Deutsche VersionEnglish VersionБългарска версияWersja Polska

Saturday, 21 December 2024
Туры в Санкт-Петербург и пригороды
Туры в Петербург
Туризм
Общая информация
Дворцы
Мосты
Музеи
Острова
Площади
Туристкие хиты
Финский залив
Церкви
Гостиницы
Пригороды
Гатчина
Кронштадт
Ораниенбаум
Орешек
Павловск
Петергоф
Царское Село
Шуваловка
Музеи
Аврора
Артиллерийский
Кунсткамера
Петропавловская крепость
Русский музей
Эрмитаж
Дворцы
Александровский
Аничков
Белосельских Белозёрских
Большой Дворец
Екатерининский
Елагиноостровский
Зимний
Меншиковский
Михайловский
Монплезир
Мраморный
Павловский
Стрельниский
Чесменский
Шереметьвский
Юсуповский
Храмы
Александро-Невская Лавра
Исакиевский собор
Казанский собор
Князь-Владимирский Собор
Ксении Блаженной
Петропавловский собор
Смольный Собор
Спас на Крови
Театры
Александринский
Камерный музыкальный
Мариинский
Товстоногова
Спас на Крови

Церкви Санкт-Петербурга > Спас на крови

Спас на крови

Храм Воскресения Христова (Спас на крови) возводился как общенародный историко-мемориальный комплекс. Собор увековечил память императора Александра II, его реформаторский курс преобразований, и выразил покаяние народа России.

Вместе с тем, Спас на крови - исторический памятник трагическим событиям 1 марта 1881 года.

Было бы неправильно воспринимать этот храм только как культовый объект, прочтение его шире и глубже. Идейно-образная структура Спаса отражает не столько культовое, сколько политическое, историческое, художественно-стилистическое и даже градообразующее начало.

Примыкающая к собору территория - одна из наиболее старых частей Петербурга, "ядро" центра города, сформировавшегося в первой трети XVIII века. В этот период складывается городская система коммуникаций, когда Большая и Малая Конюшенные улицы служили транспортным каналом между Придворным конюшенным ведомством и Невским проспектом. Расположение храма в сердце города определило высочайший уровень ценности окружающего пространства. Здесь особенно богата историко-культурная среда, представленная такими сокровищницами духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большой зал филармонии и храмы различных конфессий. Пожалуй, в историческом центре Санкт-Петербурга нет другого подобного сооружения, противопоставленного окружающей архитектурно-пространственной среде, - своим силуэтом, композицией, богатым декоративным убранством.

Собор привлекает пышностью и количеством декора: фигурными наличниками, кокошниками, поясками, изразцами, цветной глазурованной черепицей. Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м. Его колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи.

Казалось, благодаря особенностям архитектуры и убранства храм Воскресения Христова должен стать диссонирующим элементом окружающего пространства. Но он гармонично вошел в городской ландшафт, в основном благодаря реконструкции этой части Петербурга, выполненной по проектам инженеров Г.Г.Кривошеина, Н.Н.Митинского, Н.А.Житневича и архитекторов А.А.Парланда и Р.Ф.Мельцера.

В 1892 году напротив колокольни Спаса на крови возвели широкое деревянное перекрытие Екатерининского канала, наподобие Синего и Казанского мостов, образовавшее выложенную брусчаткой площадь перед входом в храм.

Южная, восточная и северная стороны этой площади были оформлены дугообразной оградой, выполненной по проекту Парланда. Она состояла из 52 звеньев со стилизованным растительным орнаментом, кованных на петербургском заводе К.Винклера в 1903 - 1907 годах. Вдоль ограды устроили тротуар из лещадных плит с гранитным цоколем, с южной и северной сторон примыкавших к тротуару собора. Восточную часть площади перед храмом оформляли газоны и цветники.

Храм Воскресения Христова никогда не мыслился, да и не был оплотом исключительно церковной жизни. Об этом не помышляли даже деятели церкви. И для них он был храмом-памятником, храмом-символом.

Вот что писал по этому поводу высокообразованный и широко мыслящий протоиерей Н.Антонов: "Вот этот-то храм Воскресения Христова и прилегающий к нему район и надлежало бы сделать средоточием всего того, что имеет художественное отношение к императору Александру II, и проще всего, в области живописи и вообще изобразительного искусства".

