Средневековые города Италии > Бари
Город Бари
Бари (400 тыс. ч.) в настоящее время — второй город южной Италии
после Неаполя. Бари очень активен в торговле
с Востоком и Ближним Востоком; ежегодно в сентябре здесь проходит одна из важнейших
в Европе Фьсра дель Леванте (Выставка Востока).
В древности, в Средневековье, город Бариум был центром византийской власти
в Южной Италии, а в 1070 г. был завоёван Роберто Гвискардо. С 1324 г. по 1558
г. Бари был центром независимого феодального владения, а затем ещё раз стал
владением Неаполитанского королевства. После завоевания города Джоаккино Мура
планировал здесь строительство нового современного города: Борго Нуово, который
является интересным примером новой планировки.
Хороший образец апулийской архитектуры - собор Сан Сабино,
построенный в конце XII в На фасаде выделяется резное окно; в интерьере - кафедра
XI XII ни., которая является прототипом апулийского романскою стиля. Большой
фасад окаймлён двумя башнями. С левой стороны открываются ворота львов (XII
в.): капители изображаю! 12 месяцев. Интерьер храма очень просторный. Замечательный
иконостас отделяет хор от центрального нефа; на алтаре - дароносица 1150 г.
В цен трал иной абсиде - пол с мозаикой (начало XII в) и кафедра епископов (конец
XI в). В крипте хранятся мощи покровителя города св Николы.
Археологический музей (Пьяцца Умберто I - Палаццо Атенео,
часы работы: 9-14. Выходной день понедельник). Вазы, керамика, доисторические
изделия.
Гипсотека (Кастелло ди Федерико Пьяца Федерико II 114,
часы работы: 9-13. Выходной день - понедельник). Копии апулийский статуй и порталов.
Картинная галерея провинции (Лунгомарс Сан Сауро - Палаццо
делла провинча, часы работы: 10-13, 17-19. Выходной день - понедельник). Полотна
XIII в, XVI-XVII вв. и XVIII в.
В 40 км от Бари находятся знаменитые гротте ди Кастеллана - пещеры
Кастеллана - одни из самых красивых в Европе.
Недалеко от них (67 км от Бари) - городок Алберобелло с "трудли"
- типичными белыми домиками цилиндрической формы и с темными конусообразными
крышами. Обычно в "трулли" несколько комнат, и они окружены очень живописной
природой: миндальными деревьями, оливковыми рощами и, особенно, виноградниками.
Базилика
Столица Апулии стала главной обителью Николая Чудотворца - воистину святым
местом, где покоятся его мироточивые мощи. Горячее народное почитание Святителя
выражено и в богатейшем достоянии (некогда ещё более богатом) - в изделиях из
золота, серебра, драгоценных камней, смальты, в миниатюрах рукописей, в реликвиях
Сокровищницы базилики. В самой базилике доминирует "золотое небо", плафон, вырезанный
и расписанный Карло Роза в 1661-1662 гг., с циклом из жития Св. Николая и из
местных преданий. Среди живописных работ - прекрасная картина Б. Виварини (1476),
настоящий паломнический маршрут в образах; большое популярное полотно с "темноликим"
Святителем, считавшимся в Бари его "истинным образом" (неизвестный художник
XVII в.), икона криткого иконописца Андрея Рикоса (XVI в.) с Божией Матерью
Страстной и с Иоанном Богословом (и со Св. Николаем). В правом трансепте высится
серебряный барочный алтарь, переплавленный, к сожалению, в 1682 г. из другого
алтаря - подарка сербского царя Уроша II Милютина в 1319 г. - вместе с лампадами,
ризами и бюстом Святого.
Для тысяч паломников эмблемой базилики стала величественная статуя Святого
Николая в левом нефе, со смуглым ликом и с проникновенным взглядом, в торжественных
облачениях и с традиционным атрибутом, тремя золотыми шариками (работа Дж. Кореи;
1794 г.).
Пещеры и «Трулли»
В 40 км от Вари находятся знаменитые гротте ди Кастеллана — пещеры Кастеллана,
одни из самых красивых в Европе. Рядом с ними (67 км от Бари) — городок Алберобелло
с «трулли» — традиционными светлыми домиками цилиндрической формы и с темными
конусообразными крышами. Обычно в «трулли» несколько комнат, и они окружены
очень живописной природой: миндальными деревьями, оливковыми рощами и, особенно,
виноградниками. Центр паломничества
"Якобеи" - так в средневековой Европе назывались (по крайней мере, согласно
Данте) путники, шедшие в Компостелу. "Николаяне" не существовали - в
любом случае, под таким названием. Но многочисленные паломники отправились к
Св. Николаю в Бари, как только узнали о перенесении туда мощей великого Архиерея
Божьего, спасённых в мае 1087 г. от наступавших на Ликию орд турок-сельджуков.
Паломники отправились в путь по уже протоптанной "дороге франков", шедшей частично
по древнеримским Аппиевой и Траяновой дорогам к Адриатическому берегу и к портам,
откуда отправлялись корабли в Святую Землю. Теперь и эти "франки" останавливались
в Бари как в новом святом месте для христиан. Как мощи Апостола Иакова в Компостеле
преобразили этот уголок Галисии, так и мироточивые мощи Святителя Николая в
Бари сделали из этого апулийского порта оживлённый перекрёсток дорог паломников,
шедших с севера на юг и с востока на запад, с гор в долины и с морей на сушу.
Чудотворный светоч засиял, как луч на морской глади: Святой Николай пришёл на
помощь страждущему паломнику, который веками, вплоть до нынешнего дня, идёт
по обетным тропам в Бари, где перед ним предстаёт смуглый лик с высоким лбом,
седыми кудрями бороды, отеческим взглядом, золотым нимбом - этот лик, в виде
иконы или образка - вместе с флаконами с миро или с маслом - путник унесёт с
собой как материальный залог чудотворного присутствия в мире.
Старая Апулия после перенесения
мощей Святителя Николая, перефразируя известный эпитет Роберта Лысого, покрылась
"белыми ризами" храмов в его честь, приобретя в дополнение к древнему Свято-Михайловскому
маршруту новый Свято-Николаевский. Паломники оживили старые дороги: в их числе
- "дорога франков" по трассе Аппиево-Траяновой дороги от Тройи до Бари;
прибрежная "Адриатическая дорога" от Сипонто до Отранто; патриархальная
дорога через плато Ле-Мурдже (от Бари к Альтамуре и Гравине); Компендиарная
дорога (от Бари к Таранто). Земли покрылись густой сетью "троп", где шли
как люд, так и стада - в поисках свежих пастбищ, полезных для тела и души. Старинные
почтовые станции для перекладных "мутатионес" превратились в стоянки сакрального,
в храмы и санктуарии доброго пастыря Николая.
|