Апулия
> Достопримечательности
Достопримечательности Апулии
В древности, в Средневековье, город Вариум был центром византийской власти
в Южной Италии, а в 1070 г. был завоеван Роберто Гвискардо. С 1324 г. по 1558
г. Бари был центром независимого феодального владения, а затем еще раз стал
владением Неаполитанского королевства. После завоевания города Джоаккино Мура
планировал здесь строительство нового современного города: Борго Нуово, который
является интересным примером новой планировки. Хороший образец апулийской архитектуры
- собор Сан Сабино, построенный в конце XII в На фасаде выделяется резное окно;
в интерьере - кафедра XI XII ни., которая является прототипом апулийского романскою
стиля. Большой фасад окаймлен двумя башнями. С левой стороны открываются ворота
львов (XII в.): капители изображаю! 12 месяцев. Интерьер храма очень просторный.
Итальянский город Лечче, расположенный в теплой южной провинции Апулия, знаменит
не только пышными церквями в стиле барокко, но и своими куклами, выполненными
в технике папье-маше, или, как здесь говорят, «картапеста» (cartapesta). Традиционные
бумажные сувениры смотрят с витрин многочисленных магазинов и мастерских в центре
города. Часто у дверей торговой лавки стоит сам художник в халате, покрытом
пятнами ещё не высохшей краски. Если ему удастся привлечь ваше внимание, он
в свойственной всем итальянцам эмоциональной манере откроет секреты своего мастерства
и вдохновения и своими рассказами «одушевит» красочные фигурки.
Блеск искусства встречает путешественника, ступившего на земли
Апулии: место, ставшее свидетелем рождения культуры. Здесь она развивалась,
пересекаясь с разнообразными иноземными влияниями и сплеталось в единую ткань
с творчеством исконных поселенцев. Все это способствовало возникновению уникального,
выразительного искусства, полного очарования, пленяющего того, кто хоть раз
прикоснётся к нему.
Апулия хранительница многочисленных сокровищ,
отныне ставших частью культуры, накопленной
поколениями: исторические центры её городов
наполнены памятниками светской и религиозной
архитектуры, и в их каменных стенах, кажется,
запечатлелась долгая история этих мест, сотканная из
бесконечных встреч народов, идей, обычаев, история особой
средиземноморской цивилизации, стоящей на полпути меж
Востоком и Западом. Монументальностью замков и соборов,
прославивших Апулию, не ограничивается её архитектурное и
археологическое богатство: множество напоминаний о далёких
временах и свидетельств повседневной жизни древних обитателей
региона, каждое из которых рассказывает свою частную историю,
складывается в единую культуру и единую идентичность.
История, сложенная из камней и в простоте архитектуры древнейших обитателей
региона, оставивших следы своего пребывания на апулийской земле в дольменах,
менгирах, мегалитических стенах, и в невероятном богатстве фантазии
скульпторов барочной эпохи, превращавших туфовые блоки в каменное кружево и
элегантную резьбу, вся история этого края сложена из камней, отшлифованных временем
и людьми. Известняковый камень белый, по гладкости напоминающий мрамор украшает
Капитанату и Землю Бари, а к югу, в Саленто и Лечче, становясь желтоватым, мягким
и податливым, одевает здания в барочный наряд из ангелочков, грифонов, резных
антаблементов, изящных перил. Известняковые стены морских пещер Дзиндзулузы,
Романелли, Порто-Бадиско, испещрённых таинственными геометрическими рисунками,
рассказывают нам о древнейших ритуалах и сценах охоты давних обитателей Апулии.
Построенные из известняка церкви и крепости стоят на охране апулийских городов
или сливаются с сельским пейзажем, где, бывает, мелькают и развалины древних
сооружений, а также "трулло" и каменные изгороди, сложенные из обломков той
самой породы, что крошится с каждым дождём, проступая через цветочный покров.
От развалин Эньяции до славы Бриндизи, бывшего
конечной станцией Аппиевой дороги и игравшего роль "окна на Восток" со времён
Крестовых походов до начала XX века, когда через этот город проходил знаменитый
поезд, связывавший Великобританию с Индией,
разворачивается археологический маршрут вдоль адриатического побережья, следуя
за древней Трайанской дорогой, пересекавшей некогда богатую Ньятию.
