Ярославль — город древний и современный. На его внешнем облике отразилась
судьба Российского государства. Ярославль сыграл значительную роль в деле собирания
русских земель вокруг Москвы, оказывая помощь московским
государям. В истории Санкт-Петербурга
также можно найти немало «ярославских страниц». Ярославль — город со своими
уникальными обычаями и мироощущением. Поэтому предстоящее 1000-летие, которое
отметит город в 2010 году, может дать не только мощный импульс для дальнейшего
развития, но и в целом обобщить историческую роль, какую сыграли многие древние
города России — предшественники и союзники Москвы.
Храмовый ансамбль в Коровниках
XVII-XVIII в. когда-то украшал Коровницкую слободу, расположенную в устье
реки
Которосли. Здесь было развито производство кирпичных и изразцовых изделий
для строительства церквей и домов Ярославля. Состоящий из двух храмов Коровницкий
ансамбль создавался постепенно, несколькими поколениями зодчих и дошел до наших
времен в виде зимней церкви Иоанна Златоуста и летней церкви Владимирской Божьей
Матери с соединяющей их вдоль Волги оградой со Святыми воротами и высокой, стройной
колокольней в глубине.Храм Иоанна Златоуста - наиболее древнее сооружение ансамбля.
Он построен в середине XVII века на средства посадских людей. Во 2 половине
XVII в восточный фасад храма получил богатое декоративное убранство с великолепным
изразцовым наличником алтарного окна. Храм крупный, пятиглавый, с двумя шатровыми
приделами и низкой одноэтажной галереей с трех сторон, на которую ведут высокие
крыльца. Церковь строго симметрична, вся ее композиция устремлена вверх. Храм
Иоанна Златоуста расписан в 1730-х гг. ярославскими мастерами во главе с Алексеем
Сопляковым, который в эти годы он руководил работами по росписи целого ряда
храмов. В 1669г создание теплого храма Владимирской Божьей Матери положило начало
формированию ансамбля. Своими формами он близок к главному храму, но украшен
скромнее.Композиционным центром всего ансамбля является "ярославская свеча"-
высокая (37 м.) многоярусная колокольня, стоящая по оси двух храмов стоит. Возведение
сооружения относится к 1680 гг. и признано одним из самых стройных в России.
Святые ворота трехъярусные, с высоким арочным проездом, соединенные с храмами
невысокой оградой, построены в конце XVII века в стиле нарышкинского барокко.
Ограда стала заключительным, связующим звеном в общей архитектурной композиции.
Когда-то на колокольне висели колокола, отлитые в Сибири
на заводе Демидова. Сейчас их звон не слышен на Ярославльской земле. По своей
гармоничности и богатой силуэтом композиции ансамбль в Коровниках является шедевром
не только русской, но и мировой архитектуры.
Церковь Благовещенья
Построена на средства прихожан во второй половине XVII- начале XVIII века
в Рыбачьей слободе (Благовещенской) на месте сгоревшего деревянного храма.Постройка
представляет собой тип холодного храма с двумя престолами. Ее ансамбль также
включает теплую церковь святого Димитрия Угличского с престолами Вознесения
Господня и св. Митрофана Воронежского и колокольни.Композиция сооружений предельно
проста: одноэтажный, пятиглавый, бесстолпный храм с четырехскатным покрытием
и глухими барабанами. Галереи, приделы и подклет отсутствуют.Храмовый ансамбль
церкви Благовещения украшает панораму Волжской
набережной. С запада к нему пристроена широкая закрытая паперть, над которой
прежде возвышалась высокая ярусная колокольня. Стены храма, гладкие, без декора,
прорезаны большими арочными нишами окон. Лаконизм в обработке фасадов восполняется
прекрасными пропорциями этого сооружения.Храм послужил прообразом многих ярославских
церквей XVIII века. Главы церкви в середине XVIII века были переделаны в стиле
барокко. Храм расписан в 1700-х г.г. артелью ярославских мастеров во главе с
Федором Игнатьевым и Федором Федоровым.
Церковь Вознесенья
Не внушительных размеров, с мало выразительными фасадами: она неоднократно
перестраивалась.В 1860-е г.г. на средства ярославского купца А. И. Вахрамеева,
по проекту архитектора А.М. Достоевского (брата знаменитого писателя) к храму
были пристроены трапезная и трехъярусная колокольня в стиле классицизма.
Церковь Рождества Христова
Сооружена в 1636- 1644гг. на месте деревянного храма. Ансамбль, состоящий из
холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни, создавался постепенно.
Заказчиками были прихожане, "гости государевой сотни", видные участники
земского ополчения Минина и Пожарского 1612г. Первоначально здание храма было
четырехстолпным, пятиглавым с позакомарным покрытием на подклете.Церковь Рождества
Христова интересна как первый храм в Ярославле, где в декор стен главного барабана
были введены изразцы. Главы были покрыты изразцовой черепицей. Храм расписан
в 1680-е гг. артелью мастеров, предположительно, со знаменщиком Дмитрием Семеновым.В
настоящий момент к юго-западному углу церкви пристроен главный Казанский придел
в виде четырехугольной башни с маленькой галерейкой. Он завершается ажурным
крестом, являющимся одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов
и медников. Казанский придел соединялся переходом с колокольней, возведенной
в середине XVII века.Колокольня - уникальный памятник, не имеющий аналогов в
русской архитектуре. В одном здании соединены Святые ворота, надвратная церковь
и венчающая ее колокольня, имевшая ранее часы. Высота колокольни - 38,34 м.
Ее богатый западный фасад замыкает перспективу одной из полукольцевых улиц города,
выходящей к Волге.Ансамбль Рождества Христова по композиции и декору - новый
этап в развитии ярославского зодчества.
Ильинско-Тихоновская церковь в Ярославле
1825-1831 гг. расположена в северо-восточном углу кремля на
высоком волжском берегу. Ныне существующий каменный храм построен в стиле классицизма
в первой половине XIX века.По преданию, на этом месте в начале XI века по указу
князя Ярослава Мудрого был срублен первый храм Ярославля. В XVII веке деревянный
храм был заменен каменным.Храм двухэтажный. В нижнем этаже расположена теплая
церковь с тремя престолами. Главный - в честь ярославской иконы Божьей матери.
В средней части два придела: во имя Михаила Архангела и во имя Тихона Амафундского.
В верхнем этаже - холодная церковь во имя пророка Ильи. Храм завершается куполом.Величественные
многоколонные портики на всех четырех фасадах здания, эффектная многоступенчатая
наружная лестница во второй этаж, четкий план здания напоминают о лучших традициях
русской архитектуры первой четверти XIX века.
Спасский монастырь Ярославля
С XIII в. в связи с образованием нового княжества Спасский
монастырь XII в. являлся усыпальницей династии ярославских князей.Древнейшее
здание в монастыре и во всем Ярославле - Спасо-Преображенский собор (1506-1516).
Северная паперть собора была в свое время монастырским книгохранилищем. Здесь
в конце XVIII в. обнаружена знаменитая рукопись "Слово о полку Игореве".Облик
храма строг и изящен. Поставленное на высокий подклет его здание четырехстолпное,
трехглавое, с открытыми галереями.В архитектурном оформлении фасадов сочетаются
два стиля: древнерусские формы с элементами западноевропейской ордерной системы.
Формы барабанов схожи с главами владимирских и новгородских храмов ХИ-ХШ вв.
Они выполнены с узкими окнами и шлемовидными куполами. А тонкие профили закомар
и карнизов храма напоминают Архангельский собор, возведенный в Москве итальянским
зодчим Алевизом Новым.Особого внимания в интерьере Спасского собора заслуживают
фрески, написанные московскими мастерами в 1563-1564 гг. Росписи этого времени
очень редки. На западной стене размещены сюжеты Страшного суда, где фреску "Шествие
праведных в рай" отличает легкий рисунок округлых лиц. Роспись южной и
северной стен состоит из трех ярусов. В верхних расположены библейские и евангельские
сюжеты, в нижнем ярусе - семь Вселенских соборов. Пейзажные фоны представляют
настоящую коллекцию древнерусских архитектурных форм: звонницы, одноглавые храмы
с восьмискатными кровлями, многоглавые соборы, украшенные раковинами или круглыми
окнами.В апсиде изображен Иоанн Предтеча с суровым, изможденным лицом, а также
сидящая на троне Богоматерь с Младенцем в окружении пророков со свитками пророчеств
о рождении Христа. Одна из самых значительных композиций храма - "Преображение"
- расположена на восточной стене. В уникальном иконостасе собора сохранились
тринадцать икон деисусного ряда XVI в. (ныне находятся в музее).Над постройками
монастыря доминирует звонница - крупное монументальное сооружение XVI в. Ее
облик складывался на протяжении нескольких столетий. В нижнем ярусе была церковь,
где сохранились фрагменты росписей, а к северной стене примыкала галерея, соединявшая
звонницу с собором и церковью Входа в Иерусалим. Она была пристроена в 1617-1619
гг. к собору и частично сохранилась до наших времен. Существующее завершение
звонницы в псевдоготическом стиле появилось в 1809-1823 гг. Туда ведет весьма
крутая лестница из многих ступеней, зато открывающийся на город вид стоит потраченных
усилий.
Николо-Сковородский мужской монастырь Ярославля
Согласно преданию, название монастыря произошло от чугунного
била (сковороды), которым созывали монахов на службу, и от глинистой почвы,
на которой стояла обитель.Храм был приписным к Спасскому монастырю, чьи владения
располагались рядом: сельцо Меленки и Доилова слобода, чуть подальше на запад
деревня Творогово. Через ручей напротив возникает Толчковская слобода кожевников,
росту и развитию которой способствовало расположение Ярославля на перекрестке
торговых путей.Монастырь был разорен поляками в 1609 г. В 1650-х годах в обители
жил блаженный юродивый Илья, предрекший большой пожар, от которого выгорел весь
город. Обитель окончательно упразднили в 1660-х годах и на его месте поставили
посадский деревянный храм Николая чудотворца.Каменные храмы построены во 2 пол.
XVIIв. Холодный - Николы на Меленках с приделом св. Прокопия Устюжского построен
купцом Дурандиным (в монашестве Макарий) в 1672 г.В 1683 г. была построена теплая
каменная одноглавая церковь Успения Божией Матери. В 1885 г. в ней был устроен
придел во имя иконы Богоматери "Всех скорбящих радость.Храмовая икона Николая
Чудотворца в церкви стала "наследием Николо-Глинищевского монастыря, сожженного
поляками в 1609 году, уцелевшая почти невредимою от пожара". Эта икона
многими почиталась как чудотворная. В храме находились также чтимые иконы Богоматери
"Всех Скорбящих Радость" и "Блаженное Чрево", четыре креста-мощевика.Владельцы
ЯБМ купцы Карзинкины были постоянными благодетелями и дарителями церкви.С начала
XVII века в Николо-Мельницкой церкви велся Синодик, в котором, наряду с именами
для поминовения, на протяжении трех столетий записывались важные события в жизни
прихода, города, страны. Этот источник, опубликованный отцом Димитрием Предтеченским
в 1908 г., представляет редкую для Ярославля возможность год за годом восстановить
те события, которые прихожане считали примечательными.Таким образом, на 1770-е
гг. монастырский ансамбль состоял из двух храмов, шатровой колокольни (на северо-западе),
небольшого погоста и ограды с северо-востока. В начале XX в. ансамбль дополнил
новый храм в честь Иоанна Спостника, Архангела Гавриила и Андрея Критского,
пристроенный к восточной стороне ограды. По названию прихода площадь перед церковью
стала Николомельницкой (современная Комсомольская). Храм впечатляет мощными
главами на высоких барабанах. В 1672 г. он стал первым четырехстолпным, пятиглавым
сооружением с позакомарным покрытием и низкими одноэтажными закрытыми галереями,
этот интерьеры церкви расписаны в нач.1700-х г.г. ярославскими мастерами во
главе с Федором Федоровым. Стенопись представляет собой образец сложившегося
ярославского декоративно- повествовательного стиля.В советское время церковь
Николы в Меленках была закрыта, в 1939 - снесена колокольня XVII века, теплый
храм Успения Богоматери в 1940-х годах перестроен. В церкви Андрея Критского
в настоящее время находится Городской дом физкультуры. В настоящее время возобновлены
богослужения в холодной церкви.
Храмовый ансамбль церкви Иоанна Предтечи в Толчкове
Знаменует собой вершину ярославской школы культового зодчества XVII века.История
закоторосльных храмов в районе Ярославской Большой Мануфактуры, выбор посвящения
их престолов в значительной степени отражает борьбу христианства с язычеством
и утверждение на этой земле христианских духовных и нравственных ценностей.
