Пригороды
Санкт-Петербурга > Петергоф
Петергоф
Каждый турист, приезжающий в Санкт-Петербург, стремится непременно побывать
в его пригороде — Петергофе. Великолепие этого архитектурно-ландшафтного
комплекса никого не может оставить равнодушным. Парк-заповедник расположен на
берегу Финского залива. Основан он по распоряжению Петра I, как летняя царская
резиденция, в начале XVIII века. Создавая его, Царь Пётр хотел отметить завершение
долгой борьбы по выходу России к Балтийскому
морю. Уникальный заповедник состоит из верхних садов, большого и малых дворцов,
павильонов, нижнего парка с крупнейшей в мире системой фонтанов.
К сожалению, доступ в парки открыт только в тёплое время года. В последних
числах апреля проводится пробный пуск фонтанов после зимней консервации. Тогда
же парки открываются для посещения туристами. В начале мая в честь Дня Победы
в Петергофе устраивается грандиозный праздник с участием военных оркестров и
фейерверками.
Во время Великой Отечественной войны Петергофские парки были полностью уничтожены.
Только благодаря неимоверным усилиям музейных работников и реставраторов удалось
восстановить этот удивительный памятник дворцовой архитектуры и ландшафтного
дизайна.
В Петергофском заповеднике вода струится с пригорков по трём каскадам: "Большому",
"Шахматной и Золотой горе". В парке туристов встречают переливом струй 144 замечательных
фонтана: "Солнце", "Пирамиды", "Тритон", "Сноп", "Адам", "Ева", "Римские колокола",
"Китовый" и множество других. Деревья и цветы, высаженные на аллеях, привезены
из разных частей России и множества других стран.
Центр ансамбля — Большой Петергофский дворец, стоящий на возвышенности.
От него спускается красивейший каскад с фигурой Самсона, разрывающего львиную
пасть. Струя фонтана, бьющая из пасти льва, достигает высоты 21 метра. Каскад
продолжается широким Морским каналом, ведущим к финскому заливу.
За Большим Петергофским дворцом расположен верхний парк. Его отличительной
особенностью является идеальная симметрия. В этом парке можно увидеть великолепные
статуи и фонтаны "Нептун"
и "Межеумный" с фигурами дракона и дельфинов. Ещё один необычный фонтан - "Дубовый".
Ранее в его центре возвышался свинцовый дуб, со временем дуб заменили рогом
изобилия, а затем скульптурой мальчика в маске.
Большинство детей, пришедших в парк, надолго задерживаются у фонтанов-шутих
"Зонтик" и "Дубок". Особенность этих необычных фонтанов в том, что они неожиданно
обдают водой собравшихся вокруг зевак. Не только малышей, но и подростков это
приводит в восторг.
В нижнем парке большинство фонтанов покрыто золотом. Они ярко сияют в брызгах
воды. От клумб, украшающих аллеи, исходит тонкий аромат цветов. Лёгкий шум падающих
водяных струй приятно ласкает слух. Окружённый подобным великолепием человек
чувствует себя приближенной к царскому двору персоной, вышедшей на прогулку.
Гаревые дорожки парков хорошо впитывают влагу, поэтому на них не бывает луж
в дождливую погоду. Гулять здесь можно всегда, но в солнечных лучах золото отделки
смотрится наиболее эффектно. Красоту сооружений и статуй, цветочных орнаментов
и уникальных фонтанов сложно описать даже самыми восторженными словами. Это
надо прочувствовать всей душой, увидев своими глазами.
На прощание принято кидать монетку в "Фаворитный" фонтан, в котором скульптурный
мопс гонится за утками. Несмотря на то, что фонтан регулярно чистится служителями,
дно его всегда покрыто слоем монет, так много желающих вернуться в этот удивительный
парк вновь.
Несомненно, Петергоф одно из прекраснейших мест в мире. Он по праву носит звание
жемчужины России.
Впервые Петергоф упомянут в Походном журнале Петра I в 1705 году, но датой
основания этой загородной резиденции принято считать 1714 год, когда на берегу
Финского залива Петром I были заложены Нижние (Малые) палаты. В Монплезире 9
комнат, две из них принадлежали лично императору: Морской кабинет и Спальня.
Именно в Монплезире сложилась первая в России крупная картинная галерея. Большинство
полотен было приобретено или заказано лично Петром I.
Верхние (Большие) палаты начали строиться одновременно с Малыми, а завершены
в 1755 году Б.Ф. Растрелли, превратившем изначально скромные палаты в Большой
дворец. Со стороны моря дворец вытянут на 260 метров, в фасаде отчётливо выделяются
симметричные разновысокие объёмы. С обеих сторон дворец завершён павильонами:
Цековным и Гербовым. Церковный павильон венчает православный крест, а Гербовой
- орёл. Чтобы орёл с любой стороны выглядел двуглавым, Растрелли сделал его
трёхглавым.
Между Малыми палатами на плоском морском берегу и Большими на крутом скалистом
выступе раскинулся чудесный парк, центральную часть которого занимает Большой
каскад - грандиозное и великолепное гидротехническое сооружение.
По некоторым источникам, статуя Самсона, исполненная по проекту Б.К. Растрелли,
была установлена в 25-летнюю годовщину Полтавской битвы, в 1734 году.
К концу XVIII века большинство скульптур Большого каскада пришли в полнейшую
негодность. Было решено заменить свинцовые фигуры бронзовыми, и растреллиевского
Самсона сменил Самсон, выполненный по модели скульптора М.И. Козловского.
Если верить легендам, некоторые фонтаны придуманы лично Петром I, в том числе
фонтан "Пирамида".
Петродворец
В число замечательных пригородных ансамблей, которые составляют "жемчужное
ожерелье Петербурга", одним из первых входит Петродворец. Возникший в первой
четверти XVIII в. как летняя парадная резиденция императорского двора, он получил
название Петергоф (в переводе с голландского - Петров двор), позднее переделанное
на немецкий лад в Петергоф. Современное название город носит с 1944 г., но железнодорожная станция сохранила
название Новый Петергоф (не путать со следующей станцией Старый Петергоф). В современных границах города Петродворца, который одно временно является
центром Петродворцового района Санкт-Петербурга, объединено несколько дворцово-парковых
ансамблей и отдельных архитектурно-исторических комплексов XVIII-XX вв. Этот
уникальный архитектурно-художественный дворцово-парковый комплекс сделал Петродворец
всемирно известным. Мировую славу Петергофу - Петродворцу принесло созвездие
дворцов, коллекций и, прежде всего, фонтаны и каскады. В настоящее время открыты для прогулок и осмотра 14 парков, протянувшихся
по побережью Финского
залива от Стрельны
до Петродворца более чем на 10 километров. Их общая площадь превышает 1000
гектаров.
В Большом
Петергофском дворце, дворцах Монплезир и Марли, Екатерининском и Банном
корпусах, павильоне Эрмитаж и Коттедже
размещены экспозиции коллекций и выставок.
Украшением парков и сооружений является великолепная скульптура. Четыре
каскада и 150 действующих фонтанов потрясают воображение. Не случайно Петергоф
обычно называют столицей фонтанов. По пышности и богатству оформления, по оригинальности технических идей Петергоф
превосходит взятый Петром I в качестве прототипа Версаль и другие европейские
дворцово-парковые ансамбли.
В Европе существует Ассоциация музеев - бывших королевских резиденций. В неё
входят музеи Франции, Германии,
Австрии, Англии,
Голландии. Предложение вступить
в это международно е содружество сделано Петергофу в 2001 г. главной Ассоциации,
президентом Версаля Ю.Астье. В 2005 г. Петергоф отпраздновал своё 300-летие.
С возвращением России в ходе Северной войны (1700 - 1721 гг.) древних русских
земель по южному берегу Финского залива встал вопрос не только об освоении их
заново, но, прежде всего, об их защите. В связи с этим уже в мае 1704 г. на
оконечности отмели, простирающейся от южного берега залива, был сооружён искусственный
остров, на котором построен форт укрепления (шанцы) на южном берегу острова
Котлин. Таким образом, единственный судоходный фарватер простреливался артиллерией
с 2-х сторон и был закрыт для прохода неприятельского флота в Финский залив.
Придавая особое значение строительству укреплений на острове Котлин, Пётр
I лично наблюдал за ходом работ и часто наведывался сюда либо на судне морем,
либо сухим путём по южному берегу Финского залива. В связи с этим недалеко от
старинного села Стрельна был построен Попутный дворец, где царь останавливался
для отдыха.
Для тех случаев, когда Пётр I пребывал морем, напротив острова Котлин, возле
безымянной мазы, была построена пристань. На этой мызе, позднее получившей
название Петергоф, он отдыхал после морского перехода. 17 мая 1714 г.
здесь начались работы по созданию летней резиденции, о чем свидетельствует
запись в "Походном журнале" Петра I. Руководство строительством Верхних палат (так первоначально называли дворец)
специальным указом было возложено на помощника начальника Канцелярии городовых
дел У.Синявина. Первым архитектором был назначен И.Браунштейн, который работал
под непосредственным руководством Петра I. В 1716 г. строительство возглавил
архитектор Ж.Б.Леблон. Он пригласил скульптора-декоратора Н.Пино. По замыслу и под руководством Леблона были созданы вестибюль, дубовая лестница
и оформлены Петровский кабинет и другие помещения. Н.Пино занимался декором
фасадов. После внезапной смерти Леблона в 1719 г. большой вклад в строительство
внесли архитекторы Н.Микетти и М.Земцов. Микетти, работавший в 1719 - 1723
гг., расширил Верхние палаты, пристроив галереи, которые заканчивались 2-х этажными
флигелями. Позднее Земцов по сторонам флигелей построил одно этажные жилые
корпуса.
С 1745 г. архитектор Б.Растрелли начал перестройку Верхних палат, превратив
их через десять лет в Большой дворец. При этом была сохранена первоначальная
композиция, но значительно увеличилась протяжённость фасада (с 42 м до 300 м),
надстроен ещё один этаж. На месте флигелей, замыкавших галереи, появились Церковный
корпус и Корпус под гербом (Гербовый).
Большой дворец в Петергофе
Большой дворец, воссозданный после Великой Отечественной войны, предстаёт перед
нами во всем своём великолепии.
Центральная часть дворца - 3-х этажная, с крышей сложной конфигурации в
стиле барокко. Высока её 17 м. Крыша увенчана золочёной вазой. НА фронте центральной
части фасада - рельефный щит с монограммой Петра I под императорской короной,
щите обрамлён воинскими доспехами. Центральная часть фасада переходит в симметричные ризалиты, которые имеют
тоже три этажа, но более низкую крышу. Орнаментальный декор выделяет окна второго этажа. Балконы с ажурными кованными
решётками во всю длину среднего ризалита и над боковыми ризалитами подчёркивают
три парадных входа северного фасада. Симметрично расположенные по отношению к центральной части дворца Гербовый
и Церковный корпуса имеют золочёные фигурные купола, увенчанные фонариками
и луковицами. Грани куполов, фонарики и луковицы украшены золочёными гирляндами
пальмовых листьев. Купол Гербового корпуса завершается вращающимся флюгером
в виде 3-х главого орла с распростёртыми крыльями, державой и скипетром в
лапах. При взгляде с любой стороны орёл воспринимается как двуглавый и, как
бы парит над дворцом. Центральный купол пятиглавого Церковного корпуса увенчан
православным крестом, поднятым на высоту 27 м. Оба флигеля связаны с центральной
частью дворца одноэтажными двухсветными галереями, имеющими множество полуциркульных
окон. В XIX в. архитектор А.Штакеншнейдер надстроил восточное крыло здания, придав
композиции Большого дворца полную симметрию. Этим закончился процесс формирования современного облика Большого дворца,
растянувшийся на полтора века. По замыслу и под руководством Растрелли были оформлены интерьеры внутри
дворца. Впоследствии в оформлении интерьеров принимали участие Ж..Б.Валлен-Деламот,
Ю.Фельтен и другие талантливые архитекторы.
Зал морской славы (Чесменский) На его стенах в два яруса размещены двенадцать картин немецкого художника
Ф.Гаккерта. Они отображают баталии русской Средиземноморской эскадры под командованием
адмирала Г.Спиридова, в том числе и знаменитую победу над турецким флотом
в Чесменской бухте. Художник выполнил их на основе документов и рассказов
очевидцев, а взрыв и пожар на корабле рисовал с натуры. Для того, чтобы он
смог достоверно изобразить это, в 1771 г. на рейде Ливорно был взорван в
его присутствии старый фрегат "Святая Варвара", начинённый порохом.
19 хрустальных люстр, хранившихся в годы Великой Отечественной войны в подвалах
Исаакиевского собора , восстановленный по рисункам Б.Растрелли наборный паркет
и плафон А.Тервестена "Жертвоприношение Ифигении" (1690), установленный взамен
погибшего от огня плафона Л.Вернера (1750), завершают декор Чесменского зала.
Тронный зал - самый большой зал дворца. Его площадь 342 кв.м, а высота почти
равна ширине. Важнейшим элементом декора этого зала также является живопись
- прекрасные портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны
и родственников Петра I, выполненные Г.Бухгольцем. У восточной стены - парадное
тронное кресло первой четверти XVIII в., а над ним живописное панно художника
В.Эриксена "Шествие на Петергоф" и изображением триумфального шествия Екатерины
II в Петергоф в сопровождении гвардейских полков после возведения её на царский
престол. Белый столовый зал предназначался для торжественных обедов. Зал оформлен
по проекту Ю.Фельтена. В центре - огромный стол, покрытый белой скатертью
и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом работы знаменитого английского
мастера Д.Веджвуда. Картинный, или Портретный, зал является центральным залом дворца. Его убранство
представляет собой один из самых старых интерьеров дворца, он создавался по
замыслу Ж.Б.Леблона и Н.Микетти. Позднее над его отделкой работали Б.Растрелли,
Ж.Б.Валлен-Деламот, А.Штакеншнейдер. В 1764 г. по проекту Деламота зал украсился
великолепной коллекцией из 368 портретов, выполненный П.Ротари. Интересно,
что портреты были написаны всего с 8 натурщиц. Но великолепное мастерство
художника, тонкий колорит, характерные национальные костюмы не позволяют уловить
повторения лиц идеализированных молодых женщин. Куропаточная гостиная получила своё название оттого, что на серебристо-голубом
фоне обивочной ткани выткано 44 куропатки среди зеленовато-золотисто-коричневых
стилизованных растений. Создатель ткани - Ф.Лассаль, известный французский
художник середины XVIII в. После Великой Отечественной войны сгоревшая обивка
восстановленная реставраторами. Дубовый кабинет Петра I, замыкающий обзор парадных интерьеров Большого дворца,
сохранялся как историческая реликвия при всех перестройках дворца, и с максимальной
достоверностью воссоздан после Великой Отечественной войны. Для украшения кабинета в 1718 - 1720 гг, по рисункам французского скульптора-декоратора
Н.Пино и при его участии резчиками Рустом, Фоле, Таконе и другими были выполнены
четырнадцать разных дубовых панно, створки дверей и два десюдепорта (наддверных
украшения). На 2-х панно стилизованные профильные портреты Петра I и Екатерины
I. Под портретом Петра надпись по-латыни: "Высшая добродетель, или Пётр Первый,
Император Великой России". Из 14 панно было спасено только 8, остальные воссозданы заново. Мебель кабинета - шкаф-бюро, стулья и кресла - типичны для первой трети
XVIII в. Зеркала, чернильница, шандал, походные часы, английская сфера- глобус
- это подлинные предметы 1720-x гг. Одновременно с началом строительства Большого дворца на высокой береговой
террасе перед его южным фасадом начато создание Верхнего регулярного сада,
а на нижней террасе перед северным фасадом заложен Нижний парк. Регулярные,
или французские, парки создавались в первой половине XVIII в., что соответствовало
господствующему тогда стилю барокко. Для них характерна строгая геометрическая
планировка: симметричное расположение отдельных элементов (портретов, боскетов,
фонтанов, беседок); подстриженные деревья и кустарники: аллеи, пересекающиеся
под прямым углом или расходящиеся веером. Большой дворец был изначально композиционным центром великолепного ансамбля,
а самой главной особенностью и отличительной чертой Верхнего сада и Нижнего
парка должны были стать фонтаны. Но, видимо, имея создания Большого каскада
перед дворцом и устройства фонтанов возникла не сразу. В набросках 1714 г.
территория Верхнего сада уже обозначена, но даже в проекте его планировки,
разработанном И.Браунштейном к 1716 г., нет и намёка на фонтаны. Вероятно, определенную роль в возникновении этой идеи сыграли заграничные
поездки Петра I и, в частности, поседение во Франции летней резиденции Людовика
XIV - Версаля в 1717 г. К этому вопросу Пётр I вернулся в 1720 г., когда побывал
в Ропше, в 20 км от Петергофа.
Ропшинские высоты поднимаются над уровнем моря на 100 м, на их северных склонах
бьют многочисленные ключи (родники), которые впоследствии были использованы для
заполнения искусственных прудов - водохранилищ. Менее чем за год по проекту талантливого
русского инженера-гидравлика Василия Туволкова от Ропшинских высот до Петергофа
был прорыт канал длиной в 24 км, устроен водовод, сделаны шлюзы и сооружена самая
оригинальная в мире система питания фонтанов без использования насосов, действующая
по принципу сообщающихся сосудов. Летом 1721 г. состоялся пробный пуск воды на
Большом каскаде и заработал один фонтан.
Первый большой праздник в новой загородной резиденции состоялся 15 августа
1723 г. в ознаменование её официального открытия, хотя ещё не все намеченные
работы были завершены. Но к этому времени уже был построен Большой дворец и
Большой каскад, прорыт Морской канал, закончен дворец Монплезир и сложились
основные элементы Верхнего сада и Нижнего парка.
Пётр I лично показывал "господам чужестранным министрам" свой "приморский
парадиз". По свидетельству очевидцев, "особенно хороши были фонтаны, изобилующие
водой". В последующие без малого три столетия фонтанная система Петергофа совершенствовалась,
но принцип её действия остался тот же. Сейчас общая длина каналов водовода
превысила 50 км. 18 прудов, вмещающих около полутора миллионов кубометров
воды, обеспечивают действие 150 фонтанов и 4 каскадов. Весь комплекс дворцово-паркового ансамбля можно условно поделить на три
крупные составляющие (Большой дворец, Верхний сад и Нижний парк), органично
связанные между собой, Нижний парк, в свою очередь, включает в себя ансамбль
центральной части, ансамбль восточной части, ансамбль западной части (границы
которых также весьма условны).
Нижний парк Совершив экскурсию по Большому дворцу и оказавшись на верхней площадке у
балюстрады, можно начать осмотр Нижнего парка (с экскурсионной группой или
самостоятельно). С площадки открывается прекрасный вид на центральную часть
Нижнего парка, Большой каскад, Морской канал. Полюбовавшись общей панорамой до самого Финского залива, целесообразно спуститься
на два-три марша одно й из пешеходных лестниц по сторонам Большого каскада,
чтобы лучше рассмотреть каскадные лестницы, гроты, скульптуру и все декоративные
детали. В ансамбле центральной части Нижнего парка особое место занимает Большой
каскад. Он расположен на крутом склоне перед Большим дворцом и является самым
грандиозным фонтанным сооружением в мире.
В XVIII в. Его называли "большой грот с каскадами". Скульптурное оформление
Большого грота и каскадов отличается исключительным разнообразием и пышностью;:
на гроте и под аркадами, по сторонам водопадным уступов, на гранитных бортах
ковша установлены бронзовые статуи, бюсты, вазы, гермы, барельефы, маскароны
- всего 250 скульптур и декоративных украшений. И здесь же из 64 фонтанов взлетают
к небу более 140 искрящихся пенных струй.
Изысканный силуэт дворца, причудливые узоры водяных струй, золочёные статуи,
зелень деревьев и кустарников - этот замечательный синтез архитектуры, скульптуры
и садово-паркового искусства создаёт поистине сказочное зрелище.
Бурные потоки Большого каскада ниспадают в полукруглый ковш (бассейн), в центре
которого на скале - знаменитая скульптурная группа "Самсон, разрывающий пасть
льва".
Известно, что у Петра I был замысел увековечить победу России в Северной войне
в образе Геркулеса, "который дерётся с гадом семиглавым, называемым гидрою".
Только через 10 лет после его смерти была создана и в 1735 г. установлена у
подножия Большого каскада скульптура библейского героя Самсона, раздирающего
пасть льву. Учитывая, что шведский герб включал изображение льва, а победа в
Полтавской битве одержана в день святого Самсония Странноприимца (27 июня по
ст. ст.), аллегорический смысл монумента полностью соответствует замыслу Петра
I и символизирует победу России над Швецией.
Мощная 3-х метровая фигура библейского героя олицетворяет Россию-победительницу,
а из пасти побеждённого льва вырывается двадцатиметровый водяной столб. Восемь фонтанов, бьющих из пастей золочёных дельфинов, резвящихся у ног
Самсона, создают красочную водяную феерию, окутывающую всю композицию тучей
радужных брызг. Из ниш скалы выглядывают львы, олицетворяющие страны света.
Широкие водяные потоки изливаются из каждой львиной пасти. Автором этой скульптурной
композиции был скульптор Б.К.Растрелли, отец прославленного архитектора Б.Ф.Растрелли. К концу XVIII в. эта скульптурная группа, выполненная из свинца, была на
грани разрушения. Скульптор М.Козловский повторил растреллиевскую композицию
скульптурной группы, но дал ей новую пластическую трактовку. Скульптура была
отлита из бронзы мастером В.Екимовым и установлена в 1801 г. на новом постаменте,
сооружённом по проекту А.Воронихина. В годы Великой Отечественной войны скульптурная группа "Самсон" была похищена
фашистами, и отыскать её в Германии не удалось. Скульпторы В.Симонов и Н.Михайлов
воспроизвели её по фотографиям и заново отлили в 1947 г. А в 1956 г. по оригиналу
XVIII в. были восстановлены все восемь дельфинов. Сверкающая лента Морского канала связывает Большой каскад с морем. В конце
канала, ограждённого дамбами и выходящего далеко в залив, находится пристань
для пассажирских судов. В XVIII в. мост через канал в створе Марлинской аллеи
был разводным, и небольшие суда могли проходить по каналу прямо к дворцу.
По обеим сторонам канала в 22 круглых чашах устроены фонтаны, струи которых
поднимаются на четырёхметровую высоту. Поэтому аллея вдоль канала получила название
Аллеи фонтанов. Это одна из пяти аллей, ведущих от площади перед Большим каскадом
в сторону моря. Парные лучевые аллеи от Больших цветников ведут в северо-восточном
направлении к фонтану Адам и далее к дворцу Монплезир, а в северо-западном направлении
- к фонтану Ева и далее к Эрмитажу.
Пятилучие радикальных аллей пересекается веером из 3-х аллей, прорезающих
Нижний парк с запада на восток: Молибанской (Морской), Марлинской, Березовой. Эта система составляет основу планировки всего Нижнего парка и связывает
ансамбль центральной части с ансамблями восточной и западной частей. Большой дворец, Большой каскад и Морской канал являются основными архитектурными
сооружениями ансамбля центральной части Нижнего парка, но этот ансамбль дополняют
и украшают цветники, ряд фонтанов и великолепная скульптура.
Кроме скульптурной группы "Самсон" на Большом каскаде привлекают внимание
у подножия каскадных лестниц фонтанные композиции и скульптуры "Волхова" (И.Прокофьев)
и "Невы" (Ф.Щедрин). Обе созданы в 1805 г. и аллегорически напоминают о том,
что петровские победы позволили осуществить строительство Ладожского канала,
соединившего Волхов
и Неву.
Скульптуры, расположенные выше по обе стороны водопадных лестниц, - это
своеобразный парад мифологических образов, прославляющих в аллегорической
форме победы России, её возрастающую мощь и влияние в Европе. Барельефы на
водопадных уступах также посвящены этой тематике. В качестве примера можно
назвать скульптору Персея - сына громовержца Зевса и красавицы Данаи. Персей
держит отрубленную голову медузы Горгоны. Скульптор Ф.Щедрин изваял отрубленную
голову, придав ей портретное сходство с Карлом XII, королем Швеции. Аллегорический
намёк вполне понятен. В создании скульптуры принимало участие несколько поколений талантливых
художников. В начале XVIII в. свинцовая декоративная скульптура Большого каскада
была выполнена К.Растрелли, Ф.Вассу, К.Оснером по собственным моделям и рисункам
Ж.Б.Леблона, И.Браунштейна, Н.Микетти, М.Земцова. При замене свинцовых изваяний
бронзовыми в их создании приняла участие плеяда русских скульпторов конца
XVIII - начала XX в.: уже упоминавшиеся М.Козловский ("Самсон"), И.Прокофьев
("Волхов", "Акид", "Тритоны, трубящие в раковины"); Ф.Щедрин ("Нева", "Персей",
"Сирены"), а также Ф.Шубин ("Пандора"); И.Мартос ("Актеон") и другие. Непосредственно к Большому каскаду по его обеим сторонам примыкают террасы
правильной геометрической формы, которыми оформлен переход от Большого дворца,
стоящего на возвышенности, к расположенному ниже регулярному парку. Мысль
украсить террасы фонтанами возникла у архитектора Н.Микетти, в начале 1720-х
гг., но лишь в 1800 г. по проекту А.Воронихина и под руководством архитектора
Ф.Броуэра фонтанным мастером Ф.Стрельниковым были выполнены из пудостского
известняка 10 семиступенных каскадов, в которых разместились 20 фонтанных
чаш. При реставрации в 1854 г. по проекту А.Штакеншнейдера сделаны мраморные
каскады из 4 ступеней и оставлено десять фонтанных чаш, расположенных по пять
симметрично от оси Большого каскада. В таком виде они и дошли до нашего времени
под названием "Фонтаны на террасах". На обширной площади у подножия террас, также симметрично относительно Морского
канала, раскинулись Большие цветники (партеры). В центре этих узорчатых партеров
в больших круглых бассейнах стоят огромные фонтанные чаши на фигурных ножках
("Большие фонтаны" или "Чаши"). Работы по устройству восточного фонтана выполнял француз П.Суалем, а западного
- итальянцы братья Барратини, поэтому иногда восточный фонтан называют "Французским",
а западный - "Итальянским". Работы по их устройству были начаты в 1720 г.
по распоряжению Петра I, одно временно с устройством фонтанов на Большом каскаде.
Реконструкция проводилась под руководством А.Штакеншнейдера в 1854 г. В таком
виде они дошли до нашего времени после восстановительных работы в 1950 г. Площадь с большими цветниками с севера ограничивают Фонтанные колоннады,
построенные по проекту А.Воронихина, поэтому они чаще называются - Воронихинские
колоннады. Кстати, именно за этот проект Воронихину, бывшему крепостному графа
Строганова, было присвоено звание архитектора.
Воронихинские колоннады были перестроены А.Штакеншнейдером в тот же период,
когда реконструировались "Большие фонтаны". Они были облицованы каррарским мрамором,
купола покрыты золочёными медными листами, заменены фонтанные чаши на крыше галереи.
Но многие элементы декора остались без изменений: вода, стекающая по куполам,
ниспадает широкой пеленой в мраморные бассейны под окнами павильонов; гранитные
львы, высеченные по модели И.Прокофьева, украшают лестницы колоннад. В таком виде
и предстаёт перед нами это интересное архитектурное сооружение.
В этот же период (1854 - 1856) по проекту А.Штакеншнейдера на одно й линии
с Воронихинскими колоннадами поставлены полукруглые мраморные скамьи с подлокотниками
и виде львиных лап. Широкие фонтанные чаши, помещённые за каждой скамьёй,
украшены золочёными бронзовыми скульптурами: "Нимфа" в западной и "Данаида"
в восточной чаше. Даная, обречённая наполнять бездонную бочку за убийство
мужа, исполнена по модели И.Витали с оригинала Х.Рауха XIX в., а "Нимфа" -
копия античной статуи III в. до н.э. Эта композиция, получившая название "Фонтаны
мраморных скамей", удачно дополнила ансамбль центральной части Нижнего парка. ещё один очень интересный фонтан ансамбля центральной части Нижнего парка
как бы скрыт от зрителя западной Воронихинской колоннадой - фонтан "Фаворитка"
(или "Фаворитный") расположен позади этой колоннады. В круглом бассейне собачка
Фаворитка догоняет четырёх пестро расписанных уток. Вся группа движется по
кругу. Фонтанчики, как водяные язычки, вылетают из клювов уток и из пасти
собачек. Этот фонтан был сооружён в 1725 г. по проекту М.Земцова. Скульптуру
выполнял Н.Пино, а гидротехническую часть - фонтанные мастер П.Суалем. При
пуске фонтана потрясающий эффект произвело акустическое устройство, сконструированное
"игрального и колокольного дела" мастером И.Ферстером. По словам современника,
"Фаворитка брехала и две утки кричали". В течение более 275 лет в устройство
этого единственного "машинного фонтана" не вносилось никаких изменений. От Больших цветников или от Воронихинских колоннад любая аллея в северном
направлении (к Финскому заливу) приведёт на Марлинскую аллею. По оси этой
2-х километровой аллеи на восточной и западной границах центрального ансамбля
устроены два фонтана, одинаковые по своему оформлению. В восьмигранных гранитных
бассейнах посреди шестнадцати веерообразных мощных струй, вырывающихся из
груды туфа, стоят мраморные статуи Адама и Евы. Статуи выполнены венецианским
скульптором Джованни Бонацца в 1718 г. Предположительно это "вольные копии"
с оригинала А.Рицци, скульптора XV в., украшавшего Палаццо венецианских дожей.
Доставленные в Россию скульптуры были сначала установлены на пьедесталах на
пересечении Марлинской аллеи с другими аллеями. И лишь в 1722 г. скульптура
Адама заняла своё место в специальном фонтанном бассейне, сооружённом по проекту
Н.Микетти под руководством И.Браунштейна. В 1726 г. на западной границе центрального
ансамбля симметрично фонтану "Адам" под руководством архитектора Т.Усова сооружён
фонтан "Ева". Библейские прародители человечества аллегорически прославляют
Петра I и Екатерину I как "прародителей Российской империи". После незначительных переделок в середине XVIII в. облик фонтанов в течение
XIX-XX столетий не менялся. Из всех фонтанов парка лишь в этих 2-х сохранилась
скульптура Петровской эпохи. Фонтаны "Адам" и "Ева" являются уникальными памятниками
начальной поры строительства Петергофа. Ансамбль восточной части Нижнего парка расположен к востоку от фонтана "Адам"
и по территории является самым обширным. Своеобразие композиций обусловлено
соединением множества малых ансамблей, включающих сады, архитектурные сооружения,
фонтаны и скульптуру. Все это многообразие как бы нанизано на ось восточной части парка, которой
является Монплезирская аллея. Она соединяет дворец Монплезир, стоящий на берегу
залива, с каскадом Драконов ("Шахматная гора"), расположенным на склоне у
южной границы парка. Первым из упомянутых малых ансамблей является Монплезирский ансамбль, который
включает дворец Монплезир, морскую террасу, восемь зданий различного предназначения,
два сада и ряд фонтанов. Дворец Монплезир (фр. mon plaisir - моё удовольствие) построен в период
1714 - 1723 гг. Место строительства - на самом берегу Финского залива, чтобы
видеть проходящие корабли, - по преданию, определил сам Пётр I. Замысел и
первоначальная разработка проекта приписывается архитектору А.Шлютеру, работами
руководили архитекторы И.Браунштейн, Ж.Б.Леблон, Н.Микетти. Композиция дворца отличается лаконичностью и чёткостью. Центральная часть
выделяется шатровой крышей. К ней примыкают две галереи, завершённые небольшими
павильонами со световыми фонариками. Общая протяжённость южного фасада около
73 м. В декоративном оформлении Монплезира чувствуется влияние голландской
архитектуры XVIII в. Внутренняя планировка дворца проста и рациональна. В центральной части расположен
Парадный зал, к которому примыкают с каждой стороны по три помещения: с западной
стороны - Секретарская, Спальня, Морской кабинет Петра I; с востока - Китайский
кабинет, Кухня и Буфетная. Монплезир стал первой картинной галереей в России: здесь размещалась купленная
Петром I коллекция картин голландских и фламандских художников XVII - начала
XVIII в. Перед северным (морским) фасадом Монплезира устроена Морская терраса. Каменная
балюстрада ограждает террасу и весь Монплезирский мыс. Отсюда открывается
великолепный вид на залив, на Кронштадт
и его форты. С лёгкостью можно представить, как Пётр I наблюдал отсюда за
многопушечными фрегатами молодого русского флота, входившими под всеми парусами
к Кронштадтскую гавань. На западной стороне террасы у самого берега стоит медная статуя Нептуна
- владыки морей. По преданию, она отлита по рисунку самого Петра I и ещё раз
подчёркивает, что дворец Монплезир - памятник победе, одержанной Россией в
борьбе за выход к морю. Из зданий, входящих в Монплезирский ансамбль, следует отметить Банный корпус
(1866 г., архитектор Э.Ган), в котором сейчас проводятся различные выставки;
Ансамблейный зал, переделанный Растрелли из Поваренных палат (1748) и Екатерининский
корпус (1747 - 1749), который служил для пребывания высочайших особ. Рядом
с Банным корпусом после реставрации открыта Мыльня. В ней находится восьмигранный
бассейн, над которым на высоту двадцати метров взмывает 101 фонтанная струя.
С южной стороны дворца расположен Монплезирский сад с яркими узорчатыми партерами.
В центре сада - фонтан Сноп и посреди каждого из партеров, четыре фонтана "Колокол"
с золочёными фигурами. Свинцовые статуи фонтанов "Колокол" в 1817 г. были заменены
бронзовыми, отлитыми по моделям известного скульптора И.Мартоса, это - "Психея",
"Вакх", "Сатир с козлёнком" и "Аполлино". В годы Великой Отечественной войны
статуи были спасены.
В конце боковых аллей сада, полускрытые кустами, стоят два "Диванчика", которые
относятся к так называемым фонтанам-шутихам,
о которых пойдёт речь ниже.
Вторым садом этого ансамбля является Китайский садик, который, в отличие
от регулярного Монплезирского, устроен в пейзажном стиле в 1866 г. садовым
мастером Ю.Бальтазаром. На верху искусственной горки установлена мраморная
скульптура "Амур и Психея", а в основании горки устроен небольшой грот с фонтаном
"Раковина". И сад и фонтан восстановлены в 1956 г. по авторским чертежам архитектора
Э.Гана. Южнее Монплезирского ансамбля до Марлинской аллеи расположен Менажерейный
сад с фонтаном "Солнце" и двумя павильонами XVIII в.
История создания фонтана Солнце восходит к петровским временам. В 1718 - 1719
гг. в восточной части Нижнего парка по проекту Ж.Б.Леблона был создан большой
водоём для лебедей и другой водоплавающей птицы. Пруд получил название Менажерейного,
так как находился на территории Менажерии - зверинца.
В 1721 - 1723 гг. в центре пруда под руководством И.Браунштейна и П.Суалема
был сооружён фонтан, проект которого исполнил Н.Микетти. При его сооружении
Пётр I неоднократно давал указания, внося изменения в проект и по праву может
считаться соавтором создателей этого фонтана. В первозданном виде фонтан просуществовал
около 50 лет. Потом он неоднократно видоизменялся. В 1770-е гг. под руководством
архитектора Ю.Фельтена на цилиндрическом постаменте установлена бронзовая
вращающаяся колонна, завершённая золочёными параллельно скреплёнными дисками
со 187 отверстиями в их рёбрах, из которых подобно лучам солнца бьют фонтанные
струи. Под этим водяным солнцем "греются" шестнадцать дельфинов, также выбрасывающих
искрящиеся струи воды. "Солнце" - единственный водомёт, приводящийся в движение
водяным колесом (турбиной) через зубчатую передачу. Вода на турбину подаётся
по специальной магистрали. По сторонам бассейна фонтана "Солнце" восстановлены уникальные памятники
деревянного зодчества первой четверти XVIII в. - два вольера-птичника. В этих
павильонах размещались клетки с птицами: канарейками, соловьями, цветистыми
попугаями и экзотическими колибри. На пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы в 1884 г. установлен
памятник Петру I. Бронзовый Пётр в мундире Преображенского полка энергично
шагнул опираясь на трость, к берегу Финского залива. В его левой руке крепко
зажата подзорная труба. Взгляд Петра, вся его фигура выражают решительность
полководца и государственного деятеля - преобразователя России. Памятник создан
замечательным русским скульптором XIX в. М.Антокольским. В период оккупации
Петергофа фашисты похитили статую и найти её впоследствии не удалось. По авторской
гипсовой модели, сохранившейся на заводе "Монументскульптура", изготовили
копию и установили памятник на своём месте в 1956 г.
После осмотра Менажерейного сада и памятника Петру I, проходя далее по Манплезирской
аллее, можно услышать справа и слева крики детей.
Наряду с "диванчиками" - фонтанами-шутихами в Монплезирском саду, устроенными
в 1723 г., в конце XVIII - начале XIX в., в Нижнем парке сооружено ещё несколько
подобных фонтанов, "действующих разным манером". Восточнее Монплезирской аллеи в 1796 г. устроен "Зонтичный фонтан" (или "Китайский
зонтик"), сейчас его называют просто фонтан
Зонтик. Массивный столб поддерживает кровлю, напоминающую купол зонта или
шляпку огромного гриба (в XIX в. его называли "Грибком"). Под зонтом оригинальное
круглое кресло с резными подлокотниками. Из 164 отверстий по краям зонта неожиданного
начинают бить струи воды, не давая выйти посетителям, удобно устроившимся в
кресле. Авторы этого фонтана Ф.Броуэр и И.Кейзер.
На этом же уровне, но западнее Монплезирской аллеи расположен ещё один фонтан-шутиха,
сооружённый по рисунку К.Растрелли. Это "Дубок". В 1730-е гг. он был установлен
в Верхнем саду, но позднее его разобрали. В начале XIX в. фонтанный мастер Ф.Стрельников
установил его в Нижнем саду напротив фонтана "Зонтик". Тогда же около него появились
большие тюльпаны и две фигурные скамьи. Из тюльпанов, из-за спинок скамей внезапно
вырываются сверкающие струи, вызывая восторг посетителей.
Южнее "Дубка" - три "Елочки", очень похожие на настоящие, и только тонкие струи
воды, брызжущие из зелёных иголочек, выдают их искусственное происхождение.
Этот фонтан-шутиха создан в 1784 г.
Монплезирская аллея, начинающая от Монплезирского сада, на юге заканчивается
площадью, раскинувшейся перед каскадом Драконов ("Шахматной горой"). Но перед
самой площадью небольшой по длине участок Монплезирской аллеи в Петровские времена
носил название "водяная дорога". По преданию, замысел устройства "водяной дороги"
принадлежит лично Петру I и относится к 1721 г. В июне 2001 г. произведён пробный
пуск восстановленного фонтанного устройства. Триста наклонных струй, вырываясь
с той и с другой стороны аллеи навстречу друг другу, образуют "водяную дорогу".
Площадь перед каскадом Драконов является самостоятельным ансамблем восточной
части Нижнего парка. От неё лучами расходятся пять аллей, а южную сторону замыкает
каскад, расположенный на естественном склоне. Площадь украшена партерами. Симметрично
каскаду расположены "Римские фонтаны".
Фонтаны похожи на водомёты у собора Святого Петра в Риме, отсюда их название.
Созданы они в 1739 г. по проекту архитектора И.Бланка и И.Давыдова, позднее
подвергались перестройке архитектором Б.Растрелли в 1763 г. и в самом конце
XVIII в. облицованы мрамором по проекту Ф.Штенгеля и Ф.Броуэра. Бронзовые маскароны
выполнены по модели И.Мартоса.
Каскад Драконов в восточной части и каскад "Золотая гора" в западной части Нижнего
парка расположены симметрично относительно Большого каскада. Работы по устройству
каскада начались в 1722 г. под руководством И.Браунштейна с участием специалистов-гидравликов
Бараттини, Суалема, Туволкова, но не были закончены при жизни Петра I.
В 1731-1732 гг. работы возобновились под руководством М.Земцова, но лишь к 1739
г., когда у массивной двери верхнего грота были установлены фигуры драконов,
каскад получил название "Драконовой горы". Второе название - "Шахматная гора"
- возникло в середине XVIII в., когда широкие сливные ступени каскада были раскрашены
черными и белыми квадратами.
По сторонам каскада установлены мраморные статуи работы итальянских мастеров.
Это уникальная коллекция подлинной декоративно-парковой скульптуры XVIII в.
Они были спасены в годы войны. Фигуры драконов исчезли и были восстановлены
скульптором А.Гуржием по рисункам XVIII в. Каскад отреставрирован и снова восхищает
посетителей Петергофа. Самым восточным из малых ансамблей Нижнего сада является так называемый Пирамидный
сад, украшением которого служит величественный фонтан "Пирамида". Это не только
один из самых красивых, но и один из самых оригинальных фонтанов по своему художественному
оформлению и техническому решению. Замысел принадлежит архитектору Н.Микетти,
проект - М.Земцову (1724). Но и участие самого Петра I подтверждается документально.
Водоотводящее устройство и регулируемые затворы сконструированы инженером П.Суалемом. В квадратном бассейне, окружённом изящной балюстрадой с вазами, возносится
на восьмиметровую высоту пенная масса воды в виде геометрически правильной семиступенчатой
пирамиды, образованной 505 струями различной высоты.
Возвратившись на площадь перед каскадом Драконов, можно перейти в Оранжерейный
сад, который находится справа от "Шахматной горы". Здание Оранжереи строилось
в 1722 - 1725 гг. под руководством И.Браунштейна и М.Земцова. Позднее, в 1770
г., оно было расширено по проекту И.Яковлева. Здесь выращивались и хранились
в зимнее время южные экзотические растения и цветы. Своим полуциркульным фасадом Оранжерея замыкает северную границу Оранжерейного
сада, в центре которого, на пересечении аллей, находится фонтан "Оранжерейный"
(или "Тритон"), созданный по проекту Т.Усова в 1726 г. Фонтан украшен скульптурной
группой "Тритон, разрывающий пасть морскому чудовищу". Эта скульптура так же,
как и Самсон, аллегорически прославляет победу России в Северной войне и тоже
была похищена фашистами. Она воссоздана по рисункам XVIII в. скульптором А.Гуржием
в 1956 г. Закончив осмотр ансамбля восточной части Нижнего парка, можно возвратиться
к фонтану "Адам" и по Марлинской аллее пройти в западную часть парка. На мосту через Морской канал расположена одна из "волшебных точек", откуда
открывается прекрасный вид на все четыре стороны: на юг - Большой дворец и Большой
каскад; на север - Финский залив с просматривающимся в туманной дымке Кронштадтом;
на восток и запад - перспектива Марлинской аллеи с фонтанами "Адам" и "Ева".
Не случайно открывающуюся из этой точки перспективу архитектор А.Бенуа назвал
"классическим Петергофом".
Территория ансамбля западной части Нижнего парка условно начинается от фонтана
"Ева". Она меньше по площади, чем восточная часть парка, и сужается к западу
в связи с естественным сближением берегового склона и Финского залива.
С южной стороны у самого склона симметрично Большой оранжерее находится Песочный
пруд. Это название водоём, сооружённый несколько ранее, получил в конце 1730-х
гг., когда было принято решение украсить его фонтаном "Китовый". Фонтан существовал
до конца XVIII в.
В 1800 г. обветшавшую деревянную и свинцовую скульптуру убрали и устроили "Менажерный
водомёт" с четырьмя фонтанирующими дельфинами. Его можно увидеть слева, если
идти от "Больших цветников" центральной части парка по аллее в западном направлении.
В ансамбле западной части Нижнего парка особое место занимает изящный павильон
Эрмитаж, который расположен симметрично дворцу
Монплезир. В период строительства этот павильон какое-то время назывался
Малым Монплезиром.
Двухэтажное здание отличается хорошо найденными пропорциями. Окна и двери имеют
характерную для петровского времени мелкую расстекловку. Ажурные кованые решётки
окон и балконов на уровне второго этажа украшают северный и южный фасады.
Эрмитажи были широко распространены в королевских резиденциях Европы XVIII в.
Они предназначались для общения особо приближенных ко двору лиц или уединённого
времяпровождения монархов ("Эрмитаж" в переводе с французского - хижина пустынника).
Предусматривался даже подъёмный стол, который сервировался внизу и поднимался
в банкетный зал второго этажа, чтобы обходиться без присутствия слуг.
Петергофский Эрмитаж - первое подобное сооружение в России. Он построен в 1721
- 1724 гг. по проекту архитектора И.Браунштейна.
По указанию Петра I Эрмитаж был окружён рвом, заполненным водой, через который
со стороны радиальной аллеи был перекинут разводной мост (сейчас - стационарный).
Внутренняя отделка Эрмитажа завершалась уже после смерти Петра I, но в полном
соответствии с его замыслом. Стены закрывались дубовыми панелями, в простенках
размещались картины.
Только в середине XVIII в. Б.Растрелли, руководивший перестройкой Большого дворца
с 1745 г., привлёк работавших там мастеров к ремонту Эрмитажа и декоративному
переоформлению зала второго этажа. Стены зала были сплошь закрыты картинами
с применением так называемой шпалерной развески. Произведения французских, итальянских,
голландских и фламандских мастеров XVII-XVIII столетий, разделённые позолоченными
рейками, придали залу особую торжественность и цветовую насыщенность.
Последующие два столетия не внесли существенных изменений в облик Эрмитажа.
Здесь по-прежнему обсуждались важные государственные дела, общались и отдыхали
приближенные двора. Так, знаменитый драматург фон Визин (Д.И.Фонвизин) впервые
прочёл здесь Екатерине II и Г.Потемкину свою комедию "Бригадир".
После реставрации здания спасённые в годы Великой Отечественной войны картины
возвратились на свои места. Сейчас в Эрмитаже музейная экспозиция.
С Эрмитажем композиционно связан "Львиный" (Эрмитажный) каскад, который расположен
на оси, специально приложенной к югу от Эрмитажа аллеи. Каскад построен по проекту
А.Воронихина в 1799 - 1801 гг. В работе принимали участие архитектор Ф.Броуэр
и мастер-гидравлик Ф.Стрельников. Каскад был украшен бронзовыми львами, исполненными
по модели И.Прокофьева. В середине XIX в. Львиный каскад был полностью разобран
и на его месте по проекту А.Штакеншнейдера установили 3-х стороннюю колоннаду
из серого гранита. Между колоннами из мраморных чаш поднимаются высокие серебристые
струи фонтанов. В центре колоннады установлена статую нимфы Аганиппы (скульптор
Ф.Толстой), а бронзовые львы остались на своих местах.
В годы Великой Отечественной войны этот каскад наиболее пострадал, он попросту
был взорван фашистами, а скульптурное убранство похищено. Проект восстановления
каскада был разработан группой архитекторов под руководством В.Баниге ещё в
1980-е гг., но только в конце 2000 г. последний из четырёх петергофских каскадов
был заново воссоздан в том виде, в каком он существовал с середины XIX в.
За Эрмитажным (Львиным) каскадом, южнее Березовой аллеи, - мраморная скамья-памятник,
сооружена в память младшей дочери Николая I - великой княгини Александры Николаевны
(1825 - 1844 гг.) по проекту архитектора А.Штакеншнейдера в 1847 г. Бюст великой
княгини, стоящий позади скамьи, выполнен скульптором И.Витали. Памятник воссоздан
в 2000 г.
К западной границы Нижнего парка расположен один из самых интересных самостоятельных
ансамблей западной части парка - Марлинский ансамбль. Центром этого ансамбля
является дворец Марли, или, как его называли в XVIII в., "Малые приморские палаты".
Три аллеи - Морская, Марлинская и Березовая - берут своё начало перед Большим
Марлинским прудом. И это ещё одна "волшебная точка", с которой открывается прекрасный
вид на миниатюрный дворец, словно повисший над водой, так как его восточный
фасад отражается в зеркале Большого пруда, западный - в четырёх секторальных
прудах, а на восток открывается перспектива Марлинской аллеи с фонтаном "Ева".
Дворец Марли построен в 1721 - 1723 гг. по проекту И.Браунштейна. В плане он
квадратный, а в объёме, после надстройки второго этажа, имеет чётко выраженную
кубическую форму и завершён четырёхскатной медной кровлей "с переломом" и дымовой
трубой. Над входом изящные балконы, украшенные коваными решётками с позолотой
на черном узоре.
На каждом этаже всего восемь помещений. Их интерьер достаточно скромен, но убранство
комнат дополняется великолепными картинами голландских и фламандских мастеров
XVII-XVIII вв.
Особую ценность представляют книги, мебель и личные вещи Петра I. В 1899 г.
архитектор А.Семенов, после тщательных обмеров, разобрал все здание и на прочном
бетонном фундаменте вновь возвёл его с поразительной точностью.
Из окон дворца открывается изумительный вид на сады ансамбля.
Сад Венеры с северной стороны Большого Марлинского пруда заложен в 1721 - 1724
гг. как фруктовый. Со стороны моря от северных ветров его защищает земляной
вал и подпорная каменная стена. На вал в центральной его части и по краям ведут
каменные лестницы. С вала открывается видна Кронштадт, а на востоке просматривается
застройка новых микрорайонов - современный морской фасад Санкт-Петербурга.
С южной стороны - сад Бахуса, граница которого отмечена четырьмя фонтанами "Тритоны
с водяными колоколами" (фигуры тритонов восстановлены по фотографиям скульптором
А.Гуржием в 1954 г.). В этих фонтанах используется вода, поступающая от расположенных
южнее 2-х Менажерных водомётов, созданных в 1722 - 1725 гг. по проекту Н.Микетти.
Особенностью Менажерных фонтанов является мощный, толщиной до 30 см в диаметре,
пятнадцатиметровый столб воды. Это достигается конструкцией выводного отверстия
фонтанной трубы. В трубу вложен конус, и вырывающаяся струя является полой внутри,
что, кроме зрительного эффекта, обеспечивает экономный расход воды. По преданию,
чертёж конусообразного устройства выполнен лично Петром I.
Партерный сад Бахуса на юге замыкается монументальным Марлинским каскадом ("Золотой
горой"). Строительство Марлинского каскада (по типу каскада в резиденции короля
Франции - Марли) началось в 1721 г. по проекту Н.Микетти, продолжено М.Земцовым
и Т.Усовым и завершено в 1732 г. В оформлении ступеней каскада использовались
золочёные медные листы, поэтому он и получил название "Золотая гора".
В 1870 г. под руководством архитектора Н.Бенуа проведена реставрация каскада,
ступени облицованы мрамором, а вместо свинцовых статуй установлены привезённые
из Италии мраморные скульптуры мифологических персонажей, выполненные по античным
оригиналам неизвестными мастерами XIX в.
В годы Великой Отечественной войны статуи были зарыты в землю и благодаря этому
сохранились, а вот сам каскад получил серьёзные повреждения. Реставрация его
закончена в 1980-х гг.
Каждому сооружению дворцового комплекса Петергофа соответствуют каскады: Большому
Петергофскому дворцу - Большой каскад; Монплезиру - каскад Драконов, или "Шахматная
гора"; Эрмитажу - Львиный, или Эрмитажный каскад; Марли - каскад "золотая гора".
Верхний сад Верхний сад занимает площадь около 15 гектаров, имеет форму
прямоугольника и представляет собой классический пример регулярного парка; строгая
симметрия плана, фигурная стрижка деревьев, многочисленные беседки и скульптурные
украшения и, наконец, великолепный партер в центральной части, с каждой стороны
которого по четыре ряда подстриженных лип. Проект его планировки разработан
к 1716 г., хотя в более ранних набросках 1714 г. территория Верхнего сада уже
была обозначена. Автор проекта - И.Браунштейн. Композиционная основа первого
проекта не изменилась до настоящего времени, окончательная планировка с учётом
водоёмов была закончена в 1724 г. С 3-х сторон Верхний сад окаймлён оградой,
включающей 150 кирпичных столбов, между которыми на кирпичном цоколе установлены
звенья ограды, составленные из четырёхгранных деревянных копий, общее число
которых превышает четыре тысячи.
Ограда сооружена по проекту Б.Растрелли в середине XVIII в. Главные ворота построены
в 1755 г. Сожженная и частично взорванная фашистами ограда восстановлена в первозданном
виде в период 1946 - 1957 гг. под руководством архитектора А.Колюбаева.
Основным украшением Верхнего сада, так же как и Нижнего парка, служат фонтаны.
Три из них - "Межеумный", "Нептун" и "Дубовый" - расположены на центральной
аллее, а два других - в восточном и западном квадратных прудах, устроенных напротив
боковых флигелей дворца.
"Межеумный" фонтан - ближе всего к главному воду. Он не сохранился в первозданном
виде. Сейчас посреди круглого бассейна помещён разъярённый дракон, а вокруг
него четыре выпрыгивающих из воды дельфина. ИЗ пастей этих позолоченных скульптур
вырываются невысокие струи воды. Скульптуры отлиты в 1951 г. по модели скульптора
А.Гуржия.
Фонтан "Нептун" занимает центральное место и весьма интересен по своему оформлению.
Огромное зеркало бассейна (92 х 33 м) обрамлено сааремским доломитом. Посреди
бассейна на пьедестале фигура морского владыки в короне и с трезубцем. Фонтан
украшен маскаронами, скульптурой и различными деталями общим числом около сорока.
На борту бассейна установлена статуя Аполлона Бельведерского, отлитая в России
по модели, сделанной с античного оригинала скульптором Ф.Гордеевым.
Таким мы видим фонтан сейчас, но это не первый вариант. ещё в 1737 г. под руководством
скульптора Б.К.Растрелли была установлена в бассейне "Нептунова телега". Скульптурная
группа включала Нептуна, колесницу, трубящих тритонов и небольшой каскад. Она
была выполнена из свинца и к концу XVIII в. пришла в негодность.
В современном виде фонтан, получивший название "Нептун", смонтирован мастерами
гидравликами Ф.Стрельниковым и Н.Семеновым в 1799 г. Но его центральная бронзовая
скульптура, изображавшая Нептуна, была приобретена в Нюрнберге во время заграничного
путешествия Павла I. Изготовлена она немецкими мастерами значительно раньше,
в 1650-х гг. Таким образом, одна из скульптур Петергофа оказалась на полвека
старше самого дворца и парка.
В период оккупации вся скульптурная группа была похищена. После победы её удалось
отыскать в Германии на одно м из заводов в груде металлолома (кроме фигуры Аполлона
и дельфинов, которых пришлось отливать заново). Полностью фонтан был восстановлен
только в 1984 г.
Фонтан "Дубовый" получил своё название от того, что в центре бассейна в 1733
- 1735 гг. стоял дуб с золочёными медными сучьями. С 1929 г. вместо дуба установлена
мраморная скульптура "Амур, надевающий маску" (скульптор Д.Росси, 1809) в окружении
шести бронзовых дельфинов. В таком виде фонтан восстановлен в 1971 г., но своё
название "Дубовый" он сохранил. С южной стороны его бассейна стоят четыре мраморные
статуи скульптора Дж.Бонацца, работавшего в Падуе (Италия) в 1757 г.
Квадратные пруды созданы в 1720 г. по проекту Ж.Б.Леблона. Позднее, в 1737 г.,
они были превращены в фонтанные бассейны и декорированы скульптурными группами
Б.К.Растрелли. После нескольких реставраций этих фонтанов в восточном пруду
установили мраморную статую "Аполлино", а в западном - "Венеру Италийскую" (копии
с античных оригиналов). Обе статуи окружены фонтанирующими дельфинами.
Следует добавить несколько слов о беседках и перголах, служащих неотъемлемой
частью декора Верхнего сада. Первые трельяжные решетчатые беседки и перголы
(крытые аллеи) были устроены в Верхнем саду уже в 1723 г. Так как они были деревянные,
то периодически разбивались и возобновлялись или перестраивались (1737, 1763,
1858). В 1971-1972 гг. восстановлены трельяжные конструкции по чертежам архитектора
П.Ковалевского.
Парк Александрия и Александровский парк
Во второй половине XVIII в. в архитектуре на смену барокко пришёл классицизм.
Строгая геометричность регулярных (французских) парков вытесняется романтикой
пейзажных английских
парков, где ничто не должно было напоминать об их искусственном создании руками
человека. Естественный ландшафт, извилистые аллеи и дорожки, очертания водоёмов,
живописные группы деревьев, открывающиеся далёкие перспективы, контрасты света
и тени - вот новые художественные идеалы в ландшафтной архитектуре. Все это ненавязчиво
дополнялось скульптурой и архитектурой малых форм - мостиками, беседками, скамьями,
искусно вписывающимися в парковый пейзаж.
К созданию именно такого парка приступил по высочайшему повелению архитектор
А. Менелас в середине 1826 г. Парк получил название Александрия. Он расположен
на территории, которая на западе непосредственно примыкает к Нижнему парку и
отделена от него каменной стеной, а на востоке граничит со Знаменской мызой.
Площадь парка - 115 гектаров. Участок этот, принадлежал в петровские времена - светлейшему
князю А.Д. Меншикову. После падения Меншикова передан князьям Долгоруким. После
опалы и казни Долгоруких, места эти отошли в собственность императрицы Анны
Иоанновны, которая в 1733 г. устроила здесь зверинец - Ягдгартен. В нем содержались
тигры, барсы, росомахи, бобры, кабаны, буйволы и пр. Была выстроена специальная
беседка под названием Темпль, из окон которой царица стреляла зверей, которых
ей выгоняли на площадку перед беседкой. Позднее в зверинце содержали только
оленей, буйволов и кабанов. Олени были приручены, не боялись людей, по звуку
охотничьего рога сбегались для того, чтобы получить из рук кусок хлеба. Во время
прогулок царицы по парку, олени следовали за экипажами. Впоследствии зверинец
был переведён на территорию нынешнего Английского парка, а его место Александр
I подарил своему брату, великому князю Николаю Павловичу для устройства загородно й
дачи. Вступивший на Российский престол император Николай I подарил его своей
жене Александре Федоровне, чем и объясняется название этого парка. Осуществляя руководство работами по устройству парка с привлечением
талантливых садовых мастеров Ф. Вендельсдорфа, И. Родионова, позднее П. Эрлера,
Менелас одно временно занимался строительством. По проекту А. Менеласа строится
дворец Коттеджи . Под его руководством и при участии других архитекторов (К.-Ф.
Шинкеля, Н. Шарлеманя, позднее А. Штакеншнейдера) создаются другие интересные
сооружения дворцово-паркового ансамбля Александрии - Готическая капелла, Фермерский
дворец, Караульный дом и т.д.
К югу от дворцово-паркового ансамбля Александрия, по другую сторону Санкт-Петербургского
проспекта, до привокзальной площади станции Новый Петергоф раскинулся ещё один
пейзажный парк - Александровский (позднее названный Пролетарским). Его площадь
около 150 гектаров. Этот лесной массив первоначально был отнесён под царские
охотничьи угодья и получил название Верхнего зверинца. Парк создавался по проекту
А. Менеласа и И. Шарлеманя в 1832-1836 гг. В центре парка живописный пруд с
извилистыми берегами и тремя островами. На островах были сооружены Чугунная
беседка и Швейцарский домик, не сохранившиеся до нашего времени. Из сооружений
парка сохранились только два здания караулок.
Первым из упомянутых малых ансамблей является Монплезирский ансамбль, который
включает дворец Монплезир, морскую террасу, восемь зданий различного предназначения,
два сада и ряд фонтанов. Дворец Монплезир (фр. mon plaisir - мое удовольствие)
построен в период 1714-1723 гг. Место строительства - на самом берегу Финского
залива, чтобы видеть проходящие корабли, - по преданию, определил сам Пётр I.
Перед северным (морским) фасадом Монплезира устроена Морская терраса, выстланная
голландским кирпичом. Каменная балюстрада ограждает террасу и весь Монплезирский
мыс. Отсюда открывается великолепный вид на залив, на Кронштадт и его форты.
Находясь здесь, с лёгкостью можно представить, как Пётр I наблюдал за многопушечными
фрегатами молодого русского флота, входившими под всеми парусами в Кронштадтскую
гавань. На западной стороне террасы у самого берега стоит медная статуя Нептуна
- владыки морей. По преданию, она отлита по рисунку самого Петра I и ещё раз
подчёркивает, что дворец Монплезир - своеобразный памятник победе, одержанной
Россией в борьбе за выход к морю. С южной стороны дворца расположен Монплезирский
сад с яркими узорчатыми партерами. В центре сада - фонтан "Сноп" и, посреди
каждого из партеров, четыре фонтана "Колокол" с золочёными фигурами. Свинцовые
статуи фонтанов "Колокол" в 1817 г. были заменены бронзовыми, отлитыми по моделям
известного скульптора И. Мартоса, это - "Психея", "Вакх", "Фавн" и "Аполлино".
В конце боковых аллей сада, полускрытые кустами, стоят два "Диванчика", которые
относятся к так называемым фонтанам-шутихам. Вторым садом этого ансамбля является
Китайский садик, который, в отличие от регулярного Монплезирского, устроен в
пейзажном стиле в 1866 г. Южнее Монплезирского ансамбля до Марлинской аллеи расположен
Менажерейный сад с фонтаном "Солнце" и двумя павильонами XVIII в. На пересечении
Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы в 1884 г. установлен памятник Петру
I. Наряду с "диванчиками" - фонтанами-шутихами в Монплезирском
саду, устроенными в 1723 г., в конце XVIII - начале XIX в., в Нижнем парке сооружено
ещё несколько подобных фонтанов. Восточнее Монплезирской аллеи в 1796 г. устроен
"Зонтичный фонтан", сейчас его называют просто фонтан "Зонтик". На этом же уровне,
но западнее Монплезирской аллеи расположен ещё один фонтан-шутиха - "Дубок".
В 1730-е гг. он был установлен в Верхнем саду, но позднее его разобрали. В начале
XIX в. фонтанный мастер Ф. Стрельников установил его в Нижнем саду напротив
фонтана "Зонтик". Южнее "Дубка" - три "Ёлочки", очень похожие на настоящие. Монплезирская аллея, начинающаяся от Монплезирского сада,
на юге заканчивается площадью, раскинувшейся перед каскадом Драконов ("Шахматной
горой"). Но перед самой площадью небольшой по длине участок Монплезирской аллеи
в Петровские времена носил название "водяная дорога". Площадь перед каскадом
Драконов является самостоятельным ансамблем восточной части Нижнего парка. От
нее лучами расходятся пять аллей, а южную сторону замыкает каскад, расположенный
на естественном склоне. Площадь украшена партерами. Симметрично каскаду расположены
"Римские фонтаны". Самым восточным из малых ансамблей Нижнего сада является
так называемый Пирамидный сад, украшением которого служит величественный фонтан
"Пирамида". Оранжерейный сад находится между "Шахматной горой" и Большим каскадом. Своим
полуциркульным фасадом Оранжерея замыкает северную границу Оранжерейного сада,
в центре которого, на пересечении аллей, находится фонтан "Оранжерейный" (или
"Тритон"). Закончив осмотр ансамбля восточной части Нижнего парка, можно
возвратиться к фонтану "Адам" и по Марлинской аллее пройти в западную часть
парка. На мосту через Морской канал расположена одна из "волшебных точек", откуда
открывается прекрасный вид на все четыре стороны: на юг - Большой дворец и Большой
каскад; на север - Финский залив с просматривающимся в туманной дымке Кронштадтом;
на восток и запад - перспектива Марлинской аллеи с фонтанами "Адам" и "Ева".
Другие парки Петродворца
Колонистский парк расположен Южнее Верхнего сада, за большим
Ольгиным прудом. В 1830-1840-х гг. на этом участке поселились немецкие колонисты.
Садовые мастера П. Архипов и П. Эрлер начали работы по устройству этого парка
в 1839 г. В 1844-1847 гг. произведена перепланировка парка, и с тех пор в течение
столетия (до 1941 г.) парк сохранял свою оригинальную композицию. Сейчас парк
восстанавливается. Уже восстановлены его архитектурные сооружения: Царицын и
Ольгин павильоны, построенные по проекту архитектора А. Штакеншнейдера в 1839
и 1846 гг. Луговой парк находится южнее Колонистского парка и, занимая площадь около
85 гектаров, простирается до Бабигонской возвышенности. Время устройства парка
1825-1857 гг. Работы выполнялись под руководством А. Штакеншнейдера и инженера
М. Пилсудского. Характерной особенностью парка является множество прудов: Никольский,
Самсоновский, Орлиный, Руинный, Мельничный, Бабигонский и другие. Зеркальная
поверхность этих прудов составляет почти 18 гектаров. Вода этих прудов по Самсониевскому
каналу (водоводу) подаётся для питания фонтанов и каскадов Верхнего сада и Нижнего
парка Петергофа. Водоводная система восстановлена полностью, а вот архитектурно-декоративные
сооружения Лугового парка ещё ждут своего часа. Планируется восстановление Никольского
сельского домика у Большого Западного пруда, павильона "Озерки" у начала Самсониевского
водовода, Царской мельницы вблизи шлюза на Самсоновском пруду, "Руины" на одно м
из островков Руинного пруда. Все эти сооружения создавались по проектам или
рисункам А. Штакеншнейдера в середине XIX в. с участием архитектора Э. Гана,
инженера М. Пилсудского, мастеров А. Теребенева, Т. Дылева, Ф. Чернясина и других. В самой южной части Лугового парка, на Бабигонской возвышенности,
венчая всю композицию парка, торжественно вознёсся 2-х этажный дворец Бельведер
(в переводе с итальянского - прекрасный вид). Автор проекта - А. Штакеншнейдер
(1852-1856). Первый этаж - подиум - прорезан высокими окнами. Второй этаж спроектирован
в виде античного храма, окружённого 28 колоннами серого гранита с ионическими
капителями. Между колоннами установлены чугунные ажурные решётки. Пол колоннады
мозаичный. В первом этаже был расположен Большой зал и кабинеты императора и
императрицы. Парадная лестница вела на второй этаж, где находился зал поменьше
и комнаты. Особой пышностью отделки выделялся Большой зал, декорированный десятью
колоннами каррарского мрамора, лепкой и росписью. Снаружи Бельведер был богато
оформлен монументальной скульптурой. Со стороны главного входа - скульптуры
А. Теребенева (автора великолепных мраморных скульптур атлантов у подъезда Нового
Эрмитажа в Петербурге). По сторонам здания в 1856 г. были установлены на высоких
постаментах две гальвано-пластические группы П. Клодта "Укротители коней". С
окончанием строительства дворца садовый мастер П. Эрлер разбил перед ним сад
и построил перголы. После Октябрьской революции дворец Бельведер стал домом
отдыха трудящихся. Во время войны дворец серьёзно пострадал, скульптурные группы
Клодта безвозвратно исчезли. В XXI веке во дворце был произведён значительный
ремонт (реставрация).
Английский парк раскинулся в западной части Петродворца (юго-западнее Нижнего
парка). Его площадь 176 гектаров. Начало работ по устройству парка относится
к 70-м гг. XVIII в. Замысел планировки этого парка приписывается архитектору
Дж. Кваренги и садовому мастеру Д. Медерсу. Это был первый пейзажный парк в
России. В центре его находится естественный водоём (ныне Английский пруд), а
доминирующим архитектурным сооружением стал Английский дворец. Строительство
дворца осуществлялось по проекту Дж. Кваренги и длилось целых 15 лет (1781-1796).
Завершение отделки некоторых интерьеров относится даже к 1802-1805 гг. Монументальное
3-х этажное здание с восьмиколонным портиком и треугольным фронтоном было уничтожено
в годы Великой Отечественной войны, так как по территории парка проходил передний
край обороны Ораниенбаумского пятачка.
|