IТеатры Санкт-Петербцрга > Александринский Театр
Александринский Театр
Первый государственный драматический общедоступный театр в России был открыт
в Санкт-Петербурге 30 сентября 1756 Указом императрицы Елизаветы Петровны об учреждении
«Русского для представлений трагедий и комедий театра». Директором театра назначается
первый русский драматург А.П. Сумароков, во главе труппы – создатель первого
постоянного русского театра, актер – Ф.Г. Волков. После смерти Ф.Г. Волкова, в
1763 труппу возглавил И.А. Дмитревский – старейший русский актер. Александринский
театр получил свое название в 1832 в честь жены императора Николая II, Александры
Федоровны. В том же году, ранее не имевший постоянного помещения, театр был
размещен в новом здании, построенном по проекту архитектора К.И.Росси.
История Александринского театра теснейшим образом связана с историей русской
театральной культуры. В начале своего пути русский театр ориентировался на
европейские образцы, избирая пьесы такого направления, как классицизм, выражающий
идеологию абсолютизма (П.Корнель, Ж.Расин). Это не могло не сказываться на
исполнительской практике. О ней словами великого артиста М.С.Щепкина сказано
следующее: «С 1805 года я на сцене, я застал декламацию, сообщенную России
Дмитревским, взятую им во время своих путешествий по Европе в таком виде,
в каком существовала на европейских театрах, которая состояла в громком, почти
педантическом чтении с страшным ударением на каждую рифму и с ловкой отделкой
полустиший, и это все росло, так сказать, все громче и громче, и последняя
строка монолога произносилась, сколько хватало сил у человека». В игре актеров
преобладали «жесты» и декламация, особенно в трагической части репертуара.
Немногие актеры пытались преодолеть созданные подражанием каноны, поскольку
публика первого театра, ставшего в 1759 придворным, поощряла исполнителей
к громким выкрикам и условным, заученным, как по картинам, телодвижениям.
Исключением в этом ряду мог быть только сам Ф.Волков, обладавший мощным темпераментом,
яркой эмоциональностью и универсальной техникой, позволяющей играть, как в
трагедиях, так и в комедиях.
В дальнейшем именно комедийный репертуар позволит актерам Александринского
театра приблизиться к более реалистической манере исполнения. В репертуар
театра во второй половине 18 в. входили произведения Я.Б.Княжнина, сатирические
комедии В.В.Капниста, И.А.Крылова, из европейских – Ж.Б.Мольера. Большую роль
в истории театра сыграло творчество Д.И.Фонвизина, создавшего в своих комедиях
полноценные реалистические образы. Это давало актерам настоящий современный
материал, требующий более глубокого подхода, наблюдательности, живого разнообразия
в мимике и пластике.
Исполнительское искусство Александринского театра рубежа 18–19 вв. характеризовалось
преодолением условных приемов классицизма, усилением эмоционально-психологического
начала, стремлением к жанрово-бытовой конкретизации образа. В труппе состояли:
С.Н.Сандунов, А.М.Крутицкий, П.А.Плавильщиков, Я.Е.Шушерин. Возникновение
в репертуаре таких новых жанров, как «мещанская трагедия» и «слезная» драма
(в литературе это направление называется сентиментализмом) также повлияет
на стиль актерского исполнения. В нем постепенно исчезает ложный пафос, схематизм,
псевдогероические «котурны», появляется все больше искренних интонаций.
В период Отечественной войны 1812 на сцене большое значение приобрели патриотические
трагедии В.А.Озерова с участием великолепных трагических артистов – Е.С.Семеновой
и А.С.Яковлева. Это был могучий всплеск трагедии классицизма, когда старая,
жестко регламентированная форма наполнилась новым содержанием, подлинным патриотическим
подъемом. Творчество Е.Семеновой впоследствии получило высокую оценку в статье
А.С.Пушкина Мои замечания о русском театре (1820). «Говоря об русской трагедии,
говоришь о Семеновой и, может быть, только о ней. Одаренная талантом, красотой,
чувством живым и верным, она образовалась сама собою».
Этот период характеризуется и расцветом легких жанров – водевиля и комедии.
Их сочиняли такие театралы, как М.Н.Загоскин, Н.И.Хмельницкий и А.А.Шаховской,
упомянутый в Евгении Онегине: «Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный
рой». На сцене театра были поставлены ранние комедии А.С.Грибоедова – Молодые
супруги (1815) и Притворная неверность (1818). Среди исполнителей комедийного
репертуара – М.И.Вальберхова и И.И.Сосницкий. Пройдя школу водевиля, актеры
совершенствовали свою пластику, оттачивали внешнюю технику до блеска, учились
мастерству пения и танца. Эти качества петербуржцев вскоре были отмечены,
как самые сильные их стороны. Москвичи же по большей части поражали содержательной
стороной своего искусства. «…Вообще в сценическом отношении Петербург отличается
от Москвы большим умением, если не быть, то казаться удовлетворительным со
стороны внешности и формы. Словом, сцена в Петербурге больше искусство, в
Москве же она – талант», –писал критик В.Г.Белинский. Сравнивая исполнение
М.С.Щепкина с И.И.Сосницким (актеры играли роли одного плана), предпочтение
отдавалось Щепкину, светящемуся лиризмом и теплотой. Сосницкий был менее характерным.
В 1820-е Александринский театр обратился к романтическому репертуару. Инсценировались
поэмы Пушкина, В.А.Жуковского, романов В.Скотта, и др. Под их воздействием
сложились принципы романтического, эмоционально-наполненного актерского искусства.
|