Традиции кельтов
> Короли кельтов
Короли кельтов
К концу II века до н. э. первобытно-общинный строй в племенах кельтов сменился
государственным. В выборе короля участвовали все взрослые. Семейная община состояла
из потомков одного предка; каждый член рода наследовал королевский трон, кроме
калеки или душевнобольного. Король решал политические, экономические, юридические
и даже религиозные вопросы. Государство разделялось на королевства, каждое из
которых имело собственное название, цвет флага и сакральный обряд. Коннахт, например,
имел темно-бордовый цвет, означающий мудрость, белый цвет Улада символизировал
битву; а зеленый цвет Лейстера — изобилие.
Ирландский король принимал власть, сочетаясь браком с белой кобылой. По окончании
церемонии он перерезал «жене» горло, затем мясо зарезанной лошади варилось в
огромном котле. В начале пиршества короля купали в бульоне и всем племенем съедали
конину.
С течением времени власть племенных монархов ослабела, уступив место совету
аристократии, в полномочия которого входили судебные разбирательства. Среди
представителен правящего клана (Аос Дана) были судьи, медики и филиды (поэты
и прорицатели). За вознаграждение последние сочини ли хвалебные оды, посвященные
королю. Получив недостаточную плату, филид мог написать «песнь поношения», что
было позором для царя. Поэты часто шантажировали богачей, угрожая им публичным
оглашением в случае отказа выдать требуемую сумму.
Короли отдельных племен часто просили участия Рима в междоусобных войнах, упростив
римлянам завоевание Галлии. Одними из первых единое государство создали эдуи,
жившие тогда в Южной Галлии.
Прибыв в Галлию, Цезарь выразил недовольство по поводу отлаженного порядка клиентелы
— системы, предусматривавшей выгоду патрона и порабощение клиента. Во время
восстания против римского владычества многочисленные клиенты оказали содействие
патронам в разгроме римских легионов.
Цезарь описывает сражение, проходившее под предводительством Виридовика; «Отовсюду
из Галлии Трехликое божество сошлось огромное множество грабителей и разбойников,
которых надежда на грабеж и стремление к войне отозвали от занятий сельским
хозяйством и каждодневного труда».
|