Исчезло безвозвратно наследие Бриндизи времён древнеримской
империи, города, находившегося на пересечении важных путей Средиземноморья,
сохранившиеся свидетельства и предметы искусства той эпохи находятся теперь
в археологическом музее "Рибеццо".
Отшельники по призванию: апулийские пустынники привлекли внимание
1 Итальянского фонда окружающей среды. Группа из 11 отшельников, живущих на
крутых вершинах в окрестностях от старинного аббатства Пульсано (в нескольких
километрах от Монте-Сант'Анджело) на мысе Гаргано, оказалась первой в составленном
Фондом символическом списке "Места сердца" благодаря 30 тысячам голосов. Посещение
аббатства выходит за рамки традиционных туристических маршрутов, но требует
немногого: двух-трёх часов, удобной обуви для пеших прогулок и желания.
Жемчужина апулийской романской архитектуры - собор Трани,
подобный кораблю, севшему на риф. Впрочем, достойны внимания и другие храмы:
например, собор города Тройа с резным окном на центральном фасаде, будто украшенным
кружевом; или собор Лючеры в необычном для этого края готическом стиле; соборы
Фоджи, Канозы, Бардетты древнейшие и претерпевшие изменения в ходе своей истории;
барийский собор извечный соперник базилики Святого Николая; два собора Мольфетты,
а также романский храм в Битонто миниатюра барийской базилики; собор города
Руво с обширной археологической зоной; палатинская базилика Альтамуры, связываемая
с Фридрихом II, но унаследовавшая многое от анжуйской эпохи и XIX века; собор
в Гравине, словно цепляющийся за край обрыва; и дальше к югу, через романские
скульптуры и мозаики, через барочный мрамор в Монополи, Бриндизи, Отранто, Лечче,
Таранто. Города искусств Апулийские города искусств не претендуют на бесполезное
сравнение с, концентрацией архитектурных и живописных шедевров Рима, Венеции
и Флоренции, предлагая путешественнику собственное своеобразие. Как, например,
Альберобелло, знаменитый своими конусообразными крышами.
Или Остуни город, выбеленный извёсткой и солнечным светом.
Как Трани, где сама архитектура устремляется к морю. МартинаФранка, город музыки
и барочных "декораций" под открытым небом. И это не говоря о Монте-Сант'Анджело,
Лючере, Тройе, Барлетте, Руво, Битонто, Бари, Гравине, Мольфетте, Полиньяно,
Монополи, Лечче, Отранто, Галлиполи или Нардо. Города, часто представляющие
собой подобие "рассеянного" музея: их культурное наследие как бы рассыпано меж
церквями и городскими художественными коллекциями, а нередко и "спрятано" в
самых укромных уголках, за заколоченными дверями. Но это наследие говорит на
языках всех средиземноморских народов, рассказывает обо всех периодах их длинной
истории. Фридрих II ассоциируется в Апулии с замком Кастель дель Монте, в загадочной
конструкции которого обыгрывается число восемь: в восьмиугольной форме, в восьми
башнях по периметру, в восьми внутренних залах на первом и втором этажах.
И чуть больше восьми веков отделяет нас от эпохи Фридриха Швабского (рожденного
Несколько десятков дольменов
и менгиров Саленто малая часть, уцелевшая от разрушения, представляют собой
полное таинственного очарования наследие Бронзового века. Наибольшую концентрацию
этих памятников древней архитектуры можно найти в районе Джурдиньяно
(неподалёку от Отранто) населённого пункта, прозванного "Мегалитическим садом
Италии". История дольменов, встречающихся также
в окрестностях Джовинаццо (район Бари), Бишелье
(район БАТ), Чистернино (район Бриндизи) и Таранто,
переплетается с более поздними легендами: часто народный фольклор связывает
их с королём Артуром и рыцарями Круглого стола.
Свои первые следы апулийцы оставили ещё в доисторические времена: красочные
рисунки на стенах природных пещер, керамические изделия. Глиняное производство
свидетельствует о раннем творчестве, неразрывно связанным с зачаточной жилой
искусства, которая нашла своё более законченное воплощение в изысканных работах
ювелиров. Превосходным доказательством этого служат золотые изделия, обнаруженных
в гробницах эллинистической эпохи в Канозе. Однако творческим вдохновением для
народов этих земель на протяжении всех исторических эпох оставалась их жизненная
сила.
