Музей истории
Восточно-Сибирской железной дороги > Паровозы
Сибирские паровозы
Самыми первыми локомотивами, поступавшими на ещё строившуюся Восточно-Сибирскую
дорогу, были трёхосные (шестиколёсные) паровозы Невского и Коломенского заводов.
В самом начале XX в. на Сибирской дороге работали паровозы следующих серий:
Это были восьмиколесные и шестиколёсные паровозы, в том числе системы «комплунд».
С 1900 г. до 1906 г. в пределах нашей дороги действовала железнодорожная переправа
через озеро Байкал, где паровозы не только
грузили составы в ледокол «Байкал», но и сами перевозились на ледоколе.
На дороге имелось несколько горных участков: Ачинск - Нижнеудинск (744 км),
Зима - Половина (230 км), Кижинский перевал (14,5 км) и Большой Луг-Сардянил.
Паровозы водили составы на участке Чернореченская – Нижнеудинск в составе 40
пассажирских осей.
С 1915 г. на дороге работали паровозы серии С. Первые паровозы этой серии были
выпущены в 1910 г. Сормовским заводом.
В 1915 г. в связи с первой мировой с войной страна остро нуждалась в паровозах.
Правительством было принято решение «разместить заказ» в США и Канаде на изготовлен
400 товарных паровозов типа 1-5-0 (на заводе Балдвина в Филадельфии, Американской
паровозостроительной компании АЛКО) в Скенектади и Канадской паровозостроительной
компании в Кингстоне).
Парк паровозов на 1 января 1923 состоял из паровозов серий: А - 1 единица, Ж-38
единиц, И -37 единиц, К-27 ед. E- 83 ед., 0 - 94е д., «Фита» - 15 ед. Ы- 15
ед., Т- 5 ед.
В соответствии с местом изготовления паровозам была присвоена серия Еф (No
1 - 250), Ес, Ек... (С 1916 г. поставлялись паровозы серии Ел). Первые «американцы»,
или, как их прозвали за внешний вид, «верблюды» на нашей дороге появились в
депо ст. Слюдянка в 1926 г.
С 1925 г. советская промышленности сначала выпуск паровозов серии Су (Сормовский
усиленный). С небольшими перерывами они выпускались до начала 50-х гг Паровозы
серии Су типа 1-3-1 были основными и единственными пассажирскими паровозами
п 1930 - 1940 т. на Восточно-Сибирской дороге. Они обслуживали все тяговые плечи
дороги.
Конструкционная скорость была доведена до 75 км/час. В 1938 г. такой паровоз
выпустил Улан-Удэнский завод. В 1943 г. он был модернизирован и получил серию
СОу (усовершенствованный).
В начале 1940/ гг. эти могучие машины работали и на Восточно-Сибирской железной
дороге. Конструктивные решения, применённые в паровозе, были крупным шагом вперёд
в паровозостроении. На паровозе имелась топка с камерой догорания, углеподатчик,
пароперегреватель, новое рессорное подвешивание и многие другие технические
новинки. Паровоз обладал мощностью в 3 тыс. л. с. Конструкционная скорость была
доведена до 85 км/час. Шестиосный тендер вмещал 49 куб. м воды и 22 т угля.
Нагрузка на рельсы от колеса составляла 20 тс.
После войны на смену грузовым паровозам серии СО пришли паровозы серии Атипа
1-5-0. В 1947 г. Ему была присвоена серия А во фамилии главного конструктора
А.С. Лебединского. Паровозы имели хорошие эксплуатационные свойства и работали
на значительной части российских железных дорог. Среди обывателей они имели
ласковое название – «Лебедянка». Серия А на ВСЖД увековечена несколькими памятниками: в порту Байкал, в Нижнеудинске
на пьедестале стоит Л-4729, в Черемхове - Л-1183, на Детской железной дороге
(г. Иркутск) - А-3507 и Слюдянке перед локомотивным депо - 4046. С 1950 г. начался выпуск одной из последней российской серии паровозов серии
ПЗ6 типа 2-4-2. По техническим характеристикам этот паровоз значительно превосходил
паровозы других серей. Его конструкция отличалась изяществом и оригинальностью
Общая масса паровоза составляла 135 тонн (сцепная - 751). Диаметр движущих колёс
1850 мм. Конструкционная скорость 125 мм. В середине 1950-х годов на ВСЖД работали паровозы типа 1-5-1 серии АВ (индекс
означает, что паровоз построен с учётом опыта создания эксплуатации паровоза
серии А, но по чертежам Ворошиловградского завода). АВ работали на участке Зима
- Тайшет.
|