Традиции
кельтов > Религия кельтов
Религия кельтов
До наших дней дошли книги друидов
кельтов: «Учение Мерлина» (практическая магия) и «Кельтский древесный гороскоп».
У кельтов существовал каннибализм.
Известны случаи, когда сыновья съедали мясо покойного отца. У поверженного врага
кельтские воины вынимали мозг и съедали его сырым. Сочетание дикости и высокой
культуры, встречавшееся у майя и ацтеков, дает основание для гипотезы о единых
предках этих народов.
Многие строения кельтов украшены рельефами, изображающими Анку — правителя
загробного мира. По старинным поверьям, человек, встретивший Анку ночью, обречен
на скорую смерть. Кельты без страха ожидали смерть, веря в переселение душ.
Помимо легенд, загадки кельтских мифов раскрывают надгробные эпитафии, развалины
храмов и медные деньги. Во время римского господства в Галлии были уничтожены
многие рукописи, но в ирландских и валлийских религиозных традициях сохранились
ценные памятники культуры кельтов. Ирландские саги, созданные в VIII—IX веках,
несут на себе отпечаток христианства и дают представление об основных принципах
мироздания древней цивилизации кельтов. Там упоминается кельтский бог Езус —
злобное и кровожадное божество, требовании неисчислимых человеческих жертв. Он
считался богом войны. Слово "Езус" в переводе с индоевропейского означает
"добрый бог».
Образ Езуса был связан с растениями ведь, совершая жертвоприношение, обреченного
вешали на дереве. Езус изображался бородатым или безбородым старцем, лежащим
под деревом с серпом или топором в руке. Иногда Езус представал в обличье быка
с тремя птицами сзади.
Существует предположение, что Езус послужил прообразом христианского бога Иисуса
Христа.
Вторым по важности среди кельтских богов был Таранис — бог грома. Он требовал
человеческих жертв, которых убивали в огне.
Таранис изображался гигантом, держащим в руке круг или спирали. Бог Тевтат
покровительствовал воинам и мирным жителям. В этом случае на жертвенный алтарь
приносили утопленников. Каждое племя имело собственного покровителя.
Сохранились только их имена: Эпона, Суцелл Нантосвельта, Розмерта, Цернунна.
Из саги «Вторая битва при Мойтуре» можно многое узнать об ирландских богах,
о племенах богини Дану, которые сражались с демонами, однорукими и одноглазыми
форморами. Эти боги обитали на «острове со стеклянной башней". Согласно
легенде, в битве при Маг Туиред Дану победили форморов и навсегда изгнали их
из Ирландии.
В ирландских сагах часто упоминается о соперничестве простых смертных и сидов
— существ, живущих под землей и наделенных высшей властью. Люди пытались породниться
с богами, но их неизменно ждала гибель. Фоморы, продолжившие традиции ванов,
скандинавских богов плодородия, вступали в брак с родными сестрами.
В результате кровосмешения у них рождались дети, наделенные даром пророчества
и колдовства. Кельты не подозревали о шарообразности Земли. Они представляли
мир в виде пяти плоскостей, опирающихся на вертикальный столб. Такое Мировое
древо состояло из священных деревьев, которые особо почитались ирландскими кельтами.
Древо мира содержало в себе высшую божественную мудрость Валлийские бардовские
тексты гласят: «Три вещи необходимы для всего, что живо: рождение в Аннуне,
рост в Абреде и полнота на небесах, то есть в круге Гвинвид; ничто не существует
вне этих трех вещей, кроме бога».
Это показывает представление кельтов об истоках мироздания. Их Вселенная состоит
из Нижнего мира — мира мертвых, Среднего — мира живых и Верхнего — мира богов.
Эта триада олицетворяет бесконечность окружающего пространства, «где жизнь сильнее
смерти и где все существующее порождено жизнью».
Религиозные представления кельты воплощали в Самайн, праздник Нового года. Церемония
проходила в священных комнатах (в Ирландии их было пять). Ее сюжетом служил
поединок бога-громовержца с врагом, роль которого исполнял самый храбрый воин.
По ходу действия приносились жертвы: в огонь бросали посуду, домашних животных,
иногда людей.
Некоторые сведения о кельтской культуре можно получить из ирландских саг, в
которых содержатся рассказы о подвигах предводителя уладов Конхобара, героев
Кухулина, Фергуса и Коналла, живших на севере Ирландии.
Сюжет кельтских саг построен на основе мотивов таинственных испытаний, борьбы
против сил зла и путешествий в потусторонний мир. Бран (ворон), популярный образ
ирландской саги, переплыл океан и достиг острова Блаженных в загробном мире.
|