Как музей рассматривал Антонов и ризницу Спаса на крови, даже предлагал расширить этот музей (возможно, намечалось построить еще одно небольшое здание в Михайловском саду). Разумна и его мысль об устройстве своеобразного музея в самом саду - установке статуй деятелей русского искусства второй половины XIX века, и, прежде всего, самого императора Александра II.

Спас на крови Антонов и его единомышленники хотели видеть "приютом" русской национальной музыкальной культуры, центром духовного пения, выступлений хоров. В ту пору не шла речь об этом соборе как о постоянно действующей церкви - все понимали его исключительную художественную ценность. Ни одно из этих предложений не устарело в наше время. По существу, это готовая программа возрождения храма.

Президиум ВЦИКа (протокол № 67 от 30.10.1930 г.) постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова. На длительный период духовно-просветительная роль собора-памятника, сперва как храма придворного, затем приходского, оказалась невостребованной.

Секретариат Центрального совета Общества политкаторжан в ноябре 1930 года передал разоренный храм музейной секции. Но освоить грандиозное здание, да к тому же содержать его в должном порядке политкаторжанам оказалось не по силам. Некоторое время собор пустовал. Считалось, и это было на руку новым хозяевам страны, что Спас на крови не представляет ни исторической, ни художественной ценности. Началась кампания по его уничтожению.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов принимает решение о целесообразности разборки Спаса на крови по частям. Затем на некоторое время этот вопрос был снят с повестки дня.

Вновь он поднимается в 1938 году. Акцию планируют на 1941 год. Казалось, участь храма-памятника, как и многих других российских церквей, была решена. Но в связи с началом Великой Отечественной войны взрывников буквально от стен храма направили на фронт. В годы блокады в Спасе на крови размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев.

После войны собор арендует Малый оперный театр и устраивает в нем склад декораций. Здание продолжает разрушаться, после войны к "непрофильной" эксплуатации добавились разбитые стекла окон, отверстия от осколков в куполах и кровле, через которые внутрь попадала влага.

Еще один критический момент в судьбе храма - 1956 год, когда городские власти в очередной раз задумали снести собор под предлогом устройства транспортной магистрали. Началась новая кампания уничтожения культовых зданий, продолжавшаяся более десяти лет.

И только в 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении. А в 1970 году директору музея "Исаакиевский собор" Г.П.Бутикову удалось доказать сначала руководству города, а затем и чиновникам Министерства культуры историческую и художественную ценность этого храма. Он же ходатайствует о передаче памятника своему музею в качестве филиала, для проведения реставрационных работ и открытия в будущем музея.

Исполком Ленгорсовета 20 июля 1970 года принимает решение № 535 "Об организации филиала музея "Исаакиевский собор" в здании бывшего храма Спаса на крови". Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года.

К этому времени храм Воскресения Христова находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

Сначала был выполнен большой объем общестроительных и инженерных работ, без которых реставрацию начинать было невозможно. Параллельно научные сотрудники музея изучали архивные материалы по Спасу на крови, и не только в Ленинграде, но и в Москве, Свердловске и Барнауле. Для определения состояния декоративно-художественного убранства памятника и выдачи рекомендаций по реставрации заключались договоры с институтами и научно-исследовательскими лабораториями.

Непосредственно к реставрации приступили только в 1980 году.

Первый этап научно-реставрационных и восстановительных работ был завершен 19 августа 1997 года, и музей-памятник "Спас на крови" открыл свои двери для посетителей. Основа его экспозиции - архитектура и художественно-декоративное убранство.

В силу своей специфики музей экспонирует произведения культового искусства, гармонично сочетающие в себе художественно-информационную и мемориальную ценность.

Экспозиция музея "Спас на крови" - одно из средств познания отечественной истории и культуры. Он видит свою задачу в раскрытии исторической и художественной ценности собора, позволяет нашим современникам испытать чувство сопричастности к отечественной истории и культуре.

Храм Воскресения Христова - единственный сохранившийся в Петербурге памятник императору Александру II.

Ближайшие задачи государственного музея "Спас на крови" - восстановление прежнего статуса историко-мемориального комплекса.

 
Чат с менеджером
Туры в Санкт-ПетербургОтели Санкт-Петербурга Поиск дешевых авиабилетов
Туры в Санкт-Петербург Подбор отеля Авиабилеты

Скидки предоставляются:

  • пенсионерам и ветеранам
  • турагентствам
  • постоянным клиентам
  • именинникам в день рождения и на следующий день
Позвонить в офис (495) 363 3512 Telegram