Музеи
Санкт-Петербурга > Кунсткамера
Кунсткамера
Идей и “сувениров”, привезённых русским царём Петром Великим из его первой
зарубежной поездки в Европу, было достаточно, чтобы заполнить первый в России
музей - Кунсткамеру. Первоначально все европейские приобретения Петра были переданы
Аптекарскому приказу («Аптекарское управление императорской администрации»),
базировавшемуся в Москве. Но в 1714 году с развитием Санкт-Петербурга царь приказал
перевезти северную столицу все свои частные коллекции и библиотеку, а также
фонды Аптекарского приказа. Сначала раритеты были размещены в резиденции монарха
в Летнем дворце. В 1718 году, по мере роста Кунсткамеры, она была перенесена
в палаты Кикина - дворец, конфискованный у бывшего сподвижника Петра I Александра
Кикина, который был арестован в связи с предполагаемым заговором с участием
царского сына Алексея.
Карлик из Иркутской области по имени Фома Игнатьев, рост которого составлял
всего 126 см, а деформированные пальцы напоминали клешни рака, совмещал работу
в Кунсткамере по уходу за печами со своей второй работой в качестве “живого
экспоната”. Иимператор Пётр Великий с удовольствием пожимал Фоме руку всякий
раз при встрече. Фома прослужил 16 лет, и после его смерти царь приказал изготовить
реалистичную модель, обтянутую кожей Игнатьева и выставленную на всеобщее обозрение
в Кунсткамере.
Француз Николя Буржуа был ростом 226 сантиметров. Царь нанял его лакеем и
выдал замуж за финку, “чтобы произвести на свет рослое потомство”. После смерти
слуги в 1724 году царь приказал препарировать тело гиганта, выставить скелет
на всеобщее обозрение, а органы сохранить в спирте. Он также заказал реалистичную
модель, которую использовали так же, как и для Фомы Игнатьева.
“Кому было бы дело до моих природных диковинок или захотелось бы их увидеть,
если бы им пришлось платить за это деньги? Я считаю, что любого, кто придёт
сюда, следует не только впускать бесплатно, но и что, если они придут компанией
посмотреть на раритеты, им следует предложить за мой счёт чашечку кофе, бокал
вина или водки или чего-нибудь ещё”, - так административный секретарь Академии
наук Якоб фон Штелин пересказал слова царя в своей книге «Подлинные анекдоты
о Петре Великом» (1785).
Уникальность коллекции Кунсткамеры произвела впечатление не только на российскую
публику, но и на иностранцев, которые смогли по достоинству оценить раритеты.
Фридрих Кристиан Вебер, ганноверец, представлявший британский двор при русском
дворе в Санкт-Петербурге в 1720-х годах, писал: “Если они продолжат пополнять
драгоценную библиотеку в Петербурге, то через несколько лет она может считаться
одной из лучших в Европе, если бы не по количество книг, то по их ценности.
У царя также есть бесценная коллекция картин. Только подарки, которые он и его
предшественники получили со всех концов Азии и которые сейчас находятся в Петербурге,
составили бы полноценную Кунсткамеру. [...] Точно так же в Санкт-Петербурге
есть так много химических и других природных диковинок, чудовищных изделий,
математических инструментов, знаменитый глобус Готторфа, представляющий систему
Коперника, и множество других редкостей; (забота обо всем этом была возложена
на М. Арескина, первого врача царя [Роберта Эрскина]), что остаётся только удивляться,
как такая коллекция могла быть собрана за столь короткое время”.
После смерти Петра I, начиная с 1726 года экспонаты Кунсткамеры начали переноситься
в новое здание, которое специально строилось на Васильевском острове с 1718
года . Они хранятся там и по сей день.
Коллекции Петровской кунсткамеры можно разделить на шесть разделов
1. «Анатомия»
В 1716 году к первоначальной коллекции уродцев присоединилась “коллекция четвероногих
животных, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других любопытных произведений
природы из Восточной и Вест-Индии”, собранная голландским аптекарем Альбертом
Себой, а в 1717 году запасы были ещё больше увеличены, когда была приобретена
знаменитая анатомическая коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша. По
внутреннему периметру музея были расставлены витрины с зоологическими образцами,
включая человеческие скелеты.
Пётр интересовался не только анатомией, но и медициной. Он научился вскрывать
трупы, пускать кровь, вскрывать нарывы, накладывать повязки, изготавливать протезы
и заниматься стоматологией; он часто сам проводил операции и удалял зубы. В
Кунсткамере хранится коллекция зубов, вырванных самим царём.