Церковь Иоанна Предтечи расположена на территории вокруг Купального (ныне Кавардаковского)
ручья. В языческие р. Которосль времена служила местом купальных обрядов, празднеств
и игрищ. В процессе распространения христианства древний языческий праздник
летнего солнцеворота,сливаясь с образом святого Иоанна Предтечи Крестителя Господня,
стал называться на Руси Иваном
Купалой. Название, видимо, связано с обычаем купания на рассвете этого дня.По
преданию, на месте церкви Иоанна Предтечи стоял женский Воскресенский монастырь,
который был разорен поляками в 1609 г.В Ярославле ко второй половине XVII века
сложился характерный облик величественного летнего приходского храма. Храмы,
возведенные на средства богатых ярославских купцов, являлись гордостью прихожан.
Толчковцы решили создать нечто необыкновенное - храм, которого еще не было в
Ярославле. 15 августа 1671 г. ростовский митрополит Иона Сысоевич благословенной
грамотой разрешил построить и освятить холодный храм в честь праздника Усекновения
Главы Иоанна Предтечи с двумя приделами. Освящение вновь построенного храма
состоялось в 1687 г. Как редкую святыню в храме Иоанна Предтечи берегли белый
атласный антиминс, который был освящен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским,
в 1704 г.На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена шестиярусная
колокольня в стиле "московского барокко". Высота ее 45 метров, соразмерна
высоте центральной главы храма. И церковь, и колокольня - самые высокие в Ярославле.В
1929-1931 гг. храмы Предтеченского прихода были закрыты, а в январе 1933 г.
церковь Иоанна Предтечи передали в ведение Ярославского музея. В 1936 г. завод
"Победа рабочих" включил здание храма в свою территорию, используя
его в качестве склада зерна и химических веществ. Благодаря вмешательству Главнауки
варварское использование храма удалось приостановить. Теплая Вознесенская церковь
снесена в начале 1950-х годов. Церковь Иоанна Предтечи ныне входит в состав
Ярославского музея-заповедника.Сегодняшний облик ансамбля составляют основная
церковь Иоанна Предтечи, колокольня и Святые ворота.Церковь Иоанна Предтечи
представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с крытыми одноэтажными галереями
с трех сторон, на которые ведут высокие щипцовые крыльца на столбах, с двумя
симметричными приделами, завершающиеся малыми пятиглавиями. Этот прием ранее
не встречался при строительстве церквей в Ярославле.Храм расписан в конце XVII
века артелью из 16 лучших мастеров "стенного писания" во главе с известными
ярославскими знаменщиками - царским изографом Дмитрием Плехановым и Федором
Игнатьевым. Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная
глава переделана в XVIII веке в стиле барокко.В убранстве храма поражает искусство
резчиков по дереву. Высокий шестиярусный иконостас сооружался на протяжении
нескольких лет. Особо почиталась храмовая икона Иоанна Предтечи, к ней прибегали,
ища исцеления, страдающие головной болью. В чтимые иконы Федоровской Богоматери
и Страстей Господних были заключены частицы мощей святых. Здесь же находились
три креста-мощевика и кипарисовый крест с Афона. Грандиозные работы по росписи
центрального храма велись в летние месяцы 1694-1695 гг. По числу стенописных
сюжетов храм Иоанна Предтечи - первый в христианском мире. Некоторые наиболее
значимые стенописные изображения получили в XVIII веке оформление в виде чеканных
серебряных венцов. Прихожане издавна почитали как чудотворный образ святой Фомаиды,
к ней прибегали "с молениями о согласии и любви между супругами и об исправлении
и спасении людей, предающихся страсти блудной". Грандиозная по размерам,
фантастическая по силуэту своих 15 глав - церковь Иоанна Предтечи ослепляет
роскошью декоративного убранства и мастерством его выполнения. Обилие изразцов,
кирпичный узор, роспись апсид и дверей придают ему исключительную нарядность.Стройная
ярусная колокольня в стиле барокко и изящные Святые ворота прекрасно дополняют
исключительную живописность силуэта храма.В 1950-г.г. были проведены уникальные
работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра
и грозившего обрушением здания. Храм Иоанна Предтечи был последним храмом "высокого
ярославского стиля", памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового
значения.
* Экскурсии, помеченные звездочками в программе тура или в аннотации,
оплачиваются дополнительно.