Дворцы
Санкт-Петербурга > Дворец в Стрельне
Дворец в Стрельне
Территория Стрельны, по плану Петра I, должна была стать российским аналогом
парка Версаль под Парижем - "Русской Версалией". Во время его царствования
там было начато строительство дворца, который Петр назвал Большим, и работы
по разбивке парка. Проект парка был разработан итальянским архитектором Н.
Микетти, а после его возвращения в Европу работу в Стрельне продолжили Ж.-Б.
Леблон и Ф. Б. Растрелли. Однако при жизни Петра парк и Большой дворец в Стрельне
закончены не были: внимание императора переключилось на создание своей летней
резиденции в Петергофе, и, в конце концов, он подарил территорию Стрельны
своей дочери великой княжне Елизавете Петровне, будущей российской императрице.
Однако после смерти Петра правительницей России стала Анна Иоанновна, и у
Елизаветы не было возможности закончить строительство парка, начатое ее отцом.
Затем в недостроенном Большом дворце случился пожар, и он был почти полностью
разрушен.
После своего прихода к власти Елизавета Петровна распорядилась, чтобы Большой
дворец в Стрельне был отстроен заново, поручив руководство строительными работами
Растрелли. Так на месте сгоревшего здания возникло другое, более пышное строение,
с двумя высокими флигелями, арками и колоннами. Но сама Елизавета в этом дворце
не жила: скорее всего, она вообще никогда не была в Стрельне - во всяком случае,
никаких сведений об этом не сохранилось. Да и последующие российские правители
не слишком любили это место, предпочитая отдыхать в других загородных резиденциях.
В результате Большой дворец долгое время оставался необитаемым и постепенно
ветшал, хотя время от времени цари вспоминали о его существовании и отдавали
приказы о его реставрации. В начале 19 века, когда обрушилась одна из террас
дворца, в Стрельну был отправлен архитектор А. Н. Воронихин. Он не только
перестроил террасу, но и спроектировал широкие лестницы, ведущие из дворца
в парк, а в самом парке построил каменные гроты, облицованные морскими камнями
и раковинами, что делало их очень похожими на настоящие пещеры.
К тому времени Большой дворец вместе с парком был подарен сыну Павла I великому
князю Константину, который хоть и любил это место, наведывался туда достаточно
редко. При нем, под руководством архитектора Л. Руска, были перепланированы
бельэтаж дворца и некоторые его залы. После смерти Константина Павловича его
владельцем стал сын Николая I Константин Николаевич, который, в свою очередь,
подарил дворец своему сыну Константину Константиновичу. В этом смысле судьба
дворца в Стрельне сильно напоминает судьбу петербургского Мраморного дворца,
которым также владели эти три императорских родственника по имени Константин.
В результате оба дворца были названы Константиновскими, однако официально
это название закрепилось именно за особняком в Стрельне.
Константин Николаевич был первым владельцем дворца в Стрельне, проводившим
в нем достаточно много времени вместе со своей семьей. В этом дворце и родился
его сын Константин Константинович, известный не столько своей принадлежностью
к царской фамилии, сколько своими стихами, которые он подписывал инициалами
К. Р., то есть -Константин Романов.
После революции Константиновский дворец пострадал сильнее других исторических
зданий. Все ценные вещи, предметы искусства и книги были вывезены из него,
распределены по различным музеям и архивам или просто уничтожены. Некоторое
время дворец снова оставался пустым. В 30-е годы 20 века в нем организовали
детскую трудовую колонию, а затем санаторий. Во время Великой Отечественной
войны большая часть дворца была разрушена. Потом оставшееся крыло здания наскоро
отремонтировали, чтобы разместить там Ленинградское Арктическое училище. Оно
проработало в Стрельне около тридцати лет, после чего остатки дворца опять
остались без хозяев.
К тому времени, когда в Санкт-Петербурге начали возрождать исторические здания,
от Константиновского дворца остались одни развалины. Никто не решался браться
за его реставрацию - это дело казалось совершенно невозможным. Тем не менее,
история этого памятника архитектуры еще не была закончена - на рубеже 20-21
веков Константиновский парк был передан в ведение администрации президента
России, и в нем начались грандиозные восстановительные работы. Всего за полтора
года Константиновский дворец был полностью "возвращен к жизни". В нем были
восстановлены покои великих князей Константинов, музыкальный салон и кабинет,
где поэт К. Р. сочинял свои произведения. Кроме того, во дворце было организовано
две постоянные выставки. Для одной из них, названной "Военно-морская слава
России", из Военно-морского музея были перевезены модели кораблей, знамена,
морские мундиры различных эпох и картины известных художников-маринистов.
Вторая выставка, посвященная государственной символике, знакомит посетителей
с государственными гербами, знаменами, орденами и другими наградами и знаками
отличия, существовавшими в России на протяжении трех последних веков ее истории.
В экспозиции также представлены различные предметы, на которых были изображены
гербы и другие государственные символы.
Константиновский парк, до реставрации больше похожий на дремучий лес, тоже
был приведен в порядок: обмелевшие каналы были прочищены, дорожки выложены
каменной крошкой, а перед южным фасадом дворца установлен памятник Петру I.
Торжественное открытие Константиновского дворца и парка состоялось в день
300-летия Санкт-Петербурга.
|