Этот энтузиазм способствовал развитию медицины в России: между 1706 и 1717
годами были открыты военные госпитали, хирургические школы, ботанические сады
и анатомические театры.
2. «Натуралия»
Сюда входили гербарии, гравюры с изображениями растений, а также чучела и “мокрые”
(то есть законсервированные в спирте) экземпляры животных со всех континентов.
Они были дополнены костями, скелетами, черепами и таксидермическими образцами
редких животных и птиц. Среди экспонатов были скелет и чучело слона, а также
большая рыба и чучело крокодила, причём последние два были подвешены к потолку.
3. «Раритеты»
Этот раздел был посвящён археологическим и палеонтологическим находкам, собранным
в европейской части России
Одежда коренных народов Сибири и шаманские предметы были привезены из экспедиций.
4. «Предметы искусства и курьёзы»
Пётр Великий собирал практически все: редкие иностранные предметы из золота,
серебра и драгоценных камней, антикварные артефакты, нумизматические коллекции,
военные трофеи (включая ключи от различных городов), картины и художественно-технические
чертежи и т.д.
Он особенно ценил редкие китайские предметы, привезённые ему из российских
дипломатических представительств в Китае или купленные у западноевропейских
коллекционеров.
Драгоценные предметы, принадлежавшие одному из приближенных царя, фельдмаршалу
Якову Брюсу (Jacob Bruce), поступили в Кунсткамеру в 1736 году. Его коллекция
включала предметы из резного и гравированного камня, бронзы, кости и рога носорога,
а также фарфор, керамику и механические автоматы.
Китайская коллекция частично пострадала во время пожара в Кунсткамере в декабре
1747 года, но она была пополнена после спонсируемой Академией наук экспедиции
в Китай Франца-Луки Елачича .
5. «Минералы и палеонтология»
Представлены редкие минералы и останки древних животных, найденных по большей
части в Сибири.
6. «Инструменты»
Под эгидой академии были созданы «Приборные палаты» для поставки оборудования
в мастерские и лаборатории.
Среди экспонатов Кунсткамеры - планисферная астролябия (прибор для измерения
долготы и широты небесных сфер, а также продолжительности дня и ночи) известного
голландского мастера-приборостроителя Гуальтеруса Арсениуса (17 век). Также
интересны меридианный круг работы Т. Эртеля (1828), армиллярная сфера (представляющая
модель Солнечной системы), телескопы, артиллерийские прицельные приспособления
времён Семилетней войны (1756-1763), главная линза корабля - стеклянный прибор
от E.W. фон Ширнхауса (1699) и множество оптических, механических, физических,
геометрических и математических приборов.
С 18 века башня Кунсткамеры использовалась для астрономических наблюдений.
Одним из первых экспонатов Кунсткамеры стал Большой глобус Готторфа, изготовленный
в Гольштейне в 1650-1664 годах. Устройство диаметром 3,11 метра изображало все
небо целиком: внутри него была изображена галактика с её созвездиями, в то время
как снаружи была карта известной поверхности Земли. Земной шар вращался с помощью
водяного колеса и в течение 24 часов мог совершить полный оборот вокруг своей
оси, имитируя вращение нашей планеты: другими словами, он также служил часами.
Пётр «выпросил» глобус у молодого герцога Карла Фредерика в 1713 году.
Оригинальный глобус Готторфа был почти полностью уничтожен во время большого
пожара в Кунсткамере в 1747 году. Его копия - Большой академический глобус -
была сконструирована в 1748-1752 годах и сегодня выставлена в музее.
Инструменту потребовалось четыре года, чтобы совершить путешествие: сначала
по морю в Ревель (современный Таллинн), а затем его перевезли по суше. Глобус
прибыл в Санкт-Петербург в 1717 году на двух санях, запряжённых 800 крестьянами
в сопровождении 300 драгун (кавалеристов), которые прорубали себе путь через
леса и готовили почву для его проезда. Первоначально он был установлен на Марсовом
поле рядом с Летним дворцом, но в 1726 году его перенесли на третий уровень
башни Кунсткамеры, и только после этого были достроены верхние этажи.
Многие из самых ранних экспонатов коллекции представлены на постоянной выставке
«Кунсткамера Питера, или Башня знаний», которая открылась в 2022 году в ознаменование
350-летия со дня рождения основателя Кунсткамеры.
|