Древний Китай > Религия Древнего
Китая
Религия Древнего Китая
Первые религии Древнего Китая — анимизм и тотемизм. Надписи на гадальных костях
свидетельствуют о том, что все явления природы китайцы связывали с волей духов.
Иньцы поклонялись духам Солнца и Луны, неба и земли, ветра и дождя, гор, рек
и т. д. Им молились и приносили жертвы, к ним обращались за советом и помощью.
Верховным иньским богом считался Шан Ди, в более поздних литературных памятниках
именуемый «Небесное божество» или «Великое небо». С появлением монархии в Иньском
государстве к божествам причисляется царь. Его считают сыном Божьим, сыном
Неба, представителем Небес на земле.
Как и во многих других странах, в Китае особенно почитался культ предков.
Иньцы верили, что души умерших обладают великой силой, способной возвеличить или
уничтожить человека.Поклонение культу предков дошло до наших времен.
Несколько позднее в Древнем Китае высшее божественное начало стало олицетворять
Небо. Но этот духовный Абсолют, не может быть отождествлен с богами других религий.
Китайское Небо не Будда и не Брахман — это верховная всеобщность, абстрактная
и безразличная к живым существам.
Одной из основных особенностей древнекитайской религии, в сравнении с верованиями
других ранних обществ, была незначительная роль мифологии. В других странах
мифологические события во многом определяли духовную жизнь людей, а в Китае
их место заняли рассказы о мудрых древних правителях.
Но нужно отметить тот факт, что в китайское общество из Индии
проник буддизм. Кроме того, в стране была создана религиозно-философская концепция
даосов, согласно которой у китайского дао было много общего с индийским брахманом.
По конфуцианской философии Дао воспринимался в качестве Великого Пути Истины
и Добродетели. Но, несмотря на эти факторы, оказавшие существенное влияние на
духовную жизнь в Древнем Китае, концепция Неба как недосягаемого Абсолюта всегда
оставалась главной в массовом религиозном сознании народа.
|