Дворцы
пригородов Санкт-Петербурга > Большой Дворец Петергофа
Большой Дворец Петергофа
Замысел создания загородно й резиденции, которая по своей роскоши не уступала
бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки
царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая
концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов
архитектуры и фонтанных сооружений принадлежат самому основателю Петергофа.
Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723
года состоялось торжественное открытие Петергофа (Петергоф в переводе с голландского
– Двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний
парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние
палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж,
более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды. Большой
каскад и Марлинский ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший.
Шестнадцать мощных фонтанов, – таких как Большие и Минажерные, «Пирамида» «Сноп»,
водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерейного пруда.
На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные,
алебастровые и деревянные, статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и
деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах
и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой
общий размах и величие сочеталось с изяществом деталей и изысканным художественным
убранством дворцовых интерьеров.
Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными
королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции,
Германии и Италии изумляла
Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.
Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II вывезенного
в Москву, предали Петергоф
и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730
году по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной
наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся
десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью
одно го из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г.
Земцова. Известный искусствовед В. Я. Курбатов в 1925 году писал: «Россия выдвинула
Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить
самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя
эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа
и Петергофа, не были поняты и использованы ».
|