Санкт-Петербург
> Дворцы
Дворцы Санкт-Петербурга
Мало кто из обычных туристов и любителей искусства может себя морально
подготовить к масштабу и качеству экспонатов Государственного Эрмитажа.
Коллекция, представляющая собой почти непревзойдённую историю западного
искусства, включает в себя ошеломляющее количество работ Рембрандта, Рубенса
и Матисса - последние выставлены в новых галереях в здании Генерального
штаба. Кроме того, здесь выставлены великолепные предметы старины, скульптуры
и ювелирные украшения, не говоря уже о великолепно украшенных общественных
залах и частных апартаментах Романовых, для которых Зимний дворец был
резиденцией до 1917 года. |
В северной части живописного Александровского парка стоит великолепное здание
с двухвековой историей - Новый Царскосельский (впоследствии - Александровский)
дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к
бракосочетанию её любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего
императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796
года, в последний год правления императрицы, строительство было завершено, и
12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехали в новый
дворец.
Территория между Садовой улицей и Фонтанкой по Невскому проспекту в начале
XVIII века принадлежала А.М. Девиеру - первому генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга.
В 1727 году он был отправлен в ссылку, землю отдали под Преображенский полковой
двор и владение лесоторговца Д.Л. Лукьянова. В 1741 году сразу после вступления
на трон Елизавета Петровна приказала построить здесь дворец. Проект дворца принадлежит
М.Г. Земцову, он же и начал строительство. С 1743 года после его смерти строительство
вёл Г.Д. Дмитриев, завершил Ф.Б. Растрелли к 1754 году. Это первый дворец на
Невском проспекте. Название он получил от Аничкова моста, находящегося рядом.
В отличие от других зданий на проспекте, фасад обращён не в его сторону.
Невский пр., 41 - дворец князей Белосельских-Белозерских. Построен в 1847-1848
годах по проекту А.И. Штакеншнейдера. Внешне здание выглядит 2-х этажным, однако
внутри него находятся 3 этажа. Ранее здесь находились дома княгини А.Г. Белосельской,
дворец же построен по заказу князя Эспера Александровича Белосельского-Белозерского. Князь
умер, не дождавшись окончания строительства, ещё когда только рыли фундамент.
Его супруга Елена Павловна достаточно скоро вышла замуж за князя Василия Кочубея
и переехала в его особняк на Литейном проспекте. Дворец на Невском она использовала
для проведения балов и светских вечеров. Из-за соседства с императорским Аничковым
дворцом сюда часто наведывались царские особы.
Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове - одно из
первых каменных жилых зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся до
нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской архитектуры
петровского времени. Постройка дворца была начата в 1710 году по проекту архитектора
Д. Фонтана и продолжена архитектором Г. Шеделем. Первоначально дворец состоял
из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада
и востока небольшой двор, окружённый открытой галереей на колоннах. На прилегавшей
ко дворцу обширной территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами,
гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым
судам причаливать близ парадного подъезда.
Михайловский дворец был назван по имени младшего сына Павла I, Михаила. Заботливый
отец повелел откладывать средства на строительство достойного жилища для великого
князя. Когда великому князю Михаилу Павловичу исполнился 21 год, а накопленная
сумма достигла 9 миллионов, началось строительство дворца. Проект и постройку
осуществлял гениальный Карл Росси (1775-1849). Он не только создал великолепное
здание, ставшее украшением города, но и оформил прилегающие территории, образовав
великолепный комплекс. Он застраивал город как художественно целостный архитектурный
организм.
Мраморный дворец, одно из самых знаменитых зданий XVIII века, возводился 1768
по 1785 год по заказу императрицы Екатерины II. Дворец построен по проекту архитектора
Антонио Ринальди, мраморный рельеф с портретом которого установлен на стене
парадной лестницы при входе во дворец. Портрет появился по желанию первого владельца
дворца, графа Г. Орлова, выразившего таким образом своё восхищение талантом
архитектора. В середине XIX века дворец перестраивают по проекту архитектора
Александра Брюллова (подробнее смотри "Архитектурный облик и интерьеры").
Чесменский дворец расположен довольно далеко от исторического центра Санкт-Петербурга.
Территория, которую сейчас занимает дворец, была очень болотистой и называлась
"лягушачье болото". Этот интересный по своей конструкции дворец был построен
в царствование Екатерины Великой как перевалочный пункт для Императорского двора
на дороге в Царское Село. Итак, другими словами, это был путевой дворец Екатерины
Великой. Существует легенда, согласно которой, как раз в тот момент, когда императрица
проезжала 7-ю версту урочища, к ней прибыл гонец, принёсший весть о победе России
в Чесменской битве. Чесменским дворец стал в 1780 году, в день десятой годовщины
победы России в той битве. Дворец был спроектирован придворным архитектором
Юрием Фельтеном и, как и его проект соседней Чесменской церкви, демонстрирует
влияние раннего возрождения готики в Англии, и, в частности, виллы Горация Уолпола
"Строберри Хилл" в Твикенхеме. Здесь есть одно треугольное здание с тремя угловыми
башнями вокруг центральной башенки, и в дизайне здания можно увидеть некоторые
элементы ранней готики. В наши дни это нечто забытое между всеми этими современными
зданиями быстрорастущей южной окраины Санкт-Петербурга.
Музей музыки в Шереметьевском дворце. Бывшая усадьба графов Шереметевых - уникальный
историко-культурный памятник и редкий для Петербурга образец застройки усадебного
типа. Участок земли по реке Фонтанке (Безымянный Ерик) был пожалован Петром
I фельдмаршалу, графу Б. П. Шереметеву в 1712 г. Двухэтажный каменный дворец,
существующий ныне, был построен в 1750 г. Архитектор постройки - С. Чевакинский.
Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.
Освоение усадьбы продолжалось на протяжении двух веков. В создании интерьеров
дворца и усадебных построек в разное время участвовали архитекторы Ф.С. Аргунов,
И.Д. Старов, А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, Х. Мейер, Д. Квадри, И.Д. Корсини, Н.Л. Бенуа,
А.К. Серебряков и др. До 1917 г. Шереметевский дворец и усадьба принадлежали
пяти поколениям старшей (графской) ветви известного русского рода Шереметевых.
Дворец Юсуповых - архитектурный памятник, расположенный на улице Мойка в Санкт-Петербурге.
Это здание, заложенное в далёком 1770 году, в настоящее время является одной
из центральных достопримечательностей Северной столицы. В нем расположен ДК
работников просвещения. До 1742 года здание дворца принадлежало Семёновскому
полку, позже его выкупил генерал Шувалов, состоящий при дворе Елизаветы Петровны.
Изначально дворец представлял собой заурядную архитектурную конструкцию в стиле
своего времени, но заметно преобразился после 1770 года, когда началась реализация
проекта графа Шувалова под руководством знаменитого архитектора Валлен-Деламота.
|