Туризм в России  
 

Всеобщая история
Древний Египет
Древний Мир
I и II мировое войны
Истории Земли
Археология
Старинное оружие
Стили архитектуры
Азия
Ассирия
Вавилон
Древняя Индия
Древний Китай
Финикия
Цивилизация хеттов
Европа
Древняя Греция
Древний Рим
Европейские страны
Скандинавские боги
Россия
История
Русские князья
Русские цари
Плакаты СССР
Египет Рамсесов

Древний Египет > Египет Рамсесов

Египет Рамсесов

Смерть Рамсеса XI в 1070 г. до н. э. положила конец не только «обновлению» ХХ династии, но также ознаменовала собой конец Нового Царства. Так как не осталось наследников царского рода, а могущественный Херихор был уже в могиле, Смендесу, который при покойном фараоне правил Нижним Египтом, как Херихор - Верхним, было суждено основать новую династию, правящую тем, что осталось от некогда блестящей державы Рамсеса 2.

По всем данным, Рамсес XI царствовал, по меньшей мере 28 лет, и так как в соответствии с архитектурной традицией гробница каждого последующего царя должна была быть на 5 процентов выше, чем усыпальница его предшественника, гробница этого фараона была спланирована самой большой. Но, однако, к моменту смерти Рамсеса XI, она оставалась недостроенной, и в любом случае телу фараона не было суждено покоиться в ней. Проведя так много времени своего царствования в Мемфисе, он отныне будет пребывать в вечности недалеко от своей родины, в Саккара, где его мумии была обеспечена лучшая охрана.

Действительно, ограбление царских гробниц показало, что Долину Царей нельзя было больше считать неприкосновенной. Почти все гробницы были уже взломаны и ограблены, большинство за годы после смерти Рамсеса 3, а некоторые, возможно, даже до того, как были запечатаны. Что касается гробниц XVIII династии, то оказалось, что их ограбили за столетие до этого. При Херихоре и его преемниках царские мумии собрали для реставрации и перезахоронения.

Реставрационные работы проходили в незаконченной гробнице Рамсеса XI. Там ограбленные мумии (у некоторых из них воры, спешившие снять с них драгоценности и амулеты, отрубали части тела) опять старательно собрали по частям и с нужными обрядами запеленали вновь. В то же самое время имело место то, что можно считать еще одним надругательством над святостью смерти: сокровища, которые не заметили грабители в гробницах или в покровах мумии, были растасканы жрецами, руководившими их реставрацией. Они даже тщательно соскоблили золотую фольгу, которой были покрыты некоторые гробы, оставив на некоторых из них только имена и титулы. Большую часть мумий так и не вернули в их собственные гробницы. Вместо этого, стараясь не допустить повторного осквернения гробниц, жрецы затеяли своеобразную игру в прятки: они переносили мумии из гробницы в гробницу в течение нескольких десятилетий. Иератические записи, бегло набросанные жрецами, и позднее найденные вместе с царскими мумиями, зарегистрировали эти реставрации и перемещения. Мумию Рамсеса 2 , например, временно хранили в гробнице его отца Сети 1. Несколько лет спустя, при Сиамуне, одном из последних царей XXI династии, ее опять перенесли. На этот раз мумию опустили в древнюю гробницу в скале царицы Инхапи, прятавшуюся под утесами в маленькой долине к югу от Дейр-эль-Бахри. Там она присоединилась к 40 другим мумиям в этом, похоже, самом безопасном месте. Подобным же образом 9 других царей, одна царица и многие царевичи были собраны вместе и укрыты во втором тайнике - гробнице Аменхотепа 2 в Долине Цapeй. Следующие 2800 лет мумии в этих двух царских склепах пролежали нетронутыми, так, как их оставили жрецы в Х веке до н. э. В 1898 году, наконец, обнаружили гробницу Аменхотепа 2 и спрятанных там царей, причем случайно - французский археолог Виктор Лоре неожиданно на нее наткнулся при раскопках другой гробницы. В г. Лубине этой второй гробницы Лоре мог только изумленно смотреть на то, что осветила его свеча: гробы монархов Нового Царства Саптаха, Сети 2, Меренптаха и Рамсесов IV, V и VI.

Подобный же поворот судьбы позволил в начале 1870-х годов обнаружить последнюю усыпальницу Рамсеса 11 в Дейрэль-Бахри. Эта история общеизвестна. Один пастух искал пропавшего козленка и заметил его на дне того, что на первый взгляд казалось глубокой ямой. Однако, как вскоре обнаружил пастух, в этой необычной яме была дверь, а за ней, в свою очередь, находилось множество тоннелей, которые вели в камеру, доверху заставленную гробами.

Пастух 10 лет хранил свою тайну, поделившись ею только с несколькими членами семьи, которые затем использовали гробницу как свой частный тайник до тех пор, пока старший брат не сообщил о ней властям. В считанные дни археологи поспешно вынесли из гробницы ее содержимое, желая скрыть эти важнейшие в египетской истории находки от местных жителей. В июне 1886 года мумия Рамсеса 2 стала почетной гостьей в Египетском Музее в Каире. Здесь, при собрании высокопоставленных гостей, французский археолог Гастон Масперо, генеральный директор Египетского общества по охране древностей, обратил внимание на три надписи на гробе царя. Первая надпись рассказывает, как мумия была отреставрирована по приказу Харихора, другие две содержат отчет о ее последующих перемещениях из места первоначального захоронения в гробницу Сети 1, а затем в гробницу царицы Инхапи. Затем генеральный директор ослабил бинты, покрывавшие грудную клетку мумии, ровно настолько, чтобы стала видна иератическая надпись на саване. В переводе эта надпись подтверждала, что тело действительно является Рамсесом II. Только тогда продолжили разбинтовывать мумию, на этот раз по всем правилам. Менее чем через 15 минут мир увидел царя, которого за его деяния в стране и на поле битвы египтологи XIX века окрестили « Великим».

Распеленав мумию, ее нашли практически совершенно сохранившейся. Этого нельзя сказать об одной из мумий, хранившейся в гробнице вместе с Рамсесом, - царице Ахмос Нефертари, матери Аменхотепа I. Когда ее окончательно распеленали, то обнаружили, что мумия быстро разлагается. Чтобы избавиться от ужасного запаха, мумию на несколько месяцев захоронили под музейным хранилищем.

Со временем мумии Рамсеса II и других царственных особ разместили в отдельном зале музея, каждого в собственном гробу, в витрине, стеклянную крышку которой откидывали сотрудники музея и служители, чтобы обрызгать мумию дезинфицирующей жидкостью из старомодного пульверизатора. Для Рамсеса II эта процедура была отдаленным напоминанием о тех давно минувших днях, когда сам воздух вокруг него был пропитан священными ароматами, предназначенными для услаждения обоняния царя - бога, а опахала непрерывно и размеренно разносили по воздуху их букет.

Но эти периодические процедуры токсичными препаратами были отнюдь не самым меньшим унижением, которое пришлось перенести мертвому царю. За прошедшее столетие после того, как обнаружили мумию, ее некоторое время выставляли в стоячем положении, погружали в ртуть, чтобы уничтожить паразитов, многократно исследовали, в том числе и с помощью эндоскопа, подвергали рентгеновскому облучению, а в 197 6 году даже отправляли самолетом в Париж для дальнейших исследований и реставрации.

В начале ХХ века английский ученый Сэр Грэфтон Эллиот Смит исследовал мумию и сделал фотоснимки. Очень может быть, что, когда один из помощников Эллиота Смита вновь распеленал мумию великого фараона, последний выразил свое мнение по поводу уделяемого ему внимания. Долго сжатые мышцы руки царя внезапно сократились. Ученые, собравшиеся вокруг тела, в испуге отпрянули, когда усопший царь, словно очнувшись от своего вечного сна, сделал неожиданный жест, как будто еще раз отдавая приказ тем, кто его окружал. «Несомненно, - как сказал археолог Джон Ромер, - если бы он мог говорить, древний царь отдал бы приказ возвратить его в тихие фиванские горы ».

Меренптах

Мысль о крахе державы не приходила в голову коренастому Меренптаху, 13-му и старшему из выживших сыновей Рамсеса, которому было за 60, когда он взошел на египетский трон. Однако вскоре фараон столкнулся с первой угрозой его власти, так как мятежи в приграничном Ханаане и Южной Сирии угрожали границам Египта впервые почти за полвека. К своей чести, Меренптах действовал быстро и подавил мятеж, затем отметил свою победу серией батальных рельефов, высеченных на стенах храма в Карнаке.

