Древний Египет>
Осирис
Осирис
Некоторые элементы шумерских преданий повлияют и на египетскую мифологию.
Зеленый цвет имел важные дополнительные оттенки значения в египетском фольклоре.
Он ассоциировался с хорошим и правильным поведением, а также с растительностью,
природным порядком и с воскрешением. Это был цвет Осириса, возможно, самого
главного из всех египетских божеств, которого убил собственный брат Сет, но
он воскрес снова, победив смерть (Сет также принадлежал к важнейшим богам Гиксосам
— правителям Среднего Востока, которые какое-то время управляли Египтом).
Считается, что воскресение Осириса было связано с водным циклом дельты Нила,
когда река поднималась и затопляла равнины. После этого появлялась новая сочная
растительность — символ связи Осириса с возрождением и ростом. Сопряжение с
Зеленым Человеком в данном случае очевидно.
Также следует отметить, что зеленый Осирис «превратился» в собственного сына
Гора, который родился в результате брака с богиней Исидой. В некоторых фольклорных
рассказах Осириса убили и разрезали на кусочки, после чего он полностью возродился
в форме Гора, таким образом завершив цикл смерти и возрождения. В новой инкарнации
бог сохранил элементы своей матери Исиды, таким образом, являясь одновременно
и мужской, и женской сущностью — и Зеленым Мужчиной, и Зеленой Женщиной. Осирис
стал правителем Загробного мира в египетской мифологии, который решал судьбу
усопших после смерти. Это сложное народное предание впервые появилось во времена
правления четвертой династии фараонов (примерно около 2575–2467 года до н. э.),
но вполне возможно, что сам Осирис был гораздо старше. В самом деле, вероятно,
что его имя произошло от имени настоящего монарха, правящего дельтой Нила в
доисторические времена. Первоначально Осирис, скорее всего, был известен как
Анджети, который являлся ранним божеством плодородия, воплощающим неприрученную,
дикую Природу.
И Анджети, и Осирис стали египетской версией Зеленого Человека, который лег
в основу более позднего фольклора на Западе.
|