На главную страницу сайта
(495) 363 35 12

Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Friday, 18 April 2025
Экскурсионные и активные туры на Байкал
Туры на Байкал
Города
Байкальск
Иркутск
Туризм
Общая информация
Турбазы и пансионаты
Ангара
Байкало-Ленский заповедник
Витимский заповедник
Музей Тальцы
Паровозы Восточно-Сибирской железной дороги

Музей истории Восточно-Сибирской железной дороги > Паровозы

Сибирские паровозы

Самыми первыми локомотивами, поступавшими на ещё строившуюся Восточно-Сибирскую дорогу, были трёхосные (шестиколёсные) паровозы Невского и Коломенского заводов.

В самом начале XX в. на Сибирской дороге работали паровозы следующих серий: Это были восьмиколесные и шестиколёсные паровозы, в том числе системы «комплунд».

С 1900 г. до 1906 г. в пределах нашей дороги действовала железнодорожная переправа через озеро Байкал, где паровозы не только грузили составы в ледокол «Байкал», но и сами перевозились на ледоколе.

На дороге имелось несколько горных участков: Ачинск - Нижнеудинск (744 км), Зима - Половина (230 км), Кижинский перевал (14,5 км) и Большой Луг-Сардянил. Паровозы водили составы на участке Чернореченская – Нижнеудинск в составе 40 пассажирских осей.

С 1915 г. на дороге работали паровозы серии С. Первые паровозы этой серии были выпущены в 1910 г. Сормовским заводом.

В 1915 г. в связи с первой мировой с войной страна остро нуждалась в паровозах. Правительством было принято решение «разместить заказ» в США и Канаде на изготовлен 400 товарных паровозов типа 1-5-0 (на заводе Балдвина в Филадельфии, Американской паровозостроительной компании АЛКО) в Скенектади и Канадской паровозостроительной компании в Кингстоне).

Парк паровозов на 1 января 1923 состоял из паровозов серий: А - 1 единица, Ж-38 единиц, И -37 единиц, К-27 ед. E- 83 ед., 0 - 94е д., «Фита» - 15 ед. Ы- 15 ед., Т- 5 ед.

В соответствии с местом изготовления паровозам была присвоена серия Еф (No 1 - 250), Ес, Ек... (С 1916 г. поставлялись паровозы серии Ел). Первые «американцы», или, как их прозвали за внешний вид, «верблюды» на нашей дороге появились в депо ст. Слюдянка в 1926 г.

С 1925 г. советская промышленности сначала выпуск паровозов серии Су (Сормовский усиленный). С небольшими перерывами они выпускались до начала 50-х гг Паровозы серии Су типа 1-3-1 были основными и единственными пассажирскими паровозами п 1930 - 1940 т. на Восточно-Сибирской дороге. Они обслуживали все тяговые плечи дороги.

Конструкционная скорость была доведена до 75 км/час. В 1938 г. такой паровоз выпустил Улан-Удэнский завод. В 1943 г. он был модернизирован и получил серию СОу (усовершенствованный).

В начале 1940/ гг. эти могучие машины работали и на Восточно-Сибирской железной дороге. Конструктивные решения, применённые в паровозе, были крупным шагом вперёд в паровозостроении. На паровозе имелась топка с камерой догорания, углеподатчик, пароперегреватель, новое рессорное подвешивание и многие другие технические новинки. Паровоз обладал мощностью в 3 тыс. л. с. Конструкционная скорость была доведена до 85 км/час. Шестиосный тендер вмещал 49 куб. м воды и 22 т угля. Нагрузка на рельсы от колеса составляла 20 тс.

После войны на смену грузовым паровозам серии СО пришли паровозы серии Атипа 1-5-0. В 1947 г. Ему была присвоена серия А во фамилии главного конструктора А.С. Лебединского. Паровозы имели хорошие эксплуатационные свойства и работали на значительной части российских железных дорог. Среди обывателей они имели ласковое название – «Лебедянка».

Серия А на ВСЖД увековечена несколькими памятниками: в порту Байкал, в Нижнеудинске на пьедестале стоит Л-4729, в Черемхове - Л-1183, на Детской железной дороге (г. Иркутск) - А-3507 и Слюдянке перед локомотивным депо - 4046.

С 1950 г. начался выпуск одной из последней российской серии паровозов серии ПЗ6 типа 2-4-2. По техническим характеристикам этот паровоз значительно превосходил паровозы других серей. Его конструкция отличалась изяществом и оригинальностью Общая масса паровоза составляла 135 тонн (сцепная - 751). Диаметр движущих колёс 1850 мм. Конструкционная скорость 125 мм.

В середине 1950-х годов на ВСЖД работали паровозы типа 1-5-1 серии АВ (индекс означает, что паровоз построен с учётом опыта создания эксплуатации паровоза серии А, но по чертежам Ворошиловградского завода). АВ работали на участке Зима - Тайшет.

 
Чат с менеджером

Скидки предоставляются:

  • Пенсионерам и ветеранам
  • Турагентствам
  • Именинникам в День Рождения и следующий день
  • Постоянным клиентам
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram