Италия > Флоренция
> Достопримечательности
Достопримечательности Флоренции
Дворец Барджелло был заложен в 1255 г., а с 1261 г. он стал резиденцией Капитане
дель Пололо, который имел высшую исполнительную власть. Здание строили около
100 лет; в 1280-1285 гг. его расширили, создав большой внутренний двор с просторными
готическими лоджиями. Барджелло представляет собой настоящую крепость с толстыми
каменными стенами и башней высотой в 57 м. Здание не имеет парадного входа:
надо сначала войти во двор, в центре которого находится колодец на случай осады.
В настоящее время в нем помещается Национальный музей.
Напротив колокольни на Соборной Площади находится Баптистерий святого Иоанна
Крестителя, восьмигранная постройка в романском стиле, построенная в ХI-ХII
вв. на развалинах дворца I в. Внешние стены Баптистерия облицованы белым и зелёным
мрамором, полосы которого подчёркивают архитектурные особенности здания. Внутри
купол покрыт мозаикой романской эпохи. Внутри находится бронзовая статуя "Магдалина"
и гробница антипапы Иоанна скульптора Донателло.
Справа от церкви Санта Кроче расположены монастырские дворы. В глубине первого
из них - прекрасного двора XIV в., находится Капелла Пацци. Она является одним
из замечательных произведений архитектуры эпохи Ренессанса: её начали строить
в 1443 г. по проекту Брунеллески, а в 1461 возвели купол, который, однако, не
имеет отношения к первоначальному проекту. Капелла украшена изящной терракотой
Луки делла Роббиа и др. На просторной площади перед храмом (где организуются
митинги и концерты) во второй половине XIX в. поставили памятник Данте Алигьери.
Недалеко от Палаццо Веккио возвышается Лоджия лей Ланци: здание было построено
в 1376-1382 гг., по чертежу Андреи Орканьи. Представляет собой высокую и просторную
трёхарочную лоджию. В период правления герцога Козимо I здесь жили наёмные
стражники (ландскнехты), откуда и её название. Сейчас в Лоджии посетители
могут увидеть шедевральные статуи, среди которых выделяется Персей скульптура
Бенвенуто Челлини.
Палаццо Веккьо (старый Дворец), доминирующий над площадью важнейшее гражданское
здание Флоренции и очень интересный пример общественного здания Средневековья.
Дворец возвышается на том месте, где находились дома-башни гибеллинского семейства
дельи Уберти, разрушенные гвельфами. Палаццо Веккьо является, по сути, хорошо
укреплённой крепостью со сторожевой башней высотой в 94 метра. Палаццо Веккьо
строился с 1284 по 1341 гг., а проектировал его знаменитый архитектор Ариольфо
да Камбио. Внутри дворец неоднократно перестраивался и из-за этого потерял первоначальный
вид; самые важные работы были выполнены зодчими Кронака и Буонталенти, а окончательные
- Вазари после того, как Медичи, ставшие герцогами, выбрали дворец своим местом
жительства.
Палаццо Питти - самый грандиозный дворец Флоренции. Был построен в 1440 г.
по проекту Брунеллески для Луки Питти - богатого купца соперника Медичи. В 1540
г. дворцом завладели Медичи и архитектор Амманнати построил грандиозный двор
во флорентийском стиле. Впоследствии дворец перестраивали вплоть до XIX в. В
1550 г. он стал жилищем Медичи, затем Австро-Лотарингских герцогов, а когда
Флоренция стала столицей Италии, здесь жила королевская семья. В настоящее время
в нем разместился один из самых знаменитых музеев города - Галерея Питти.
Палаццо Медичи-Риккарди (1443-1459 гг.) был построен по приказу Козимо I архитектором
Микелоццо. Он стал первым дворцом и Италии в стиле ренессанс. Несмотря на то,
что его стены толстые и крепкие, как стены настоящего средневекового замка,
дворец элегантен, благодаря продуманным пропорциям, красивым окнам и обрамлением
дверей: его третий ярус завершается декорированным карнизом в стиле Древней
Греции. Все комнаты сооружены вокруг большого внутреннего двора. На внешней
стене здания сохранился фамильный герб Медичи: шесть шаров на простом фоне,
являющиеся пилюлями и напоминающие о корнях Медичи - их предки были врачами.
