Достопримечательности
Петербурга > Дворцы
Петербурга > Эрмитаж
Государственный музей Эрмитаж
Мало кто из обычных туристов и любителей искусства может себя морально подготовить
к масштабу и качеству экспонатов Государственного Эрмитажа. Коллекция, представляющая
собой почти непревзойденную историю западного искусства, включает в себя ошеломляющее
количество работ Рембрандта, Рубенса и Матисса – последние выставлены в новых
галереях в здании Генерального штаба. Кроме того, здесь выставлены великолепные
предметы старины, скульптуры и ювелирные украшения, не говоря уже о великолепно
украшенных общественных залах и частных апартаментах Романовых, для которых
Зимний дворец был резиденцией до 1917 года.
В 1764 году, вскоре после прихода к власти, Екатерина II основала картинную
галерею. Императрица покровительствовала искусствам и считала коллекционирование
делом государственной важности. Появление картинной галереи мирового уровня
лишний раз показывало, что Россия может именоваться "европейской державой".
На приобретения произведений искусства императрица тратила огромные средства
и любила подчеркнуть, что она не смешивает "собственные деньги...с государственной
казной". Из-за этого всепоглощающего увлечения Екатерины в Петербурге и его
окрестностях появились прекрасные памятники
архитектуры, а эрмитажная коллекция обогатилась архитектурными рисунками
и увражами Джованни Баттисты Пиранези, Шарля-Луи Клериссо, Джакомо Кваренги,
Чарльза Камерона и других мастеров.
Французский архитектор Шарль-Луи Клериссо стал известен не благодаря сооружённым
зданиям (большинство его проектов не были воплощены в жизнь), а как исследователь,
рисовальщик памятников античности.
Восемнадцать лет Клериссо провёл в Риме, где работал совместно с известным художником-графистом,
мастером архитектурных пейзажей Джованни Баттистой Пиранези, английскими зодчими-палладианцами
братьями Адам.
Благодаря начавшимся в XVIII веке раскопкам Геркуланума
(1738) и Помпей
(1748) в Европе вспыхнул новый интерес к античной культуре,
пожалуй, сильнейший со времён Ренессанса. Начались настоящие паломничества к
памятникам древности. Французский архитектор Жак-Жермен Суффло, автор знаменитого
Пантеона в Париже,
впервые обмерил и зарисовал храмы в Пестуме, в 1758 году выходит в свет монография
Давида Леруа "Руины прекраснейших памятников Греции".
Серьёзное увлечение античностью не миновало и Россию. После того как Екатерина
II познакомилась с увражем французского рисовальщика и гравёра Мишеля-Франсуа
Дандре-Бардона "Костюм античных народов", она загорелась желанием иметь у себя
античный дом. "Я бы хотела иметь, - писала Екатерина, - рисунок античного дома,
не слишком большого и не слишком маленького, фасад, разрез и т. д.".
При посредничестве скульптора Мориса-Этьена Фальконе заказ на выполнение проекта
получил Шарль-Луи Клериссо. К тому времени рисование "архитектурных развалин"
приносило ему значительную долю дохода. Из-за своего умения сочетать мастерство
архитектора со знаниями, почерпнутыми на раскопках, Клериссо достиг больших
успехов в жанре так называемой фантастической ведуты. Желание зодчего показать
все своё умение и эрудицию при выполнении проекта для русской императрицы оказало
ему дурную службу - венценосная заказчица отвергла план дома из-за его излишних
масштабов: "пришлось бы выстроить целый дворец, втрое больше того, в котором
живёт императрица". Раздосадованная Екатерина решила больше не иметь дел с неугодившим
ей зодчим. Однако спустя пять лет, благодаря заступничеству барона Гримма, императрица
изменила мнение (возможно, это было связано с визитом в мастерскую Клериссо
австрийского императора Иосифа И) и выразила желание увидеть ещё какие-нибудь
работы, а не только "план дома римского императора".
В результате Екатерина распорядилась купить коллекцию рисунков зодчего, которая
прибыла в Россию вместе с планом так и не построенного античного дома. После
внимательного знакомства с работами Клериссо императрица заказала ему проект
триумфальных ворот на дороге из Петербурга в Москву,
тоже оставшийся невоплощённым. Ворота были "очень хороши на вид, но дороги в
исполнении". За эту работу Екатерина соизволила пожаловать его своим первым
архитектором". Что же касается идеи "античной Проект Триумфальных ворот и Архитектурная
фантазия Шарля-Луи Клериссо. 1781 год ну - это Холодные бани с Агатовыми комнатами
в Царском Селе. По всей видимости, Екатерина II участвовала в создании комплекса
не только как пассивный наблюдатель. Итак, благодаря серьёзному увлечению Екатерины
II архитектурой мы можем любоваться фантастическими мирами Шарля-Луи Клериссо,
зодчего прекрасные проекты которого, созданные для Семирамиды Севера, не были
воплощены, но который, тем не менее, оказал значительное влияние на различные
сословия и в том числе на Екатерину.
