По обе стороны от дворца Сан-Суси, любимой загородной резиденции властителей
Пруссии (подобно французскому Версалю
и русскому Петергофу)
— дополняя собой его ансамбль, расположены две постройки. К западу — бывшая
оранжерея, переделанная затем в дом для гостей (Новые палаты), а к востоку —
Картинная галерея с Голландским садиком, когда-то засаженным тюльпанами.
Картинную галерею Сан-Суси возвёл в 1755 г. Иоганн Готфрид Биоринг. Вытянутое,
приземистое здание с куполом украшают скульптурные аллегории наук и искусств,
а также бюсты знаменитых живописцев. Это было едва ли не первое в Европе сооружение,
предназначенное специально для собрания картин. Здесь большие окна, так что
помещение наполнено светом. С 1 754 г. агенты Фридриха скупали в Париже
полотна итальянских и голландских художников: Тициана, Веронезе, Корреджо,
Караваджо, Йорданса, ван Дейка, Рубенса — и доставляли их в Потсдам. Всего
было приобретено около 180 картин. Помимо того, монарх, как говорили, «задал
темы» немецким живописцам и лучшие из получившихся работ тоже купил для галереи.
Кроме итальянцев и фламандцев собрание включало много картин французских мастеров.
Полотна покрывали стены галереи сплошным ковром, как было модно в XVIII столетии.
В ненастные дни Старый Фриц прогуливался здесь, заложив руки за спину, сгорбившись,
в своём видавшем виды мундире, заштопанном и засыпанном табачной крошкой, в
треугольной шляпе со сломанным пером; он мерил шагами галерею из конца в конец,
иногда останавливаясь и надолго застывая перед каким-нибудь холстом. Считалось,
что ему хорошо думается в галерее, где он в буквальном смысле слова был окружён
искусством.
В западном крыле Сан-Суси сейчас экспонируются итальянцы, в восточном — фламандцы.
Центральный купольный зал и Кабинет малых форм отданы под разные живописные
школы, как было и при Фридрихе. Здесь выставлены Караваджо, Гвидо Рени, Рубенс,
ван Дейк, Йордане. В наши дни в летнее время в галерее устраиваются концерты
старинной музыки.