Крымские караимы
В разгар Великой Отечественной войны нацисты вызвали трех профессоров-евреев,
которые были заключены в Варшавское и Вильнюсское гетто, и велели им высказать
своё мнение по предмету, который они изучали всю свою жизнь. Вопрос заключался
в том, являются ли крымские караимы евреями или нет?
В серии дебатов с ведущими учёными каждый из них независимо дал отрицательный
ответ, который во многом противоречил всему, что они говорили ранее за свою
долгую научную карьеру. Их звали Мейер Балабан, Ицхак Шипер и Зелиг Калманович.
Никто из них не пережил Холокоста.
Но караимом это спасло – после дебатов нацисты классифицировали их как «нечистых»,
но не заслуживающих уничтожения. Они даже разрешили открыть кенассу в Евпатории,
который был закрыт большевиками, разрешив богослужения на иврите! А вот все
крымские евреи, захваченные нацистами в плен, были убиты.
Сегодня численность караимов составляет около 2000 человек, из них 650 проживают
в Крыму - в основном в Евпатории и Феодосии. Хотя их лидеры отрицают это, название
народа, вероятно, происходит от древнееврейского слова, означающего «читатель».
Первоначально это была раннесредневековая еврейская секта в Багдаде, которая
отвергала Талмуд, считая Ветхий Завет единственным источником святой мудрости.
Никто точно не знает, как учение караимов распространилось в Крыму, но к средневековью
оно стало второй по значимости религией для тюркского населения Крыма после
ислама.
Учение караимов в древности смешалось с шаманизмом и языческими верованиями
древних тюрков. По сей день караимы поклоняются священным дубовым рощам и называют
своего бога Тенгри, как это делали их доиудаистские предки. Говоря на чистом
древнетюркском, караимы даже привнесли 330 слов в современный турецкий язык,
когда Кемаль Ататюрк избавлялся от арабских слов в 1920-х годах.
|