Труднодоступные гроты, углубления, вырытые в земле и замаскированные под средиземноморский
пейзаж, пещеры, высеченные в скалах, сокрытые от глаз даже самого внимательного
посетителя, однажды обнаруженные, дарят путешественнику невероятную игру цвета,
изображений, необычных живописных и архитектурных образов редкой красоты и очарования.
Мы говорим о наскальном искусстве, которое скрывает и оберегает в своём чреве
Апулия. Удивительная работа природы, например - в тысячи цветов окрашивают сталактиты
и сталагмиты глубинные карстовые воды, стекающие по стенам пещер - объединилась
с работой человека, который мудро использовал её естественную податливость,
оставив после себя многообразное архитектурное и живописное наследие, что сделало
Апулию уникальной среди прочих исторических, природных и художественных памятников. Горная
архитектура, а её по сути можно рассматривать как анти-архитектуру, где пространство
создаётся путём отсечения материи, а не строительства, заключала в себе источники
для разностороннего исторического и географического развития, удовлетворяла
ежедневные бытовые и религиозные, обрядовые потребности людей.
Сан Вито дей Норманни, к примеру, стоит посетить, чтобы своими
глазами увидеть Крипту Святого Биаджио - популярного чудотворца из Бриндизи.
В подземелье сохранился цикл наскальных фресок, богатых яркими и живыми красками
- красный, синий, жёлтый, белый - которые покрывают каждый миллиметр сводов,
пленяя взоры посетителей известными картинами, изображающими сцены из жизни
Христа (сюжеты обычно не используемые на наскальных фресках). В то время как
природная архитектура крипты отличается скромностью и простотой.
В большом количестве представлены в
центрах Апулии могучие соборы -
монументы романской эпохи, естественным
продолжением которых стали византийские
памятники.
Основа городской жизни - предметы
домашнего обихода появляются чуть позже
и отличаются аккуратностью выделки: среди
раскопок мы можем обнаружить предметы
высочайшего качества. Ремесло росло, в
производство вовлекалось все большее
количество мастеров, среди
которых появлялись значительные творческие
личности: Аккептус, Давид, Ромуальдо - с
гордостью подписывали они свои работы.
В провинции Фоджа, в городке Троя находится драгоценность сакрального искусства
- собор Святой Марии Ассунта. Бронзовые двери и великолепное
круглое резное окно - очевидные признаки норманнского стиля. Собор, обладающий
исключительной чистотой стиля, возвышается до прозрачного неба, создавая удивительные
декорации из тысячи цветов.
Для путешественника прибывающего в Бари по морю или по суше визитной карточкой
города становится белый профиль собора Святого Сабина. Он хранит
пёструю летопись старого города, где одних завоевателей сменяли другие - римляне,
византийцы, арабы, норманны, швабы, анжуйцы.
Необыкновенным кажется в этом творческом симбиозе природы и искусства триумф
барокко, представленный прежде всего в городе Лечче и в других центрах
земли Отрано. Здесь он принял свою собственную стилистическую выразительность,
присущую только этому региону. Помимо творений непосредственно архитектурных,
выполненных в этом пышном стиле, так же интересно ознакомиться с декоративной
скульптурой, городской утварью.
Иногда чрезмерным кажется декор, точно
бурный всплеск жизненных сил, и в то же
время демонстрация силы и богатства.
Так Нардо, городок провинции Лечче, встречает каждого посетителя барочной
роскошью фасада церкви Святого Доменика, украшенного оригинальными
кариатидами и великолепными колоннами, завитками; и необычайная площадь, окружённая
праздничной архитектурой.
Площадь Саландра, в более древние времена называемая Ленье,
является историческим центром, точкой пересечения разнообразных стилей. В центре
возвышается Шпиль Непорочности - яркий цветовой акцент.
Необыкновенная композиция из местного известняка и камня, высотой более 19
метров, увенчанная скульптурой Мадонны, относится к 1769 году. Здесь так же
можно полюбоваться фонтаном Тельца 1930 года, напоминающим
городской герб, созданный Микеле Габалло и Рафаэлем Борджиа.