Палаццо Строцци - последнее крупное здание флорентийского Возрождения. Его
начали строить в 1489 г. по проекту Бенедетто да Майано, а после Палаццо Строцци
достраивался Симоне дель Поллайоло. Трехэтажное массивное, но в то же время
элегантное и красивое здание полностью построено из каменных блоков и увенчано
широким карнизом. Внутри дворца имеется прекрасный двор, работы Кронака. Сейчас
в здании находятся: Отечественный Институт по истории Возрождения, Итальянский
Институт истории искусства. Библиотека Вьечче и Галерея "Строцдина". Каждый
год здесь устраиваются международные выставки.
Недалеко от собора возвышается церковь Сан Лоренцо. Это - один из древнейших
храмов Флоренции; его освятил епископ Милана Амброджо. В 1420-1446 гг. Брунеллески
по приказу семейства Медичи произвёл капитальную перестройку церкви. Медичи
очень любили этот храм - они считали святого Лоренцо своим покровителем. Являет
образец возвышенной и в то же время неброской красотой, которая является идеальным
художественным воплощением духа Ренессанса. В 1420-х г. Брунеллески построил
в церкви.
На Соборной площади - одном из самых гармоничных архитектурных ансамблей мира,
возвышаются уникальные памятники: собор Санта Мария дель Фьоре, Колокольня и
Баптпстерий св. Иоанна Крестителя. Собор был начат в 1296 г. архитектором Арнольдо
да Камбио на месте древней церкви Санта Репарата. Архитектор хотел построить
колоссальное здание, в котором купол был бы самым заметным элементом, как снаружи,
так и внутри.
Сан Миньято аль Монте
Церковь Сан Миньято аль Монте - замечательное произведение проторенессансного
искусства. Она построена в очень живописном месте, на обрывистом берегу реки
Арно, где покоились останки Святого Миньято (по легенде, он был армянским царевичем,
служившим римлянам и принявшим мученическую смерть за свою приверженность к
христианской вере в III в.). Базилику строили начиная с XI в. до XIII в. Прекрасен
её инкрустированный темно-зелёным и белым мрамором фасад. В нижней части фасада
расположены пять лёгких арок; замечательна мозаика XIII в. "Христос на троне
между Марией и Миньято".
Санта Мария дель Кармине (построена в Средневековье) славится фресками Мазаччо
на стенах капеллы Бранкаччи. В этих фресках молодой художник Мазаччо (1401-1428
гг.) проявил себя как опытный художник, в совершенстве владеющий светотенью
и перспективой - главными приёмами реалистической живописи.
Санта Мария Новелла - церковь Доминиканцев строили с 1278 г. до 1360 г. Колокольня
была пристроена по проекту архитектора Якопо Таленти. Облицовка фасада выполнена
в XIV в. в готическом стиле по проекту архитектора Леона Баггиста Альберти.
В фасаде гармонично слились элементы традиционного флорентийского стиля, инкрустации
из белого, зелёного и розового мрамора, готические арки в нижнем ярусе и чисто
ренессансный главный вход, воспроизводящий портал римского Пантеона.
Доминиканский монастырь Сан Марко был полностью перестроен в 1437-1452 гг.
архитектором Микелоццо на средства Козимо Медичи Старшего. Монастырь является
одним из шедевров архитектуры Ренессанса. В .XVII-XVIII вв. церковь Сан Марко,
переделали в стиле барокко. Очень интересны и другие помещения монастыря - приют,
умывальня, трапезная где. рядом с фресками Анджелико можно любоваться произведениями
Фра Доменико Гирландайо и др. Фрески Анджелико находится в 44 кельях на втором
этаже.
Туристические достопримечательности Флоренции, в основном,
находятся в четырёх центральных районах. Их легко осмотреть в ходе прогулки.
Центр города расположен вокруг собора Санта-Мария дель Фьоре (Santa Maria del
Fiore), площади Синьории (Piazza Della Signoria) и базилики Санта-Кроче (Santa
Croce). Остальные три объекта - это площадь Сан-Лоренцо (San Lorenzo),
церковь Санта-Мария Новелла (Chiesa di Santa Maria Novella) и район Ольтрарно
(Oltrarno), то есть "за Арно".
Что гостю города обязательно и в первую очередь стоит посетить?
Памятники на Пьяцца дель Дуомо являются символами Италии. Собор Санта-Мария
дель Фьоре, то есть "цветок Святой Марии", который часто называют просто
Дуомо (собором), со знаменитой красным куполом доминирует над крышами Флоренции.
Его начал строить в 1296 году архитектор Арнольфо ди Камбио на месте другого
более древнего храма Санта-Репарата. В последующие 150 лет над строительством
собора работали такие известные художники и архитекторы, как Джотто, Пизано,
Таленти, Гиберти. Неотъемлемой частью комплекса Дуомо являются колокольня Джотто
и баптистерий (крестильня) со знаменитыми "Вратами Рая" Лоренцо Гиберти.
Изначально предполагалось, что он будет иметь куполообразную крышу. Проблема
заключалась в том, что ни флорентийцы, никто либо другой не имели ни малейшего
представления о том, как сделать его таким широким. Затем в 1440-х годах Филиппо
Брунеллески предложил решение. Его революционный двухэтажный купол (cupola)
является высшим достижением флорентийской архитектуры. Вы можете подняться на
фонарь, чтобы полюбоваться одним из лучших видов на город. (Будьте осторожны:
это путешествие определенно не для клаустрофобов или тех, кто боится высоты.)
Площадь Синьории - главная площадь города - возникла в результате
сноса части домов, принадлежащих приговоренным к забвению сторонникам императорской
власти (гибеллинам). В конце XIII века Арнольфо ди Камбио соорудил здесь резиденцию
правительства Флорентийской республики - дворец Синьории (Palazzo Della Signoria),
который в XVI веке стали называть просто Старым дворцом (Palazzo
Vecchio). Свой окончательный вид здание и площадь приобрели в эпоху Возрождения
при власти рода Медичи. Оформление площади дополняет ряд скульптур, которые,
в основном, экспонируются в лоджии Ланци (Loggia dei Lanzi). Это аркадное сооружение
предназначалось первоначально для собраний, а сейчас является музеем. Там, среди
прочего, находится великолепный "Персей с головой Медузы" Бенвенуто
Челлини. Стоит осмотреть также фонтан Нептуна, созданный Бартоломео
Аммананти. Рядом с дворцом Синьории находятся сооружения, где в старину размещались
городские власти. Со временем их приспособили под одну из важнейших художественных
экспозиций мира - галерею Уффици (Galleria degli Uffizi).
Флорентийские художники, скульпторы и архитекторы по-прежнему привлекают миллионы
посетителей каждый год. В Галерее Уффици собрана лучшая в мире
коллекция живописи эпохи Возрождения: здесь представлены работы Джотто, Рафаэля,
Микеланджело, Боттичелли, Леонардо да Винчи и многих-многих других художников.
Однако самое известное произведение искусства в городе находится не в Уффици.
Давид Микеланджело - он же “Гигант” - первоначально стоял перед
Палаццо Веккьо. В 1872 году статуя была перевезена на специально сконструированном
троллейбусе-трамвае в помещение в Галерее Академии, которое было построено исключительно
для её демонстрации.
Точная копия теперь стоит на площади Давида на площади Синьории, куда можно
попасть бесплатно, чтобы насладиться художественным представлением под открытым
небом. Стоя в утренней тени Палаццо Веккьо, где разыгрывались ключевые сцены
из романа Дэна Брауна “Инферно”, вы можете увидеть, насколько Дэвид соответствует
«Геркулесу» Баччо Бандинелли, «Нептуну» Бартоломео Амманати
и конной статуи Козимо I работы Джамболоньи.
Под лоджией деи Ланци копии римских статуй соседствуют с
оригиналами в стиле маньеризма, в том числе с бронзовой скульптурой Челлини
«Персей, держащий голову Медузы» (1545).
Восьмиугольный городской Баттистеро (баптистерий) имеет более
древние корни. Никто точно не знает, когда он был построен, но определенно до
8 века. «Врата рая» Лоренцо Гиберти — бронзовые восточные двери, обращённые
к собору, — изображают сцены из Ветхого Завета, отлитые в барельефе. На их изготовление
ушло несколько десятилетий, и они были достроены в 1452 году. Отреставрированные
оригиналы выставлены в Музее оперы Дуомо, который открылся в значительно расширенном
помещении в 2016 году.
Почти столь же значимой в истории искусства является церковь Санта-Мария-Новелла.
В его многоцветном фасаде сочетаются романский стиль, который был заложен при
строительстве церкви в 1246 году, и геометрический ренессансный классицизм в
верхних отделках, гармонично дополненный Л. Б. Альберти в 1460-х годах.
Полотно Мазаччо «Троица» было первой картиной, реалистично
изображавшей линейную перспективу на плоской поверхности. Когда она была представлена
в 1428 году, изумленные флорентийцы были убеждены, что Мазаччо пробил дыру в
стене - настолько реалистичной была картина.
На другом конце города, в нефе церкви Санта-Кроче, расположены
монументальные надгробия знаменитых флорентийцев, в том числе Микеланджело (он
умер в Риме, но его тело было тайно вывезено на родину), Маккиавелли и Данте
(это не надгробие, поскольку он умер в изгнании, в Равенне). Две трансепт-капеллы
были расписаны фресками Джотто ди Бондоне, художника начала XIV века, которого
иногда называют “Отцом Ренессанса”. Возможно, вы даже узнаете капеллу Перуцци
по картине “Комната с прекрасным видом”.
Архитектурный комплекс Сан-Лоренцо включает церковь Святого Лаврентия
(Basilica di San Lorenzo), часовню Медичи и Лауренцианскую библиотеку.
Церковь была построена на месте раннехристианской базилики, основанной ещё в
393 году, по распоряжению Медичи как символ могущества рода. Её проектирование
доверили Филиппо Брунеллески, который возвёл самый ренессансный храм Флоренции
в 1421 году. Случайные туристы с опаской разглядывают недостроенный фасад церкви
с ненадёжными на вид сводами и любуются двумя усыпальницами, которые восхищают
любителей искусства и архитектуры. Стоит также осмотреть прилегающее к церкви
здание Лауренцианской библиотеки и ведущую к нему изящную лестницу, сооружённую
по проекту Микеланджело.
Музей Барджелло представляет экспозицию итальянской скульптуры
Средних веков и эпохи Возрождения. Здесь
можно полюбоваться такими произведениями искусства, как "Бахус" Микеланджело,
"Давид" Донателло и "Меркурий" Джамболоньи. Здание, где размещается музей, первоначально
занимали городские власти. Использовалось оно также в качестве тюрьмы, казармы
для полицейских и жилища их начальника (bargello).
Палаццо Питти в районе Ольтрарно - это монументальное здание,
построенное по проекту Брунеллески для рода Питти. Это сооружение вместе с прилегающими
к нему садами Боболи считается одним из самых впечатляющих дворцово-парковых
комплексов Италии. В 1865-71 годах здесь находилась официальная резиденция короля
Виктора Эммануила II;. В его богато украшенных залах и апартаментах можно полюбоваться
замечательной коллекцией картин Рафаэля, Филиппо Липпи, Тинторетто, Веронезе,
Рубенса, а также работами современных художников.
В том же районе за рекой Арно стоит побывать ещё в двух церквах: Сант-Спирито
и Сан-Миниато и насладиться панорамой города с террасы на Пьяццале
Микеланджело (Piazzale Michelangelo).
Базилика Санта-Кроче (церковь Святого Креста) порой доводит
туристов до обморока. Каждый год там регистрируется с десяток приступов так
называемого "синдрома Стендаля", возникающего под воздействием избытка произведений
искусства. Его когда-то пережил и описал этот знаменитый французский писатель.
Не слишком привлекательный неоготический фасад проводит туристов в Пантеон великих
итальянцев и флорентийцев. Среди 276 надгробий можно найти могилы Данте, Микеланджело,
Макиавелли, Галилея, Россини и других…
Это, конечно, не все, чем привлекает город туристов. Вам необходимо осмотреть
и другие известные сооружения и произведения искусств: церкви Санта-Мария Новелла
с фресками Мазаччо, Сан-Марко, где в 1491-1498 годах настоятелем был известный
проповедник Савонарола, Сантиссимо-Аннунциата, Санто-Спирито, Орсанмикеле, а
также галерею Академии изящных искусств с "Давидом" Микеланджело. И много чего
ещё…
|