Стены Карнака также запечатлели и сцены куда более серьезной угрозы господству Египта. В пятый год царствования Меренптаха массовое вторжение ливийцев и так называемых « народов моря» сокрушило западные бастионы державы. Это был не обычный набег. Захватчики вошли в Египет с несомненным намерением осесть там. Их не устрашило столкновение с одной из самых могущественных держав того времени. Вождь ливийцев, человек по имени Марайа, например, привез с собой все свое достояние и всю семью. Со своей стороны, «народы моря» (не единый народ, а первая волна огромной миграции, которая в следующие десятилетия захлестнет цивилизации Средиземноморья) также участвовали во вторжении. Хотя сохранившиеся надписи не указывают точного места последующей битвы, захватчики встретились с армией фараона где -то в западной части Дельты Нила ранним весенним утром 1220 года до н. э. В течение 6 часов, пока Меренптах держал пехоту и колесницы в резерве, египетские лучники осыпали врага дождем стрел, убивая на месте ливийцев и их союзников. Те, кто остались в живых, отступили, и их преследовали египетские колесницы и пехота. Но и в этом случае ливийский вождь Марай а смог спастись, в спешке сбросив обувь, если верить буквально одному из свидетельств. « Жалкий вождь Ливии, - гласит надпись. - Его сердце остановилось от страха, сжалось, он остановился, преклонил колени и оставил на земле позади себя свой лук с колчаном и сандалии» . Победители-египтяне приступили к подсчету числа убитых врагов (всего около 6 тысяч) своим традиционным способом, отрубая руку у трупов обрезанных и отрезая половой орган у тех, кто не следовал этому египетскому обычаю.

Но пока войска Меренптаха шли на север, чтобы сражаться с ливийцами, с юга пришла тревожная весть, что после 70 лет мира взбунтовались подданные Египта из Нижней Нубии. Мятеж был подавлен быстро и безжалостно. Впоследствии, как проясняет настенная надпись времен Меренптаха, « Простые египтяне вновь могли ходить по дорогам любым шагом без страха» , крестьяне могли вернуться на свои поля и можно было вновь заселить города, опустевшие из-за паники. « Ра вернулся в Египет» , - делает вывод надпись; высеченные иероглифы выражают всеобщую благодарность народа своему богу.Оставшаяся часть короткого десятилетнего правления Меренптаха была безмятежной.

Аменмес

Но для египтологов период, непосредственно последовавший за смертью фараона, представляет собой загадку, так как, судя по имеющимся данным, оказывается, что законная линия престолонаследия была нарушена чужаком по имени Аменмес. К несчастью, этот источник, который часто сам себе противоречит, не позволяет сделать определенный вывод насчет того, взошел ли Аменмес на трон сразу же после Меренптаха. Большинство ученых, однако, принимают эту версию и рассматривают приход к власти Аменмеса как доказательство борьбы за трон между двумя соперничающими группировками: потомками Меренптаха и многими еще живущими детьми плодовитого Рамсеса 2. Аменмес, должно быть, был среди последних. Как именно Аменмес смог захватить верховную власть, остается тайной, но короткое царствование этого фараона открыло почти двадцатилетний период дворцовых интриг и междоусобиц. И действительно, менее чем через четыре года Аменмеса, несомненно, сменил тот самый человек, которого он ранее сверг, наследник Меренптаха - Сети, который взошел на трон под именем Сети II. Новый фараон не тратил времени и вскоре переписал историю, систематически уничтожая имя Аменмеса по всему Египту. Но сам Сети правил не более шести лет. Надпись на обломке известняка или черепке, находящемся теперь в Египетском Музее в Каире, сообщает, что Сети 2 наследовал его сын-подросток, Саптах.

Молодость и слабое здоровье фараона дали, однако, его матери, вдовствующей царице Таусерт, нужный предлог, чтобы вместо него править страной. Несчастный Саптах умер через шесть лет в юном возрасте, около 20 лет, и при отсутствии законных наследников Таусерт могла править теперь от своего имени, став четвертой женщиной-фараоном за последнюю тысячу лет. Но и дни Таусерт были сочтены: через два года и ее правление и сама XIX династия - прямые потомки Рамсеса 2, подошли к концу.