Свидетельство чрезвычайного смешения стилей и эпох - Палаццо Дукале
в городе Матрина Франка провинции Таранто, построенный по приказу герцога Петраконе
V Карачиоло на руинах древнего замка в 1668 году. Фасад разделён по горизонтали
рядом железных кованных балконов, изготовленных местными мастерами, над порталом
высечен эпиграф, на верхней части стены размещены военные украшения и маски.
Позолоченные стены рококо встречают нас в драгоценном зале, другие помещения
элегантно украшены темперой Доменико Карелла в 1776: Часовня Герцогов, зал Аркадия,
зал Мифа и зал Библии.
Впоследствии новые импульсы, связанные с изменениями в обществе и укреплением
буржуазного сознания, обусловили дальнейшие развитие искусства, эти изменения
не менее ярко были отражены и в живописи. Значительными являются произведения
Джузеппе Де Ниттиса (Барлетта), по праву принадлежащего к кругу
импрессионистов, его работы можно увидеть музее в его родном городе. Живое творчество,
полное энергии, до и неутолимой силы народа Апулии, сих пор является душой артистической
панорамы региона, и ещё одним подтверждением жизнелюбия.
Природа
Апулия для путешественника - дорогая шкатулка, которую стоит открыть и попытаться
зачерпнуть полные ладони её сокровищ.
Разнообразие пейзажей - доказательство её щедрой натуры, готовой раздаривать
свои богатства без остатка. Вся прибрежная полоса от Гаргано до мыса
Санта Мария ди Леука богата природными бухтами, скалистыми выступами
над прозрачной водой, горными вершинами, откуда ошеломлённому взгляду туриста
открываются виды на завораживающее глубинами море.
Не менее уникально обаяние равнины Тавольере. Особенно поздней
весной - прелюдией приближающегося лета - когда колосья пшеницы окрашивают в
жёлтый цвет широкие просторы, а красные маки яркими пятнами вспыхивают на этом
живописном полотне. Сюрпризами полны сокровищницы Апулии. Впечатляют невероятные
виды оврагов и низин, древних русел доисторических рек, теперь, увы, осушённых,
которые в течении тысячелетий разъедали извилистые линии в рельефе, оставляя
свои следы на Земле.
Среди всего разнообразия исключительно интересны так же гроты Кастелланы,
возникновение которых связано с карстовыми явлениями. В настоящий момент они
составляют наиболее крупный спелеологический комплекс Италии. Они привлекают
внимание туристов со всего мира своими размерами и красотой сталактитов и сталагмитов.
Не менее известны, в больше степени из-за невероятного очарования игры света,
возникающей благодаря пустотам и впадинам в прибрежных скалах, гроты
Полиньяно; грот Дзиндзулуза близ города Кстро, знаменитый
своей необычной морской фауной; грот Романелли и грот Дьявола в Порто
Бадиско - все они возникли в результате размывающего воздействия морских
вод. Но не стоит забывать, что и внутренние рельефы гротов не менее интересны
и притягательны.
На Земле Бари, утопая в вековых оливковых деревьях, обрамлённый каменными
стенами, неподалеку от Валле Д'Итрия, возвышается Альберобелло.
Всемирное наследие ЮНЕСКО. Город привлекает туристов со всех стран благодаря
своей каменной архитектуре: известными Трулли, загадочными предвестниками традиций
и искусства.
Кроме этого, внутренние земли хранят в себе неисчерпаемые источники открытий.
Хотя естественный растительный покров Апулии значительно пострадал от деятельности
человека, все же ещё можно обнаружить на её территории лесистые участки:
лесная чаща Умбра, растянувшаяся по краю плато Гаргано или остаточные
леса на юго-востоке Мурджии.
От моря до высот Мурджии встречаются так
называемые "скалистые луга" - местность,
где на каждом шагу можно найти известняк.
Этот пейзаж, на первый взгляд голый и
пустынный, являет, как драгоценный дар,
среди серо-беловатых камней, богатое
разнообразие растительности типичной для
Средиземноморья: весной - прямые стебли
асфоделей; летом - такие душистые травы,
как: дикий фенхель, тимьян, лекарственный
шалфей, орегано, розмарин - сорта особо
выносливые в засуху; осенью - чабер и
морской лук.
Бесценным является природное зрелище, которое дарят вековые оливковые деревья
с их массивными стволами, или невероятные насаждения плантации винограда.
|