Достопримечательности
Санкт-Петербурга > Михайловский замок
Михайловский замок
Михайловский замок
— крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского
зодчества XVIII века. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы
Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е годы), разобранного по приказу императора
Павла I сразу после смерти его матери — Екатерины II. Общий замысел создания
замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа
над проектом его будущей резиденции началась в 1784 году. В процессе проектирования,
которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным
образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 годов. К
работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье,
В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась
Гатчина.
Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия
на престол в ноябре 1796 года. 28 февраля 1797 года состоялась церемония закладки
замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны,
который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку
его интерьеров. 8 ноября 1800 года, в день Святого Архангела Михаила, замок
был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались
до марта 1801 года.
Архитектура
Замок расположен между рекой Мойкой и Фонтанкой, а с южной стороны его были
прорыты каналы. Таким образом, территория замка была изолированна от города.
В плане замок представляет квадрат с центральным веутренним восьмигранным
двором. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом
моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью, на которой в 1800
г. была поставлена конная статуя Петра I работы Растрелли - отца, выполненная
им в 1743 г.
В общий первоначальный ансамбль Михайловского замка входили и павильоны,
расположенные перед площадью, по сторонам главного въезда во дворец, также
построенные Бренной по проекту Баженова. Центральная часть южного фасада контрастно
выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных
ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном
и аттиком над ним. Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему
саду, разработан как парковый. В его центре расположена широкая украшенная
скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой
тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным
аттиком. Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованны
однотипно как подчиненные.
В этом произведении, хотя и измененным Бренной, который перегрузил здание
декоративными деталями, нарушившими его тектоническую ясность, у Баженова
наметились приемы, сложившиеся позднее в русской архитектуре начала XIX в.
Строго ограниченный заданием построить для Павла I замкнутое сооружение, изолированное
от города подъемными мостами и рвами, Баженов преодолел замкнутый характер
наружного облика здания и создал тектонически ясную, уравновешенную композицию,
ориентированную на площадь с монументом. Зарождение новых приемов проявилось
также в контрастном выделении главного фасада, неразрывно связанного с площадью,
и постановке по его центру на площади конной статую Петра I. Оно выразилось
и в своеобразной свободной трактовке колоннады портика, и в строго определенном
размещении и тонкой прорисовке декоративных деталей, противопоставленных протяженным
гладям нерасчленненых больших плоскостей стен, контрастно чередующихся с рустованными,
и в ряде других, характерных уже для архитектуры начала XIX в черт. .
Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные
тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития
русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как
самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились
художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца —
императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался
замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с
севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров
омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным.
Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную
перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные
мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в
1745-1747 году по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого
прадеда Павла I.
Замок сегодня
В настоящее время в отреставрированных залах замка открыты постоянные экспозиции
- "Античные сюжеты в русском искусстве", "Эпоха Ренессанса
в творчестве русских художников", "История замка и его обитателей"
и "Открытый фонд скульптуры". К 300-летнему юбилею города были реконструированы
и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного
моста - часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок.
В современной информационной зоне на экранах пяти сенсорных компьютеров
в интерактивном режиме посетители могут самостоятельно совершить компьютерную
экскурсию по залам Русского музея и получить полную информацию об истории
дворцов, входящих в музейный комплекс, о его коллекциях и временных выставках.
Здесь же демонстрируются компьютерные фильмы "Архитектурный портрет императора
Павла I" и фильм о реставрации и восстановлении архитектурного облика
Михайловского (Инженерного) замка.
|