Годом основания Эрмитажа принято считать 1764, когда в нескольких залах
Зимнего дворца
была размещена первая коллекция картин, приобретённых по велению Екатерины II
у берлинского купца Гоцковского. На этом Екатерина не остановилась, она продолжала
покупать картины и скульптуры, приобрела коллекцию резного камня, медалей и
монет. Собрание Эрмитажа быстро росло, и вскоре обнаружилось, что для того,
чтобы разместить все экспонаты, надобно строить специальное здание. Оно было
построено в 1764-1767 гг. и получило название Малый Эрмитаж. ещё 1-но здание
— Большой
Эрмитаж — было выстроено вдоль Невы
в 1775 году, а в 1783 г. Джакомо Кваренги возвёл здание Эрмитажного
театра.
К концу 18 века в коллекции Эрмитажа находились работы Рембрандта, Рафаэля,
Джорджоне, Рубенса, Ван-Дейка, Пуссена, Мурильо и других мастеров, собрание
живописи Эрмитажа стало одним из лучших в Европе. Специальные агенты при русских
посольствах за границей скупали картины, серебро, фарфор, шпалеры, книги, монеты,
медали и прочие предметы культуры и искусства. Все это стекалось в Эрмитаж непрекращающимся
потоком. Ряд произведений, предназначавшихся для выставления в Эрмитаже, был
выполнен по специальному заказу. В начале XIX века наряду с произведениями искусства
в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок. К середине XIX века обнаружилось, что располагать экспонаты снова негде, в результате
был построен Новый Эрмитаж - последнее здание музейного комплекса. После его
постройки архитектурный комплекс Эрмитажа приобрёл тот вид, который мы можем
наблюдать сейчас. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был торжественно открыт
публичный Императорский музей. Долгое время для того, чтобы попасть в музей, необходимо было получить билет
в дворцовой конторе, что было делом весьма хлопотным и доступным далеко не всем.
Количество и качество проникающей в музей публики регулировалось ещё и путём
введения строгих требований к костюму — явиться на свидание с высоким
искусством можно было только во фраке или в мундире. Так что публичность музея
была скорее формальной. В начале XX века практика обязательного приобретения
билета в музей в дворцовой конторе была отменена, и вход стал более свободным. Первые годы революции стали не самой светлой страницей в истории Эрмитажа. В
1917 г. Эрмитаж и Зимний
дворец были объявлены государственными музеями. Через три года 460 экспонатов
из Эрмитажа были переданы в Музей изобразительных искусств в Москве.
В 20-30 годы шел 2-х сторонний процесс — с одной стороны, в Эрмитаж свозились
памятники из других музеев и национализированных частных коллекций, а с другой,
произведения искусства из собрания Эрмитажа продавались за границу и передавались
в музеи союзных республик. В годы Великой отечественной войны многие коллекции
были эвакуированы на Урал,
в 1945 году музей вновь открылся для посетителей. В 1981 году был открыт новый отдел Эрмитажа - музей во дворце
Меньшикова, а ещё через 11 лет состоялось открытие экспозиции "Зимний дворец
Петра I" в здании Эрмитажного театра. Особенно активная деятельность, связанная с Эрмитажем, была развёрнута в 1999-2004
гг., в этот период были открыты "Эрмитажные комнаты" в Сомерсет-Хаусе (Лондон),
выставочный центр "Эрмитаж - Гуггенхайм" в Лас-Вегасе и выставочный комплекс
"Эрмитаж - Амстердам" в Амстердаме. В это же время были открыты несколько экспозиций
в восточном крыле здания Главного штаба, в том числе Музей гвардии, экспозиции
Музей геральдики и Музей наград в Константиновском дворце, и Музей фарфора на
территории Ленинградского фарфорового завода.
Насадки на каблуки
Эрмитаж начал революционный эксперимент. Вместо войлочных тапок посетительницам
на шпильках здесь будут предлагать одноразовые насадки на каблуки. Если результат
оправдает надежды музейщиков, "антишпильки" станут производить в промышленных
масштабах.
Проект музейной обуви разработали студенты Мухинского училища в начале 2000-х,
но тогда идеей молодых авторов не заинтересовалось ни одно музейное хранилище.
Десятилетие спустя о них вспомнил главный музей Северной столицы. В Эрмитаже
рассудили, что насадки на каблуки обойдутся дешевле регулярного ремонта полов.
Пока заказана первая, экспериментальная, партия - 500 пар.
Использованные "антишпильки" планируют отправлять на переработку, поэтому
для них на выходе поставят специальные контейнеры. |