Древний Китай >
Разложение первобытно-общинного строя
Разложение первобытно-общинного строя
Если обратиться к «Историческим запискам» Сымы Цяни, то можно сделать вывод,
что до III тысячелетия до н. э. на территории Древнего Китая господствовал матриархат.
В «Записках» упоминается, что преемники легендарных правителей Шунь и Яо не
могли быть избраны из числа их сыновей, так как сыновья принадлежали не к их
родам, а к родам матерей. Даже в первых документах, сообщающих о руководителях
племен, ни разу не упоминается имя отца; данный факт свидетельствует о том,
что родственные отношения устанавливались только по материнской линии.
В дальнейшем племенами руководили советы родовых старейшин, назначавшие вождя
и имеющие право отстранить его от руководства в том случае, если он не справлялся
со своими обязанностями.
К концу III тысячелетия выборы вождя сменило наследное право. Руководство племенем
переходило по наследству от отца к сыну. Постепенно общественное положение семьи
вождя возвысилось над остальными членами племени, его власть стала безграничной.
На пороге II тысячелетия до н. э. с появлением бронзы древнекитайское общество
перешло от первобытно-общинного строя к рабовладельческому. Во время многочисленных
войн первобытные общины захватывали большое количество пленных, которые использовались
в качестве бесплатной рабочей силы. Самыми многочисленными племенами Древнего
Китая на рубеже II—III тысячелетий до н. э. были шан и ся, между которыми велись
постоянные войны.
По данным литературных источников, дошедших до наших времен, ритуального топора
победителями в этой борьбе оказались представители племени шан, создавшие на
территории Древнего Китая мощное государство.
|