основных залов, довольно значительная часть коллекции располагается в два ряда у фасада здания музея. Вместе со стелами других эпох они образуют целую аллею древних изображений на камне, доступных для осмотра любому прохожему.
Начало создания коллекции обязано с именем археолога Музея Альберта Николаевича
Липского, начавшего работать здесь с 1943 года. За период с конца 1940-х до
начала 1970-х годов им было свезено из 113 разных уголков Хакасии более 60 изваяний
и стел.
Они в настоящее время составляют основу коллекции, в которую входят уникальные изваяния - "Верхбиджинский баран", "Ширинское изваяние", "Онхаковская стела", "Киме тас", "Хыс Тас". Многие изваяния А. Н. Липский навохил лежащими в степи, другие выкапывал из курганов поздних эпох, в которые они были переиспользованы. Также им были переданы в фонды музея плиты с Окуневскими изображениями, которые он нашёл в ходе раскопок таких курганов, как Тас Хаза и большое Камыштинское кольцо.
Многое, особенно это касается символов и фантастических персонажей каменных стел, изначально вызывает трудности в понимании смысла и значения. Познание этих изображений требует более сложных умозаключений, связанных с ассоциациями, метафорами и творческим подходом. При том у разных исследователей их осмысление может привести к различным результатам. Например, наиболее распространённые символы, обычно называемые солярными знаками, могут трактоваться по-разному. Некоторые считают, что они изображают солнце или небесные светила, другие - эзотерические чакры или символ, обозначающий некий космический закон, связывающий в единое целое все части Мира и природные явления. Или, например, вопрос об интерпретации личины знаменитой Онхаковской стелы и подобных ей. Многие ученые уверены, что подобные изображения показывают солнцеликое божество. В то же время Э. Б. Вадецкая считает отходящими линиями от лица показаны не солнечные лучи, а волосы женщины.
Следовательно, в вопросе понимания искусства окуневских изваяний и каменных
стел разброс мнений довольно широкий. Например, Сергей Владимирович Киселёв
в своё время считал, что основная часть изображённых на каменных стелах личин
олицетворяет космического быка - предка, являвшегося при том символом солнца.
Михаил Петрович Грязнов, наоборот, в них видел не мужчин, а женщин - прародительниц,
имевших как человеческие, так и животные черты. А. Н. Липский полагал, что изображения
на каменных изваяниях и стелах - это лики разных божеств и духов. Он выделял
среди них такие божества, как божество-солнце (Онхаковская стела), хозяев местности,
женские божества, являющиеся хранительницами детских душ и идолы, покровительствующие
роду. Впоследствии появилась точка зрения, высказанная Э. Б. Вадецкой, что основная
масса изваяний с личинами олицетворяет собой женских предков и, возможно, ушедших
в иной мир шаманок облачённых, в ритуальный наряд.
Все линии на личине и "третий глаз" - то ритуальная раскраска или маска. Рога, уши, а также другие отростки, уходящие вверх от личины, показывают головной убор служительницы культа. Некоторые из этих шапок вверху заканчиваются маской человека или барана.
|